Подготовка детей к причащению. Детская исповедь

Особенности детской исповеди

Начну со случая, происшедшего на исповеди с девочкой семи-восьми лет. Она подошла к исповеди и, как многие дети, замолчала. «Какие у тебя, Машенька (имя изменено), грехи?» – спросил я ее. Честно глядя мне в лицо, она без тени сомнения ответила: «А у меня их нет». «Ну, может быть, хоть какие-то, Маруся, найдутся?» – допытывался я. «Нет», – последовал еще более, чем в первый раз, уверенный ответ. «Ну ты хоть, Марусенька, каешься?» – «Нет, не каюсь», – спокойно отвечала мне девочка.

Какая радость – слышать, видеть, чувствовать чистую, правдивую от глубины сердца исповедь этого маленького человека. «Почему?» – спросите вы. Да потому, что она сказала самую настоящую правду. Нет у нее грехов ни в правом кармане, ни в левом, ни даже на столе, и в них она не кается, потому что не в чем. И даже не понимает она, что это такое «должна каяться», что такое «грех».

«А что это такое?» – спросила она потом о грехе. С разрешения мамы и самой девочки и памятуя о том, что кого-то может заинтересовать этот случай, я решил написать о нем в этой статье. Правдива душа Машеньки. Маленькая девочка сказала то, что многие-многие взрослые люди (включая и меня, конечно, в первую очередь) не говорят из-за своей псевдостеснительности, забывчивости или даже незнания грехов.

Другой пример. К исповеди подходит отрок лет десяти, достает из кармана аккуратно сложенную записочку и начинает читать свои грехи: «Гордыня, тщеславие, нет любви к Богу… не сижу на месте, с утра до ночи смотрю телевизор…» Чувствуете, кто стоит за этой исповедью? Конечно, мама. Это мама написала за сына его грехи. Кстати, если оглянуться, то можно увидеть и саму маму. Она стоит неподалеку, за его спиной и наслаждается тем, как ребенок аккуратно и хорошо вычитывает грехи, ею же написанные. Конечно, почерк-то детский, но написано все с ее слов. После того как ребенок закончил читать, я попросил у него записочку и, разорвав, сказал: «Все это написала твоя мама». – «Да нет, батюшка, я сам написал», – возразил мне ребенок. – «Написал ты, конечно, сам, но диктовала тебе мама». – «Да, это правда», – ответил он. «А теперь скажи мне, Саша (имя изменено), были ли у тебя какие-то плохие дела? (Значение слова “плохо” он понимает.) Что тебе подсказывает твое маленькое сердце? Скажи то, что можешь сказать, а если стесняешься, так и скажи: “Стесняюсь сказать словами, но сожалею о сделанном”». И мальчик стал перечислять совсем простые грехи: уронил, разбил. Куда-то подевались сразу и гордыня, и тщеславие, и отсутствие любви к Богу. Мальчик каялся в том, что не помогал маме, огрызался… Вот почему я хотел бы обратиться с просьбой к родителям маленьких детей: «Дорогие папочки и мамочки, когда вы пытаетесь помочь ребенку подготовиться к исповеди, не забывайте, что он просто в силу возраста многого не понимает».

А после прочтения над ребенком разрешительной молитвы подошла ко мне его мама и стала жаловаться на сына: «Вы знаете, батюшка, он у меня исповедуется каждый месяц и все равно продолжает грешить. Вот какой у меня сын-то нехороший. Не может отказаться и от одного, и от другого… И причащается он, и исповедуется, и все равно продолжает грешить. Сколько раз я ему говорила, чтобы он исправился, а он – никак». Еще сказала мне, что сын ее исповедуется неискренне. Как будто есть у нее прибор для измерения искренности исповеди.

Но особенность детской исповеди (если исповедь действительно детская, а не материнская) как раз в том и состоит, что она непосредственна, искренна и правдива, и если мы будем это поддерживать, то ребенок, исповедуясь, будет меняться. Если правда и непосредственность, с которой говорят дети, останутся в их душах, то и они исправятся, ну а если будут, как попугаи, повторять, что им сказани другие, исправление затянется.

Дети часто молчат на исповеди. Священник спрашивает: «Ну ты хоть каешься?» «Я не знаю», – отвечает ребенок. Но, я думаю, даже на молчаливого ребенка можно наложить епитрахиль и простить ему грехи. И молчание их считается покаянием.

Очень важно дать ребенку ощущение свободы. Ты – свободен и поэтому вправе сам выбирать – зло творить или добро, и ты вправе исповедоваться так, как ты считаешь нужным. Если чувство свободы подавить в детстве, внушая ребенку, что и как он должен говорить на исповеди, то он станет не лучше, а хитрее. Это само по себе насилие над духом человека. Когда мама или священник из-за псевдолюбви заставляют детей на исповеди говорить «как надо», не учитывая их возрастные психологические и психиатрические особенности, то первое время ребенок поступает так, как от него требуют, но потом, как правило, отходит от храма, потому что это – не его волеизъявление.

В моей практике было очень много примеров тому, как, взрослея, ребенок отходил от церкви, а мама удивлялась: «Мы с самого раннего детства ездили по монастырям, источникам, молились, а сейчас ребенок даже слышать не хочет о храме». А почему? Потому, что не внесена была радость в церковную жизнь через маму. Не внесено было чувство свободы, особенно необходимое для мальчика. Были нарушены главные каноны Православной Церкви – любви и свободы. Я бы даже поставил сегодня свободу на первое место. Потому ребенок и отходит от веры, что буквой убивается дух. Потом, может быть, и вернется в Церковь молитвами матери, собственными страданиями, искушениями. Но мы уже сейчас должны трудиться над тем, чтобы детскую душу наполняла радость от посещения храмов, богослужений, формировать в ребенке чувство свободы и любви.

А теперь самое главное. Исповедь – это тайна, и тайна, дорогие мои родители, сия велика (Еф. 5, 32). На исповеди присутствуют исповедующийся, священник и Господь. Что именно вкладывает Господь в душу исповедующегося, в сердце священника, неизвестно никому. Только одному Богу. Хорошо или плохо прошла исповедь, правильно или неправильно каялся исповедующийся, судить не имеет права никто, потому что это – Таинство, и как оно свершилось и свершилось ли оно, не знает никто: ни священник, ни тот, кто исповедуется, а только Бог. И если мы подходим к исповеди человека, особенно ребенка, памятуя о том, что это – тайна, то знаем и то, что к Таинству нельзя подходить с человеческими мерками.

Мы можем подготовить ребенка к исповеди, рассказать ему, что есть плохо, что есть хорошо, что мучит совесть, что не мучит совесть, за что сердце болит, за что не болит, но поучать ребенка тому, как надо каяться, мы не имеем права. Почему? Да потому, что у нас самих-то исповедь слабая. Если бы у нас была большая вера и сильная исповедь, мы могли бы горы двигать и после покаяния не грешить. Но мы слабы, и говорит с ребеночком о покаянии, скорее, наша немощь, а потому и бываем мы часто похожими на тех, кто, не будучи каменщиком, берется строить дом, не будучи моряком, пытается переплыть бушующий океан.

Все начинается с простого и благоговейного отношения к чаду: оно – создание Божие, и подходить к нему для назидания надо с миром. Отвечая ребенку на вопрос: «Для чего мы исповедуемся?» – можно сказать: «Чтобы быть ближе к Богу, чтобы Господь мог нам помочь». Исповедь – это общение с Богом, а о Боге с ребенком надо говорить просто, искренне, с любовью и без чувства превосходства.

Из книги Детская исповедь [Как помочь Вашему ребенку] автора Орлова Екатерина Марковна

Протоиерей Артемий Владимиров. О детской исповеди Теперь, будучи священником, принимая на исповедь и больших и малых, часто вспоминаю ту минуту, когда я встал с колен после своей первой Исповеди. И ныне, видя пред собой преображенные лица, глаза, сияющие невыразимым

Из книги Частный детский сад: с чего начать, как преуспеть автора Зицер Наталья

Впустить в себя свет (Еще об исповеди у владыки Антония) «Ко мне приходит ребенок и говорит:– Я всматриваюсь во все зло, которое во мне есть, и не умею его искоренить, вырвать из себя.Я его спрашиваю:– А скажи, когда ты входишь в темную комнату, неужели ты машешь в ней

Из книги Душа вашего ребенка. 40 вопросов родителей о детях автора Нефедова Марина

Плохая бонна или обрусение детской? Проблема изучения иностранного языка в дошкольном возрасте – так ли она нова? Так же, как большинство проблем, связанных с воспитанием и образованием. Это ясно видно из полемики, которую в середине XIX века вела Аделаида Симонович с

Из книги Воспитать ребенка как? автора Ушинский Константин Дмитриевич

Жестокость в детской – У Сашки в классе скандал, – рассказывает Борису Наташа. – Опять избиение, на сей раз Карину в туалете избили, все это на видео сняли и в интернет выложили.– Наш там засветился?– Да нет, там одни девочки ее били. Наш ни при чем, но я вообще в ужасе. Они

Из книги 150 развивающих игр для детей от трех до шести лет автора Уорнер Пенни

Из книги Французские родители не сдаются. 100 советов по воспитанию из Парижа автора Друкерман Памела

Из книги Необычная книга для обычных родителей. Простые ответы на самые част(н)ые вопросы автора Милованова Анна Викторовна

Из книги Как отучить ребенка врать автора Любимова Елена Владимировна

Из книги Ваш малыш от рождения до двух лет автора Сирс Марта

Из книги автора

Перестановка в детской Сделайте в комнате у ребенка маленькую перестановку и посмотрите, сможет ли он определить, что изменилось?Что понадобится: Детская комнатаОсваиваемые навыки Когнитивные / мыслительные навыки Развитие речи и словарного

Из книги автора

26. Не существует «детской» еды Да, во Франции можно найти куриные наггетсы, рыбные палочки и пиццу. Но все это – случайная еда, в ежедневном меню детей таких блюд не встретишь (как и картошку фри – французы называют ее frites). Родители прилагают много усилий, чтобы дети не

Из книги автора

Законы детской дружбы «Друзья… не главное, здоровье в первую очередь», – говорит одна бабулька, привычно отправляясь с четырехлетним внуком на прогулку в лесопарковую зону. «Вот пойдет в школу, там и заведет друзей», – размышляет не очень общительная мама, читая

Из книги автора

Этикет на детской площадке Этикет возник как некий компромисс, позволяющий членам общества гармонично сосуществовать вместе. На детской площадке, где собираются люди разного происхождения, воспитания, образования и достатка, тем более необходимо вырабатывать

Из книги автора

Из книги автора

Оформление детской Варианты бесконечны – так же как и удовольствие. Крепко держитесь за свои кредитные карточки, путешествуя по стране фантазий. Здесь и фамильная кроватка на четырех ножках, в которой, возможно, выросли десятки ребятишек в вашей семье. И деревенский

Из книги автора

Потоки из детской чашки Поскольку на этом этапе рефлекс выталкивания языка может еще не исчезнуть у ребенка полностью, выпирающий язык может мешать губам герметично обхватывать чашку, и поэтому часть жидкости будет течь поверх языка и вытекать из уголков рта.

Таинство Исповедь - главная составная покаяния.

Это возможность попросить прощения за свои грехи, очиститься от них. Исповедь придает духовные силы для противостояния злу. Грех - это расхождение в мыслях, словах, поступках с Божьим соизволением. Исповедь - искреннее осознание нечестивых поступков, желание избавиться от них. Как бы ни было трудно и неприятно о них вспоминать, следует подробно рассказать о своих грехах священнослужителю. Для этого таинства необходима полная взаимосвязь чувств и слов, потому что будничное перечисление своих грехов не принесет истинного очищения. Чувства без слов так же безрезультатны, как и слова без чувств. Существует список грехов для исповеди. Это большой перечень всех непотребных действий или слов. В его основе лежат 7 смертных грехов и 10 заповедей. Жизнь человека слишком многообразна, чтобы быть абсолютно праведной. Поэтому исповедь - возможность раскаяться в грехах и постараться не допустить их в будущем.

Как подготовиться к исповеди?

За несколько дней должна проходить подготовка к исповеди. Список грехов можно написать на листке бумаги. Следует почитать специальную литературу о таинствах исповеди и причащения. Не следует искать оправдания грехам, нужно осознавать их нечестивость. Лучше всего анализировать каждый свой день, разбирая, что было хорошо, а что плохо. Такая ежедневная привычка поможет внимательнее относиться к мыслям, действиям. До исповеди следует помириться со всеми, кто был обижен. Простить тех, кто обидел. До исповеди необходимо усилить молитвенное правило. Добавить к ежевечернему прочтению Покаянный канон, каноны Богородице. Следует разделять личное покаяние (когда человек мысленно раскаивается в своих поступках) и таинство исповеди (когда человек рассказывает о своих грехах в желании очиститься от них). Присутствие стороннего лица требует морального усилия для осознания глубины проступка, заставит через преодоление стыда более глубоко взглянуть на неправые действия. Поэтому так необходим список грехов для исповеди в православии. Он поможет выявить то, что было забыто или хотелось скрыть. Если возникли затруднения в составлении перечня греховных действий, можно приобрести книгу «Полная исповедь». Она есть в каждой церковной лавке. Там подробно расписан полный список грехов для исповеди, особенности таинства. Опубликованы образцы исповеди и материалы для подготовки к ней. Правила Есть тяжесть на душе, хочется выговориться, попросить прощения? После исповеди становится гораздо легче. Это открытое, искреннее признание и раскаяние в совершенных проступках. До 3-х раз в неделю можно ходить на исповедь. Желание очиститься от грехов поможет преодолеть чувство скованности и неловкости. Чем реже исповедь, тем сложнее упомнить все события, мысли. Оптимальный вариант для проведения таинства - один раз в месяц.

Помощь в исповеди - список грехов - подскажет необходимые слова.

Главное, чтобы священнику стала понятна суть проступка. Тогда наказание за грех будет оправданным. После исповеди священник накладывает в сложных случаях епитимью. Это наказание, отлучение от святых таинств и Божьей благодати. Его длительность определяет священник. В большинстве случаев кающемуся предстоят нравственно-исправительные работы. Например, пост, чтение молитв, канонов, акафистов. Иногда список грехов для исповеди зачитывает батюшка.

Можно самостоятельно написать перечень того, что было совершено. Лучше приходить на исповедь после вечерней службы или утром, перед литургией. Как проходит таинство В некоторых ситуациях следует пригласить батюшку для исповеди на дом. Это делается в том случае, если человек серьезно болен или находится при смерти. Войдя в храм, необходимо занять очередь для исповеди. Во все время таинства на аналое лежат крест и Евангелие. Это символизирует незримое присутствие Спасителя. До начала исповеди батюшка может начать задавать вопросы. Например, о том, как часто произносятся молитвы, соблюдаются ли церковные правила. Затем начинается таинство. Лучше всего заготовить свой список грехов на исповедь. Образец его всегда можно приобрести в церкви. Если грехи, прощенные на предыдущей исповеди, были повторены, то следует снова их упомянуть - это считается более тяжкой провинностью. Не следует что-либо утаивать от батюшки или говорить намеками. Следует простыми словами внятно объяснить те грехи, в которых раскаиваетесь.

Если батюшка разорвал список грехов для исповеди, значит, таинство закончено и дано отпущение.

Священник накладывает на голову кающегося епитрахиль. Это означает возвращение Божьей милости. После этого целуют крест, Евангелие, что символизирует готовность жить по заповедям. Готовимся к исповеди: список грехов Исповедь предназначена для осмысления своего греха, желания исправиться. Человеку, далекому от церкви, сложно понять, какие действия следует считать нечестивыми. Для того и существуют 10 заповедей. В них четко прописано, чего делать нельзя. Список грехов для исповеди по заповедям лучше подготовить заранее. В день совершения таинства можно разволноваться и все забыть. Поэтому следует спокойно за несколько дней до исповеди еще раз перечитать заповеди и записать свои грехи. Если исповедь первая, то самостоятельно разобраться в семи смертных грехах и десяти заповедях непросто. Поэтому следует заранее подойти к батюшке, в личной беседе рассказать о своих затруднениях. Список грехов для исповеди с объяснением грехов можно приобрести в церкви или найти на сайте своего храма. В расшифровке подробно расписаны все предположительные грехи. Из этого общего списка следует вычленить то, что было совершено лично.

Затем записать свой перечень проступков.

Грехи, совершенные против Бога Неверие в Бога, сомнения, неблагодарность. Отсутствие нательного крестика, нежелание защищать веру перед хулителями. Клятвы именем Бога, произнесение имени Господа всуе (не во время молитвы или бесед о Боге). Посещение сект, ворожба, лечение всевозможными магиями, чтение и распространение лжеучений. Азартные игры, мысли о самоубийстве, сквернословие. Непосещение храма, отсутствие ежедневного молитвенного правила. Несоблюдение постов, нежелание читать православную литературу. Осуждение священнослужителей, мысли о мирском во время богослужения. Пустая трата времени на развлечения, просмотр телевизора, бездействие у компьютера. Отчаяние в трудных ситуациях, излишняя надежда на себя или чью-либо помощь без веры в промысел Божий. Утаивание грехов на исповеди. Грехи, совершенные против ближних людей Вспыльчивость, гнев, высокомерие, гордость, тщеславие. Ложь, невмешательство, насмешки, скупость, расточительность. Воспитание детей вне веры. Невозвращение долгов, неуплата за труд, отказ от помощи просящим и нуждающимся. Нежелание помогать родителям, неуважение к ним. Воровство, осуждение, зависть. Ссоры, употребление спиртного на поминках. Убийство словом (клевета, доведение до самоубийства или болезни). Убийство ребенка во чреве, склонение других к аборту. Грехи, совершенные против себя Сквернословие, самолюбие, празднословие, сплетни. Желание наживы, обогащения. Выставление напоказ добрых поступков. Зависть, ложь, пьянство, чревоугодие, употребление наркотиков. Блуд, прелюбодеяние, кровосмешение, рукоблудие.

Список грехов для исповеди женщины.

Это весьма деликатный список, и многие женщины отказываются от исповеди, ознакомившись с ним. Не следует доверять любой прочитанной информации. Даже если брошюра со списком грехов для женщины приобреталась в церковной лавке, обязательно обратите внимание на гриф. Должна стоять надпись «рекомендовано издательским советом Русской православной церкви». Священнослужители не разглашают тайну исповеди. Поэтому лучше всего проходить таинство с постоянным духовником. Церковь не вторгается в сферу интимных супружеских отношений. Вопросы контрацепции, которая иногда приравнивается к аборту, оптимально обсудить со священником. Существуют средства, которые не обладают абортирующим действием, а лишь предотвращают зарождение жизни. В любом случае все спорные вопросы следует обсудить с супругом, врачом, духовником.

Вот список грехов для исповеди (краткий):

Редко молилась, не посещала церковь.

Больше думала о мирском во время молитвы.

Допускала половую жизнь до брака. Аборты, склонение к ним других. Имела нечистые мысли, желания.

Смотрела фильмы, читала книги порнографического содержания.

Сплетни, ложь, зависть, лень, обиды.

Излишнее обнажение тела для привлечения внимания.

Боязнь старости, морщин, мысли о самоубийстве

Пристрастие к сладостям, алкоголю, наркотикам.

Избегание помощи другим людям.

Обращение за помощью к гадалкам, ворожеям. Суеверие.

Список грехов для мужчины.

Идут споры о том, следует ли готовить список грехов для исповеди. Кто-то считает, что такой перечень вредит таинству и способствует формальному зачитыванию провинностей. Главное в исповеди - осознать свои грехи, покаяться и не допустить их повторения. Поэтому список грехов может быть краткой памяткой или отсутствовать вовсе. Формальная исповедь не считается действительной, так как в ней нет раскаяния. Возврат после таинства к прежней жизни добавит лицемерия. Равновесие духовной жизни состоит в понимании сути покаяния, где исповедь - только начало осознания своей греховности. Это длительный процесс, состоящий из нескольких этапов внутренней работы. Созидание духовных ресурсов - это систематическая настройка совести, ответственность за свои отношения с Богом.

Приведем список грехов для исповеди (краткий) для мужчины:

Святотатство, разговоры в храме. Сомнение в вере, загробной жизни. Кощунство, насмешки над убогими. Жестокость, лень, гордыня, тщеславие, алчность. Уклонение от службы в армии. Избегание нежелательной работы, отлынивание от обязанностей. Оскорбления, ненависть, драки. Клевета, разглашение чужих слабостей. Соблазнение на грех (блуд, пьянство, наркотики, азартные игры). Отказ в помощи родителям, другим людям. Воровство, бесцельное коллекционирование. Склонность к хвастовству, спорам, унижению ближнего. Наглость, хамство, презрение, фамильярность, малодушие.

Исповедь для ребенка

Для ребенка таинство исповеди можно начать с семи лет. До этого возраста к Причастию дети допускаются без этого. Родители должны подготовить ребенка к исповеди: объяснить суть таинства, рассказать, для чего оно проводится, вспомнить вместе с ним возможные прегрешения. Чаду надо дать понять, что искреннее раскаяние и есть подготовка к исповеди. Список грехов ребенку лучше написать самому. Он должен осознать, какие действия были неправильными, постараться не повторять их впредь. Старшие дети сами принимают решение о том, исповедоваться или нет. Не стоит ограничивать свободу воли ребенка, подростка. Личный пример родителей гораздо важнее всех бесед. Малыш должен вспомнить свои грехи перед исповедью. Список их можно составить после того, как ребенок ответит на вопросы: Как часто читает молитву (утром, вечером, перед едой), какие знает наизусть? Ходит ли в церковь, как ведет себя на службе? Носит ли нательный крестик, отвлекается или нет во время молитв и богослужений? Обманывал когда-нибудь родителей или батюшку во время исповеди? Не гордился ли своими успехами, победами, не зазнавался ли? Дерется или нет с другими детьми, не обижает ли малышей или животных? Ябедничает ли на других детей, чтобы выгородить себя? Совершал ли воровство, завидовал ли кому-нибудь? Смеялся ли над физическими недостатками других людей? Не играл ли в карты (курил, выпивал спиртное, пробовал наркотики, сквернословил)? Ленится или помогает родителям по дому? Не притворялся ли больным во избежание своих обязанностей?

Человек сам определяет - исповедоваться ему или нет, сколько раз посещать таинство. Следует подготовить список грехов на исповедь. Образец лучше взять в том храме, где будет происходить таинство, или самостоятельно его найти в церковной литературе. Оптимально ходить на исповедь к одному и тому же священнослужителю, который станет наставником, будет способствовать духовному росту. Исповедь совершается бесплатно. Предварительно нужно поинтересоваться, по каким дням проходят исповеди в храме. Одеться следует подобающим образом. Для мужчин - рубашка или футболка с рукавами, брюки или джинсы (не шорты). Для женщин - платок на голове, отсутствие косметики (хотя бы помады), юбка не выше колен. Искренность исповеди Священник как психолог может распознать, насколько искренен человек в своем раскаянии. Бывает исповедь, оскорбляющая таинство и Господа. Если человек механически рассказывает о грехах, имеет несколько духовников, утаивает правду - такие действия не ведут к покаянию. Поведение, тон речи, слова, которыми произносится исповедь, - это все имеет значение. Только так священник понимает, насколько искренен кающийся. Муки совести, смущение, переживания, стыд способствуют духовному очищению. Иногда личность батюшки важна для прихожанина. Это не повод осуждать и комментировать действия священнослужителей. Можно пойти в другой храм или обратиться к другому святому отцу для исповеди. Бывает, что сложно озвучить свои грехи. Душевные переживания настолько сильны, что удобнее составить список неправедных действий. Батюшка внимателен к каждому прихожанину. Если из-за стыда невозможно рассказать обо всем и раскаяние глубоко, то грехи, перед исповедью список которых составлен, священнослужитель имеет право отпустить, даже не прочитав их.

Значение исповеди.

Необходимость говорить о своих грехах перед посторонним человеком смущает. Поэтому люди отказываются ходить на исповедь, считая, что Бог и так их простит. Это неверный подход. Священнослужитель выступает лишь как посредник между человеком и Богом. Его задача - определить меру раскаяния. Батюшка не вправе осуждать кого-либо, он не выгонит из храма кающегося. На исповеди люди очень ранимы, и священнослужители стараются не причинять лишних страданий. Важно увидеть свой грех, осознать и осудить его в своей душе, озвучить перед священником. Иметь желание не повторять больше свои проступки, постараться искупить делами милосердия нанесенный вред. Исповедь приносит возрождение души, перевоспитание и выход на новый духовный уровень. Грехи (список), православие, исповедь подразумевают познание себя и поиск благодати. Все добрые дела творятся через силу. Только преодолев себя, занимаясь делами милосердия, взрастив в себе добродетели, можно получить Божью благодать. Значение исповеди состоит в понимании типологии грешников, типологии греха. При этом индивидуальный подход к каждому кающемуся сродни пастырскому психоанализу. Таинство исповеди - это боль от осознания греха, признание его, решимость озвучить и попросить прощения за него, очищение души, радость и умиротворение. Человек должен почувствовать потребность в покаянии. Любовь к Богу, любовь к себе, любовь к ближнему не могут существовать по отдельности. Символизм христианского креста - горизонталь (любовь к Богу) и вертикаль (любовь к себе и ближнему) - состоит в осознании целостности духовной жизни, ее сути.-

На вопросы, которые волнуют всех православных мам и пап, отвечает протоиерей Максим Козлов в книге «Детская исповедь: не навреди!» . Мы выбрали для вас самое актуальное:

- Как воспитать в детях благоговейное отношение к Причастию и богослужениям?

Прежде всего, нужно самим родителям любить Церковь, церковную жизнь и любить в ней каждого человека, в том числе и маленького.

И любящий Церковь сумеет это передать своему малышу. Это главное, а все остальное - уже просто конкретные методики.

Мне вспоминается рассказ протоиерея Владимира Воробьева , которого в детстве водили к Причастию только несколько раз в году, но он помнит каждый этот раз, и когда это было, и какое это было духовное переживание.

Тогда, в сталинское время, в церковь часто ходить было нельзя. Так как если бы тебя увидели даже твои товарищи, то это могло грозить не только потерей образования, но и тюрьмой.

И отец Владимир вспоминает каждый свой приход в церковь, который был для него великим событием. Не могло быть и речи о том, чтобы на службе шалить, переговариваться, болтать со сверстниками.

Нужно было прийти на Литургию, помолиться, причаститься Святых Христовых Таин и жить ожиданием следующей такой встречи. Думается, и мы должны понимать Причастие, в том числе и маленьких детей, вступивших в пору относительной сознательности, не только как лекарство во здравие души и тела, но как нечто неизмеримо более важное. Даже ребенком оно должно восприниматься прежде всего как соединение со Христом.

Главное, о чем нужно думать, - чтобы посещение службы и Причастие стали для ребенка не тем, к чему мы его понуждаем, а тем, что он должен заслужить. Надо постараться так перестроить наше внутрисемейное отношение к богослужению, чтобы мы не тянули своего отрока причащаться, а он бы сам по прошествии определенного пути, подготавливающего его к принятию Святых Христовых Таин, получал право прийти на Литургию и приобщиться.

И быть может, лучше, чтобы воскресным утром мы не тормошили своего развлекавшегося в субботу вечером ребенка: «Вставай, на Литургию опаздываем!», а он, проснувшись без нас, увидел бы, что дом-то пуст. И оказался и без родителей, и без церкви, и без праздника Божия.

Пусть он до этого лишь на полчаса приходил на службу, к самому Причастию, но все равно не может не почувствовать некоторое несоответствие воскресного лежания в постели тому, что должен в это время делать каждый православный христианин. Когда же сами вернетесь из церкви, не упрекните своего отрока словами.

Быть может, ваша внутренняя скорбь по поводу его отсутствия на Литургии даже действенней отзовется в нем, чем десять родительских понуканий «а ну пойди», «а ну подготовься», «а ну прочитай молитвы».

Поэтому родители никогда не должны побуждать своего ребенка к Исповеди или Причастию в его уже сознательном возрасте. И если они смогут себя в этом сдерживать, то тогда благодать Божия обязательно коснется его души и поможет в таинствах церковных не затеряться.

- Как часто нужно исповедовать ребенка?

Отчасти на собственных ошибках, отчасти советуясь с более опытными священниками, я пришел к выводу, что детей надо исповедовать как можно реже. Не как можно чаще, а как можно реже. Худшее, что можно сделать, - это ввести для детей еженедельную исповедь. У них она более всего ведет к формализации. Так они ходили и просто причащались каждое воскресенье или, по крайней мере, часто (правильно ли это для ребенка - тоже вопрос), а потом - с семи лет - их водят тоже чуть ли не каждое воскресенье под разрешительную молитву.

Дети очень быстро научаются говорить правильное священнику - то, что батюшка ожидает. «Маму не слушался, в школе грубил, ластик украл…» Перечень этот легко восстанавливается, и они даже не встречаются с тем, что такое исповедь как покаяние. И бывает, что целые годы приходят на исповедь с одними и теми же словами: «я не слушаюсь, я грублю, я ленюсь,забываю молитвы читать» - вот короткий набор обычных детских грехов. Священник, видя, что кроме этого ребенка к нему стоят еще много других людей, отпускает ему грехи и на этот раз.

Но по прошествии нескольких лет такому «воцерковленному» чаду будет вообще непонятно, что такое покаяние. Для него не составляет никакого труда сказать, что он то-то и то-то плохо сделал, «что-то пробубнить» по бумажке или по памяти, за что его или погладят по голове, или скажут: «Коля, не надо воровать ручки», а потом: «Не надо привыкать (да, потом уже привыкать) к сигаретам, смотреть эти журналы», и далее по нарастающей. А потом Коля скажет: «Не хочу я слушать тебя». Маша тоже может сказать, но девочки обычно быстрее взрослеют, они успевают приобрести личный духовный опыт раньше, чем могут прийти к такому решению.

Когда ребенка первый раз приводят в поликлинику и заставляют раздеться перед врачом, то он, конечно, стесняется, ему неприятно. А если положат его в больницу и будут каждый день перед уколом рубашку задирать, то он начнет делать это совершенно автоматически, безо всяких эмоций. Так же и исповедь с какого-то времени может не вызывать у него уже никаких переживаний. Поэтому благословлять детей на Причастие можно достаточно часто, но исповедоваться им нужно как можно реже.

Взрослым мы действительно по многим практическим причинам не можем разнести Причастие и Таинство Покаяния надолго, но к детям-то, наверное, можно было бы эту норму применить и говорить, что ответственная, серьезная исповедь отрока или отроковицы может осуществляться с достаточно большой периодичностью, а в прочее время - давать им благословение на Причастие, ввести это не в самодеятельность священника, а в каноническую норму.

Думаю, добро будет, посоветовавшись с духовником, исповедовать такого маленького грешника первый раз в семь лет, второй раз - в восемь, третий раз - в девять лет, несколько оттянув начало частой, регулярной исповеди, чтобы ни в коем случае она не становилась привычкой.


- Один знакомый игумен рассказал мне о том, как однажды к нему на исповедь пришел человек средних лет, который не мог вымолвить ни слова. Он лишь горько плакал и молил Господа о прощении. Батюшка вспоминал: «Я подождал минут пять, а потом покрыл его епитрахилью и прочитал разрешительную молитву. Это была поистине лучшая исповедь, которую мне довелось принять за всю свою жизнь!» В связи с этим вопрос: если основа исповеди - сокрушенное покаяние человека и его искреннее желание коренным образом изменить свою жизнь и себя самого, то какой осознанной исповеди мы можем ожидать и тем более требовать от ребенка?

Для начала - несколько слов по поводу пересказанного Вами случая. Я нисколько не удивлен тому, что слова игумена глубоко врезались в Вашу память, но полагаю и даже абсолютно убежден в том, что если тот же самый человек еженедельно приходил бы в храм, рыдал там и помалкивал, то тот же самый батюшка через какое-то время порекомендовал бы ему для начала сходить к доктору и лишь после этого готовиться к Таинству Исповеди.

Один известный московский проповедник еще в советские времена как-то на Усекновение главы Пророка и Крестителя Господня Иоанна вышел на амвон, долго молчал, насупившись, а потом неожиданно воскликнул: «Родные мои, Предтече головушку отрубили!» - и, прослезившись, скрылся в алтаре. Что ж, раз в жизни и такое возможно, однако если этот священник всякий раз подменял бы проповедь эмоциональными выплесками, то вряд ли достиг бы желаемого результата.

Вот и исповедь как очищение себя горькими слезами возможна либо в том случае, когда грех всерьез обожжет душу, либо когда человек начнет жить настолько глубокой духовной жизнью, что откажется мириться с тем, что окружающие воспринимают как хотя и греховные, но терпимые проявления нашей искаженной природы .

Да что там дети - и мы, взрослые, далеко не всегда переживаем исповедь как метанойю (переосмысление), которая благодатным озарением нисходит на нас, грешных, в лучшем случае несколько раз в жизни. Однако осознание этого прискорбного факта отнюдь не отменяет ни необходимости молитвенного труда, ни благотворности исповеди, понуждающей нас к крайне неприятному, но жизненно необходимому откровению перед давно знакомым человеком, пусть даже и священником. Этот душевный труд также очень важен! Без него, скорее всего, не состоится и то омытие слезами, которое каждый из нас мечтает когда-нибудь пережить. Здесь, как в спорте: лишь упорная, каждодневная тренировка духовных мышц позволит нам надеяться на настоящий качественный прорыв.

К сожалению, рассуждая о религиозном воспитании детей, многие из нас начинают руководствоваться ложной, лукавой логикой: дескать, не стоит на них давить, вырастут и сами определятся в жизни, а сейчас - лишь бы не отпугнуть. Если в минувшие годы родители, лишенные в детстве радости церковного общения, излишне пичкали своих отпрысков «твердой» пищей духовной, которая порой вызывала стойкую изжогу и неприятие, то теперь маятник резко качнулся в противоположную сторону, обозначив очередной перекос.

Но воспитывать-то своих детей нужно, этой обязанности с нас никто не снимал! Если ты не приучишь их ходить в храм хотя бы по воскресеньям и праздникам, если не будут они с малых лет поститься, пусть и не строго, пусть по-детски, то когда же им начинать? С шестнадцати лет, что ли? С восемнадцати? С двадцати одного года? Точно так же и с покаянием: если не будет привит вовремя навык, не придет твой ребенок на исповедь никогда.

- Нужно причащать маленьких детей как можно чаще?

Я пришел (кстати, далеко не сразу!) к твердому убеждению: нет никакой необходимости в том, чтобы причащать малышей на каждой Литургии. Во-первых, возникает резонный вопрос: а зачем? Ведь если мы действительно веруем в то, что в Таинстве Крещения младенец освобождается от главных последствий первородного греха, над всеми нами довлеющего, а личных грехов пока не имеет, то что мы в таком случае хотим дать ему посредством частых причащений? Некий магический оберег, стоящий на страже его здоровья, причем не столько душевного, сколько физического?

Если дело обстоит именно таким образом, то наше понимание сути величайшего Таинства не имеет к православию ни малейшего отношения. Аргументы, сводящиеся к тому, что так поступают многие, тоже несостоятельны. Ну а мы-то сами о чем думаем, чем занимаемся? Всего лишь обезьянничаем?


Я полагаю, что духовный ущерб, который может быть нанесен семье такой практикой, значительно превышает гипотетические приобретения ребенка. Молодые родители, в особенности воспитывающие нескольких близких по возрасту детей, очень быстро отвыкают молиться сначала во время богослужений, а затем и дома. Прежде всего, это относится к женщинам. Отцам еще как-то удается изыскивать возможности для самостоятельного бытия, в том числе и бытия церковного, ну а куда мать от ребенка денется?

Вот и ограничивается церковная жизнь молодой мамы, до того тяготевшей к духовной жизни, тем, что она на пятнадцать-двадцать минут забегает в храм с ребенком на руках, а дальше, нисколько не участвуя в богослужении, начинает заботиться лишь о том, чтобы ее малыш громко не заревел в самый неподходящий момент. Затем она, наконец, прорывается к Чаше и переводит дух, лишь вновь оказавшись на улице. Общалась ли она в это время с Господом, молилась ли? Да ни о чем она не молилась, не до того ей было…

На мой взгляд, гораздо плодотворнее чередование родителями своих обязанностей. Скажем, в это воскресенье папа погуляет с коляской возле дома или вокруг храма и принесет младенца непосредственно к Причастию, предоставив любимой жене возможность спокойно постоять и помолиться в храме Божием. На следующей неделе, наоборот, мама займется ребенком, в то время как ее муж посвятит себя молитве. При таком подходе и ребенок без Святых Даров не останется, и родители не утратят навыки церковной жизни.

- Если ежедневное молитвенное правило приедается, можно ли практиковать семейную молитву «своими словами»?

Многие наши проблемы обусловлены тем, что молитвенное правило, сложившееся три столетия назад, с тех пор практически не изменилось и, конечно же, нуждается в разумной модернизации. Впрочем, само богослужение подсказывает, что молитва наша не должна быть однообразной, она вполне может в известной степени соответствовать суточному, недельному и годовому церковному кругу.

Например, почему бы Великим постом вместе с детьми не читать дома покаянную молитву святого Ефрема Сирина и молитву мытаря, хотя бы затем, чтобы в наших душах возникало ощущение поста? Сейчас издаются выдержки из Триоди. Какие же удивительные тексты встречаем мы в них! Наоборот, в дни Причастия ребенок постарше может заменить некоторые покаянные вечерние молитвы благодарственными в знак признательности за то, что Господь сподобил его приобщиться Святых Таин.

Чрезмерно увлекаться молитвой «своими словами» не следует хотя бы потому, что слова эти, особенно при регулярном их употреблении, вскоре обесцениваются и выливаются в примитивные, убогие формы, разительно уступающие высочайшим образцам, предлагаемым нашими молитвословами.

Вот из этого бескрайнего моря, которое плещется перед нами, и нужно творчески отбирать то, что поможет нам избежать сухости в молитве, избавит нас от ощущения каждодневной рутины.

Кстати говоря, такой подход вполне может заинтересовать и детей, став, по сути, очередным этапом на пути их церковного взросления. То же можно сказать и о подготовке к Таинству Евхаристии. Когда ребенок начинает более или менее осознанно молиться (в данном случае я специально не говорю о конкретном возрасте), ему нужно прививать осознание того, что Причастию, помимо обычной молитвы, должно сопутствовать что-то еще, и вечер, предшествующий этому событию, - поистине особый.

Пусть поначалу ребенок будет читать немногое - одну-две наиболее понятные молитвы из Последования ко Святому Причащению, может быть, даже адаптированные родителями для лучшего восприятия, например, «Верую, Господи, и исповедую…». Полагаю, что это необходимо. Задача родителей - это всегда задача творческая: суметь направить своих детей на путь веры и заботливо поддерживать хотя бы их первые шаги.

О том, что еще важно знать при подготовке ребенка к исповеди, читайте в книге протоиерея Максима Козлова

Кравцова М. В.

"Никите недавно исполнилось семи лет. Он очень ждал семилетия, т. к. все ему говорили, что только те, кто старше семи лет, могут исповедаться, а у него пока что слишком мало грехов и что он пока слишком маленький... Научился он и букву "р" произносить с помощью логопеда, хотя и несколько гипертрофировано. Так что фраза, которую он произнес, звучала примерно так:
"Я теперрррь могу исповедываться? Я ведь теперррррь большой гррррешник!"
(р. Б. Иоанн).

Семь лет - число мистическое, библейское число. Возраст особенный в жизни ребенка. Каким бы маленьким он нам до сих пор ни казался - отныне это человек, пусть в иной степени, чем взрослый, но все-таки несущий ответственность за свои поступки.

Семь лет - это возраст, когда ребенок обычно начинает обучаться в школе. К этому возрасту у него развиваются самосознание, способность к абстрактному мышлению, позволяющее в той или иной степени проникать в суть вещей. Понятия греха и личностного покаяния становятся доступными ребенку. И он вступает с Господом в новые отношения. И к осознанию этого родителям нужно подготовиться самим и подготовить ребенка в то время, когда он еще не достигнет семи лет.

Исповедь - это Таинство. И неважно, сколько лет исповеднику. Вот об этом-то родители порой и забывают, когда речь идет о совсем еще, как им кажется, крохотном их чаде. Но ведь ребенок уже благословлен Церковью на серьезное участие в одном из семи великих Таинств. До этого дитя крестили, помазали святым миром, приносили причащаться. Все это делалось по желанию и воле родителей, хотя малыш, конечно, мог и сам очень желать, например, причащения. И все-таки до семи лет он следовал за родителями. Сейчас они должны будут приготовиться к тому, что в храме им придется отпустить ручку ребенка. Отныне он уже не сможет подходить к Чаше без исповеди. Но это, конечно же, не означает того, что теперь можно бросить юного христианина на произвол судьбы, предав его полностью своей воле. Напротив! Именно сейчас ребенку как никогда нужна помощь взрослого. Только вот в чем она будет заключаться?

Искренние беседы с родителями , которые могут начать проводится еще до семи лет, возможно, направят сердце ребенка на истинное покаяние, помогут ему разобраться в себе, в своих маленьких еще грехах и искушениях, чтобы в один прекрасный день с охотой пойти в храм "помириться с Богом". Да, пусть грехи эти и покажутся родителям незначительными - ребенок должен сам пережить осознание неправильности того или иного поступка, чтобы покаяться в нем перед Христом через священника. Действовать взрослым здесь надо очень разумно, бережно и осторожно.

"Ближайшего, впрочем, руководства требует совесть. Здравые понятия, с добрым примером родителей и другими способами обучения добру, и молитва освятят ее и напечатлеют в ней достаточные основания для последующей доброй деятельности. Сознательность есть дело чрезвычайной важности в жизни; но как легко ее образовывать, так легко и заглушить в детях. Воля родителей для малых детей есть закон совести и Божий. Сколько есть у родителей благоразумия, пусть так распоряжаются своими повелениями, чтобы не поставлять детей в необходимость быть преступниками их воли; а если уже сделались такими - сколько можно располагать их к раскаянию. Что мороз для цветов, то и отступление от родительской воли для дитяти; оно не смеет смотреть в глаза, не желает пользоваться ласками, хочет убежать и быть одно, а между тем душа начинает дичать. Как хорошо предварительно расположить его к раскаянию, сделать, чтобы без боязни, с доверием, со слезами пришло и сказало: "Вот я то и то сделал худо". Само собою, что все это будет касаться одних обыкновенных предметов; но хорошо и то, что положится основание будущему постоянному истинно религиозному характеру - тотчас восставать по падении, образуется уменье скорого покаяния и очищения себя или обновления слезами" (святитель Феофан Затворник).

Ласковость, спокойствие, дружелюбие - вот главное, что должен видеть и ощущать малыш от родителей, желающих поговорить с ним о состоянии его души. Он должен чувствовать любовь. И даже если речь о покаянии, о будущей исповеди будет родителями начата в связи каким-то проступком ребенка - то и в строгости он должен опять же чувствовать любовь. Само собой, с иным ребенком иногда родитель обязан быть строгим. Но не раздражительным, не деспотичным, не эгоистичным. Если взрослый отдает себе отчет в том, что в ответ на детский проступок он не сможет сдержать раздражения, то не хватать ему надо малыша за руку и тащить к иконам с назиданиями - а самому встать перед этими иконами, чтобы помолиться не только за свое дитя, но и за себя.

Недопустимо что-то навязывать ребенку, а тем более - указывать: "Подойди к батюшке и скажи то-то и то-то". Да еще и требовать потом отчета, все ли он исповедал и какими словами, и что сказал священник в ответ. Тайна исповеди нерушима с обеих сторон, и исповедник не обязан делиться ни с кем ее содержанием. Неужели юный христианин "неполноценен", так что на него, по мнению некоторых родителей, это духовное правило не распространяется? Можно что-то ненавязчиво напомнить ребенку перед исповедью, побудить его осознать грешность какого-то проступка, еще раз прочесть и объяснить заповеди, но что именно и как говорить, должно подсказать ему собственное христианское переживание. И никогда не используйте книги, в которых перечисляются грехи, ни вы сами, ни, тем более, вместе со своим ребенком! Как показывает, увы, уже многочисленный опыт, эти странные списки, распространяемые неизвестно по чьему благословению, способны нанести душе реальный вред, тем более - душе неокрепшей.

Но одно вы, взрослые, должны - не силой, не угрозами, не нелепыми сказками - но внушить ребенку неукоснительно. Ребенок должен знать твердо - на исповеди не лгут.

Священник Артемий Владимиров считает, что ребенок лучше, чем из книг, из родительских бесед может усвоить смысл Таинства Покаяния. Он пишет о том, что дети, сердца которых воспитываются и укрепляются в Боге, очень нуждаются в положительных, светлых и радостных эмоциях и солнечных красках. Что важно всегда уметь ребенка радовать, а для этого требуются и душа, и сердце, и мысль, и собственный опыт покаяния. Нет, не портить детей, "подыгрывая их страстишкам", но, говоря о хорошем, добром, вдохновлять маленьких христиан на то, чтобы они действительно потянулись к свету, чтобы не чувствовали на себе взор осуждения и ужаса.

"Используя лишь отрицательные, горькие примеры и слова, - и это величайшая ошибка! - родители иногда напоминают в отношении своих детей обвинителей Нюрнбергского процесса. Взрослым так хочется сделать из них ангелов! Но поскольку чада вовсе не всегда соответствуют их представлению об идеальном ребенке, родители уподобляются Илье Муромцу, а ребенка видят каким-то поганым татарином, которого готовы вместе с Тарасом Бульбой зарубить собственной рукой. Лучше зарубим, чем увидим его не соответствующим нашим пожеланиям!.." Священник пишет о том, что взрослые должны понимать - перед ними личность, "которую нельзя придавить, как вошь". Потому что Бог любит человека, и благодать всегда бережно прикасается к душе, и мы не должны опережать действие благодати прямолинейным и жестким расчленением совести. Но в то же время не должны, "отпустив вожжи", легкомысленно надеяться на то, что Господь Сам все управит, без нашего участия ("О детской исповеди").

Да, оставить ребенка наедине с таким ответственейшим шагом в его жизни - приобщением к Церковному покаянию - ошибка не меньшая, чем силой заставлять его исповедоваться, вручая ему "хартию с грехами", едва ли не собственноручно родителями написанную. Можно и нужно молиться, уповать на Божью благодать, можно понадеяться на мудрого священника, но родители должны сами - сами! - помочь ребенку осознать духовную сущность Таинства. Отец Артемий советует говорить с детьми об их внутреннем мире безо всякого сюсюкания, спрашивать ребенка - как он считает, есть ли у него какие-нибудь недостатки, что мешает ему жить на свете? "Посмотри на свое сердце, нет ли там какой-нибудь занозы?" И, пожалуй, нередко ребенка совесть может обличить в таком грехе, что ничего, кроме улыбки, у родителя это не вызовет. Но если ребенок поделился с вами - так неужели же вы дадите ему понять, что не принимаете всерьез его маленьких прегрешений? Ведь и самим полезно помнить, что многое начинается с малого. Но также следует и помнить и то, что повинную голову меч не сечет.

"Исповедь малышей может и должна быть предваряема исповедальным разговором, который могли бы, конечно же, осуществлять и любящие детей родители и воспитатели (только бы они не были "мясниками" в этом хирургическом деле, только бы они были "вооружены" не отбойными молотками, как стахановцы, но чувствовал! бы хрупкость личности ребенка, никогда не переходил! бы за грань доброй и благодатной беседы и не превращали бы ее в допрос). Взрослые должны ненавязчиво и мудро приучать малышей к откровенной исповеди, культивировать в детях (в разумной мере) чувство вины, приучать их к самооценке, к критическому осмыслению своих дел, слов и, в конечном счете, эмоций, намерений, сокровенных движений сердца" (протоиерей Артемий Владимиров "О детской исповеди").

Мы не будем рассказывать здесь подробно о том, как конкретно, в каком тоне, в каких выражениях следует взрослым вести с тем или иным ребенком беседы о Таинстве покаяния. Вновь и вновь напомним об индивидуальности каждого Божьего создания, каким бы малым по годам оно не было. И опять подчеркнем важность родительского примера. Если малыш видит благоговение в семье при подготовке к Таинствам, если видит радостные лица, сияющие глаза своих родных, когда они отходят, исповедавшись, от аналоя, или же даже их слезы - он без слов поймет, что свершается нечто очень важное, далекое от всякой обыденности. Протоиерей Артемий Владимиров делится воспоминаниями о том, как его бабушка приходила домой со службы (сам он в это время был десятиклассником), и говорила: "Как было хорошо! Я исповедалась и причастилась. Какая радость!". "Больше она ничего не говорила, но я это все запомнил и после ее кончины стал ходить в храм Ильи Обыденного, куда ходила моя бабушка" ("О детской исповеди"). Тем более маленький ребенок, настолько восприимчивый ко всему, что наблюдает он у взрослых, впитает в себе ощущение того, что Таинства - это радость, это волнение, это свет, это торжество…

Многое в том, как сложится у ребенка представление о таинстве покаяния, о его участии в этом таинстве зависит от священника, который станет духовником малыша. Не всегда, конечно, существует возможность выбора, но если она есть, родители должны помочь своему ребенку найти человека, который будет воистину его отцом в духовной жизни. Впрочем, не всегда тот батюшка, который нравится нам, может пробудить чувство доверия у ребенка. Помните Марину Цветаеву, которая в детстве лгала на исповеди, потому что в ее голове не укладывалось, как сможет она о своих детских глупостях поведать священнику - другу отца и академику?

Протоиерей Артемий Владимиров советует, прежде всего, подыскивать священника, который понимает детскую душу, любит детей, относится к ним с теплотой, с неподдельным интересом, "смотрит на ребенка, как на бутон, которому надлежит либо раскрыться, либо завянуть". Такой пастырь осознает ответственность за душу ребенка, приходящего к нему на исповедь. Возможно, это может быть священник, опытный в общении с детьми, например, если он сам является многодетный отцом и имеет за плечами годы трудов по воспитанию собственных чад. "Таковы суть и священники, которые имеют, как говорили в старину, "покаяльную семью" и много лет трудятся над исправлением нравов. Пред их пастырским оком проходят все возрасты человеческие". Отец Артемий рассказывает о печальном случае, когда в одном московском храме молодой священник повернул девочку, исповедавшуюся ему в воровстве, лицом к стоявшим, поднял ее ручку и сказал в назидание что-то вроде: "Вот ручка, которая берет без спроса!". Девочка, пережив шок, стала заикаться... "Поэтому не ошибаются те родители, которые из боязни подобных травм ведут ребенка к священнику благостному, сердце которого проникнуто любовью к человеку, к душе ребенка, который изжил из своего сердца раздражительность - качество, противоположное благостыне (не будем путать благостыню с елейностью, напускной вежливостью)". ("О детской исповеди").

И как это важно - раскрыть перед ребенком суть исповеди не как разговор священника с прихожанином, не как отчет в своих грехах или тяжкую, хоть и необходимую обязанность, но как истинное Таинство, совершаемое перед взором Христа. Как легко и светло становиться на душе, когда мы просим прощения у кого-нибудь, кого мы обидели - и нас прощают! И если так дело обстоит с людьми, то насколько же чудесней, благодатней, животворней прощение Самого Господа Иисуса Христа! А Он никогда не отвергает кающихся.

Именно Он, Господь незримо присутствует в Таинстве, принимая наше покаяние. Священник, каким бы хорошим он ни был сам по себе - лишь посредник. Мы вновь приходим к выводу, что, раскрывая перед ребенком суть Церковной жизни, необходимо делать это во имя Христа, всегда во главу всего ставить Христа. Приступая к исповеди, ребенок должен знать, что перед священником он только раскрывает свои грехи, исповедуется же Господу, знающему о нем все, видящему грехи ребенка, видящему вообще все, что происходит в сердце человека. Можно обмануть священника, скрыв какой-то особо постыдный или неприятный грех, но нельзя обмануть Бога. Если исповедник осознанно решил не рассказывать о каких-то своих дурных поступках, священник все равно прочитает разрешительную молитву, но Таинство Покаяния не свершится, мир с Богом не будет восстановлен. На исповеди проверяется решимость христианина открыть все свои грехи без утайки, чтобы отказаться от них навсегда. Так или иначе, все это дитя должно услышать от вас, объясняющих эти важнейшие вещи так, чтобы ребенок понял их не только умом, но и принял сердцем. "Поставить душу пред лицом Божиим, чтобы дитя уверовало, а значит, осознало, восчувствовало, ощутило на себе взор Божий, испытующий, всеведущий - вот задача, которая не может быть осуществлена никакими искусственными средствами. Здесь почти все зависит от устроения души пастыря и родителей".

Малыш, если ты обидел маму, поссорился с другом, отказался кому-то помочь, то, наверное, тебя мучает совесть. Неужели уже ничего нельзя сделать, ничего нельзя исправить? Конечно же, можно. Господь всегда принимает тех, кто искренне кается в своих прегрешениях. Видя желание исправиться, Он дарует прощение и очищает душу от пятен, что оставляют на ней грехи.

Вы должны объяснить ребенку: если ты хочешь покаяться в грехах и через это помириться с Богом, то в первую очередь тебе необходимо примириться с теми, кого ты обидел, простить тех, кто обидел тебя. Необходимо раскаяние, идущее из глубины сердца, упорное решение вести жизнь, свободную от грехов, как повелел нам Господь. Нужно подумать о своем поведении, вспомнить, какие поступки ты совершал, допускал ли какие-то злые мысли и чувства в свой ум и в свое сердце. Грехом может быть и то, что ты отказался что-то сделать - например, не помог маме в ее труде, не уступил место в автобусе старому человеку. Если ты сам не дразнил своего товарища, но спокойно смотрел на то, как это делают другие, не заступился за него и не утешил, то это тоже - грех. Грехом является и лень. Если ты небрежно делаешь то, что поручили тебе родители, воспитатели в детском саду или учителя в школе - в этом надо каяться. Особенно плохо, когда ты соблазняешь на грех других. Сбежал с уроков и товарища увлек за собой - не дело.

Так что перед исповедью вспомни хорошенько обо всем, что ты сделал. Лучший твой помощник - твоя совесть. Чтобы совесть всегда помогала тебе отличить хорошие поступки от плохих, постарайся каждый день испытывать ее. То есть каждый раз перед тем, как ложиться спать, мысленно, лучше всего перед иконой, каяться Господу во всех грехах, больших и маленьких, что ты совершил за день…

Все это лишь общие, приблизительные темы для бесед с маленьким христианином. Очень надеемся, что каждый родитель сам найдет единственно нужные именно его ребенку слова, и произнесет их таким образом, чтобы ребенок мог УСЛЫШАТЬ.

Надо помнить также и о том, что дети гораздо более ранимые существа, чем мы. Можно запугать их собственной грешностью, можно поселить в детском сердце отчаяние - оступившись вновь после исповеди, ребенок может решить, что теперь-то уж ему точно прощения нет. Ведь он помирился с Богом - и вновь "обманул" его. Так или иначе, родители должны донести до малыша простую мысль: хотя мы и должны подходить к Таинству Покаяния с решимостью не впускать больше грех в свою жизнь - не надо отчаиваться, если после исповеди не все сразу получается так хорошо, как нам хотелось бы. Редко кому удается быстро исправиться. Но Господь всегда примет нашу искреннюю исповедь и всегда простит. Человек может простить один раз, второй, а потом сказать: "Да ну, надоело! Тебя прощаешь, прощаешь, а ты продолжаешь…". Господь так не скажет никогда - Он всегда простит, если ты каешься от всего сердца. Но не надо думать также, что из-за доброты и терпения Господа можно небрежно относиться к своей душе, говорить себе: "Ничего, если я сейчас согрешу - потом ведь покаюсь". Нет, такие мысли - нехристианские. Это похоже на желание обмануть Бога, а Господа не обманешь. Повторим: прощает грехи Создатель тому, кто кается искренне, кто хочет измениться к лучшему, кто ненавидит зло.

Детей до достижения семи лет необходимо учить просить у Бога прощения. Давать понять, что нет ничего лучше чистой совести, что это самая большая радость. По возможности и по устроению души самого ребенка, он должен начать общение со священником, которому будет исповедоваться, как можно раньше. "По опыту могу сказать, - пишет протоиерей Артемий Владимиров, - что, чем раньше внимательный батюшка начнет общаться с ребенком, тем лучше. Пусть беседа не будет носить характера сакраментальной исповеди с прочтением молитвы, которая всегда соединяла грешника с Матерью Церковью после его отпадения от нее. Но здесь важно само общение, помогающее ребенку увидеть и, опустив носик, признать свой грех" ("О детской исповеди").

Родители должны помнить - таинства не таблетка. Нельзя внушать себе и ребенку, что под действием таинств мгновенно исчезнут его греховные привычки. Нельзя, собственно, и делать такое желание основной, а то и единственной причиной принятия Таинства. Ибо суть любого из них - соединение с Творцом, принятие в себя Его благодати. Остальное мы оставляем в волю Божию.

Отец Артемий пишет о том, что сегодня дети, как и взрослые, обладаемы страстями и мучимы грехом. "Но нужно помнить, что врачевание вовсе не всегда совершается мгновенно - само хождение к исповеди есть неоценимая добродетель, хотя бы человек и не исправлялся и не находил в себе сил к исправлению... Эти силы - от Бога, а гордое сердце на исповеди смиряется. Опытные духовники знают, что, например, клептомания врачуется, но не сразу, по мере того, как смиряется душа - бес от нее отходит. Думаю, что священник должен быть особенно внимательным к исповеди детей. Главная задача священника на исповеди - согреть сердце малыша. Пусть не сразу мы дождемся обратной связи. Но, когда дождь сходит на землю, разве он знает, что вырастет на орошаемой им земле?" ("О детской исповеди").

О том, что до революции для детей, воспитанных в атмосфере религиозности, исповедь была именно Таинством, мистерией, неповторимым, волнующим событием, мы можем прочитать в книгах русских писателей. Ребенок ясно понимал, что на исповеди лгать нельзя, что Бог все видит, что с Богом надо быть благоговейным и честным.

Как избежать привыкания? Как сделать так, чтобы исповедь, став для ребенка воистину Таинством и радостным событием, не превратилась в обыденность, в рутину? Наверное, важно для каждого малыша определить его собственную меру - как часто надлежит ему приступать к Таинству. Многое зависит от родителей, выше мы говорили об этом - побуждая ребенка к церковной жизни, в то же время ни в коем случае нельзя давить на него, необходимо помочь ему выработать самосознание, чувство ответственности, желание очищать свою душу, каяться в проступках. Таинство исповеди порой может быть мучительно тяжело, стыд может жечь даже совсем юную душу. Но потом - какое счастье! Какая радость примирения с Кем - с Самим Господом! Ведь примиряемся мы с Тем, Кто любит нас превыше, чем может любить весь мир, с Тем, Кто есть - сама Любовь…

Донесите это до детского сознания вашего ребенка! Помогите ему прочувствовать эту радость! И тогда - можно с уверенностью сказать - что бы ни ждало повзрослевшего ребенка в будущем, он никогда не забудет свою волнующую, трудную, благоговейную и прекрасную детскую исповедь…

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

Епитимьи ни в коем случае не следует бояться: она не является наказанием, а служит лишь средством уврачевания ран, нанесенных человеку тем или иным грехом, средством борьбы с укоренившимися благодаря долгому навыку страстями. Благоразумный священник всегда следует важнейшему врачебному принципу — «не навреди», и не налагает на кающегося бремени чрезмерно тяжелого, неудобоносимого. Бывают, правда, случаи, когда священники молодые или же просто «горящие ревностью не по разуму», пытаются извлечь соринку из глаза другого человека посредством удара бревном (см.: Мф. 7 , 4-5). То есть дают ему непосильное молитвенное или постническое правило, либо отлучают от Причастия на слишком долгий срок, так что кающийся по злохитрому умыслу сатаны оказывается поглощенным чрезмерной печалью, чего так опасался в свое время сам апостол Павел, сначала позаботившийся об исправлении, а затем — об утешении одного из членов церковной общины, впавшего в страшный даже по тем временам противоестественный грех. Если подобное (то есть встреча со священником не очень опытным и осторожным) произошло, то необходимо обратиться к духовнику и опытному, и искусному, имеющему доброе свидетельство как от верующих, так и от своих собратий, с тем, чтобы испросить у него совета и наставления.

Вообще же под епитимьей обычно понимается или определенное молитвенное правило, или посильный подвиг — поклоны, пост, или временное отлучение от Причастия. Но повторимся еще раз: главный принцип назначаемой епитимьи заключается в том, что она должна служить не делу разрушения, а делу созидания души христианина, должна не уязвлять, а врачевать. Конечно, для человека с чувствительным самолюбием и сравнительно легкая епитимья может быть непростым испытанием, однако если он смирится с ней, она, безусловно, принесет ему пользу.

С какого возраста дети должны исповедоваться перед Причастием? Как научить ребенка исповедоваться?

Принято считать, что впервые ребенок должен исповедоваться перед Причастием по достижении семилетнего возраста. Этого правила лучше всего и придерживаться. С некоторой лишь оговоркой: бывают дети, которые и в шесть лет обладают настолько ясным сознанием и душевным развитием, что могут по-настоящему серьезно и вдумчиво исповедоваться, а бывают и такие, что в восемь лет совершенно не понимают, чего хотят от них родители, когда подводят к аналою с Крестом и Евангелием. И вполне разумно одних допустить до исповеди несколько раньше, а от других не требовать того, к чему они еще не готовы, поскольку формализм в духовной жизни неприемлем и может принести огромный вред, взращивая в христианине с младых ногтей самого настоящего фарисея.

Научить человека исповедоваться - не так уж и легко. Не только дети, но и вполне взрослые прихожане исповедоваться не умеют. И огромную ошибку допускают родители, когда требуют, чтобы дети исповедовались по некоторому - формальному же - списку вопросов. Тем более неприемлема такая уродливая практика, когда папа и мама «надиктовывают» ребенку его исповедь и он твердит ее раз за разом, слово в слово, словно заезженная пластинка, не давая себя даже труда понять, что значит тот или иной названный им грех.

Куда важнее учить не исповедоваться, а жить по совести, причем учить не набивающим оскомину назиданием, а собственным, ярким и красивым примером. Когда совесть жива, сильна, она остро ощущает всякую совершенную нами неправду, и это ощущение рождает покаяние подлинное - глубокое, искреннее, сопряженное с ненавистью к греху и желанием от греха избавиться и более его не допускать. Это в равной степени относится к исповеди как детской, так и взрослой.

Как исповедовать плотские грехи? Можно ли если очень стесняешься просто записать и показать священнику?

Святые отцы учат, что исповедовать плотские грехи подробно и в деталях (равно как и блудные помыслы) не следует. Во-первых, такое внимание к деталям может возобновить в душе самого исповедующегося воспоминание пережитых падений и искушений, во-вторых, будет небезвредно и для принимающего исповедь священника, если только он не бесстрастен. Однако говорить о грехе всегда надо так, чтобы было ясно, в чем заключается его суть, чтобы грех не умалялся и не преувеличивался. В некоторых случаях ради преодоления стыда действительно бывает необходимо записать грехи на листе бумаги и дать прочитать священнику. Подобные примеры можно найти и в некоторых житиях святых, в частности, в житии святителя Василия Великого, к которому пришла женщина, чьи грехи были столь постыдны (или же она сама столь чувствительна), что ей никак не удавалось произнести их вслух, почему она и доверила их бумаге. Но лучше все же ради смирения бывает понудить себя и сказать грех как он есть самостоятельно.

Я читала, что какому-то человеку было открыто, как во время исповеди каждый грех в виде змея выходит из уст кающегося при его оглашении. А как же тогда выходит этот змей, если часто батюшка сам про себя зачитывает грехи кающегося по бумажке?

Нужно помнить, что во всех подобных откровениях видимое людьми являло собой лишь образ происходившего в области духовной. И ни в коем случае нельзя относиться к Таинству так «материалистически». «Выходящий из уст змей» — образ обнаружения кающимся своего греха в покаянии, открытие его перед Богом и перед священником. И нет решительного различия, как именно это происходит — посредством словесного оглашения или же посредством написания на бумаге. Хотя, как уже говорилось выше, лучше все-таки мужественно произносить грехи самому, терпя при этом целительные боль и стыд.

Как нужно вести себя в день Причастия? Правда ли, что нельзя чистить зубы в этот день?

Не только в день Причастия, но и в каждый день своей жизни христианину необходимо помнить о том, что каждое мгновение он находится перед взором Всевидящего Бога. Нет ничего — ни во внешних поступках его, ни в сокровенности души,— что не было бы ведомо Господу и вместе с тем не было бы значимо для Него, ибо все, что касается человека, касается, как поразительно сильно сказано в молитве преподобного Серафима Вырицкого, зеницы Божиего ока .

Но день Причастия все же особый, это день теснейшего единения со Христом, когда мы принимаем Его в себя в Его Пречистых Тайнах и имеем в нас «живуща и пребывающа». Соответственно и особенно внимательными к себе мы должны быть до и после Причащения, особенно остерегаться, как бы не прогневать Господами своими делами, словами и мыслями и не лишиться слишком скоро того Дара, который преподал Он нам в этом величайшем Таинстве

Вопрос же о чистке зубов, равно как и другие из этого ряда - о том, можно ли есть рыбу, выплевывать вишневые косточки и пр., - вряд ли является самым существенным. Хотя ради благоговения и некоторой естественной предосторожности можно от всех таких действий воздержаться. Помня, впрочем, что после Причастия мы специально принимали запивку и кусочек просфоры или артоса и не поддаваясь панике, если вдруг вечером по рассеянности все же почистили перед сном зубы.

Здравствуйте! Вчера причащала сына (ему 3,5 года). До этого ребенок болел (проблемы с желудком), я специально хотела его причастить, чтобы быстрее выздоровел. Причащаю его регулярно. Он выстоял почти всю службу, причастился, выпил запивочку. Но когда слушали проповедь, поперхнулся (жевал просфорку), и его вырвало. Вытерли все тряпкой и забрали, чтобы сжечь. Но я не сообразила, что одежду тоже надо было сжечь, и выстирала ее. Нужно ли мне теперь что-то делать с этой одеждой? Что делать, чтобы такие случаи больше не повторялись?

Думаю, что об этом происшествии обязательно надо упомянуть на исповеди. Приносить ли одежду в храм для сожжения? - Сейчас, после того, как Вы ее выстирали, наверное, уже не надо. Из Вашего рассказа можно понять, что вырвало ребенка просто из-за того, что он поперхнулся просфорой. Если так, то вины Вашей в этом нет и на будущее можно смотреть, пожалуй, лишь за тем, чтобы кусочек просфоры не был слишком большой. Если же его вырвало из-за желудочного заболевания, то, конечно, благоразумней было бы подождать сначала, пока он не поправится вполне, а уже затем вести на Причастие. Не исключено, что Вы могли погрешить в том, что отнеслись к Таинству слишком «утилитарно»: «чтобы быстрее выздоровел», и потому Господь попустил искушение. Впрочем, это лишь мое предположение.

Как быть, если ребенок капризничает перед Причастием? Причащать ли его или привести в другой день?

Разумнее будет посмотреть на состояние ребенка. Попытаться успокоить и, если это удастся, то все же причастить. Только принять при этом необходимые меры предосторожности: покрепче держать ручки, ножки, головку и даже попросить кого-то в этом помочь. Если же ребенок буквально заходится в крике и никак не успокаивается, так что есть риск толкнуть Чашу, то Причастие лучше отложить до другого дня. Но, разумеется, надо потом, придя домой, разобраться в себе - ведь чаще всего такое поведение ребенка во время Причащения связано не столько с его самочувствием, сколько с жизнью родителей. Всегда похвально желание папы и мамы чаще причащать сына или дочку, но не менее необходимо регулярно исповедоваться и причащаться им самим.

До какого возраста допускается кормить младенца перед Причастием?

До того момента, когда он объективно уже сможет обходиться без этого приема пищи.

Может ли мирянин несколько дней подряд причащаться Святых Христовых Таин, не исповедуясь (скажем, в воскресенье исповедовался, с воскресенья по субботу ежедневно причащаюсь без исповеди, только вычитывая правило)?

Хотя в наши дни достаточно говорится и пишется (и вполне, надо полагать, справедливо) о необходимости более частого Причащения, все должно иметь разумную меру. Если избегать крайностей и принимать во внимание советы многих опытных духовников, то можно рекомендовать причащаться раз в одну-две-три недели — в зависимости от духовной ревности и чистоты жизни конкретного человека, а также — от мнения того священника, у которого он исповедуется. Более частое Причащение возможно в случаях, когда «встречается» несколько больших церковных праздников, или на Страстной Седмице Великого поста, или при каких-то особых обстоятельствах в жизни человека (тяжкая болезнь, невыносимая скорбь и т.п.), но только - по совету и благословению священника. В таких случаях действительно можно исповедоваться однажды, а в последующие дни, если никаких крупных грехов не случилось, причащаться уже без исповеди.

Если я хочу причаститься на ночной (Рождественской или Пасхальной) службе, то с какого времени надо воздерживаться от пищи и воды?

Какой-то единой нормы на этот счет не существует, но «традиционно» принято в канун таких дней есть не позже семи-восьми часов вечера. Если же есть возможность, то лучше поупражняться в воздержании и последний раз потрапезничать еще раньше — днем. Но тут каждый должен правильно рассчитать свои силы, чтобы если после ночной службы разговение в трапезной храма не предусматривается, не изнемочь и не принести вреда своему здоровью.

Имеется в виду текст, который считается духовным завещанием прп. Серафима Вырицкого «От Меня это было». Он составлен как беседа Бога с душой человека: «Думал ли ты когда-либо, что всё, касающееся тебя, касается и Меня? Ибо касающееся тебя касается зеницы ока Моего». Цит. по: От Меня это было. М.: Данилов мужской монастырь. 2007. — Ред .