Материал на тему: Песочная терапия в детском саду. Особенности песочной терапии для детей дошкольного возраста: методики, занятия и упражнения в детском саду и дома Песочная терапия с дошкольниками

Карл Юнг был первым, кто использовал песок для работы с ребенком (читайте о нем больше на странице блога «Великие психологи»). Позже песочная терапия для детей дошкольного возраста начала применяться массово. Сейчас родители пытаются организовать занятия в домашних условиях или отдать детей в специализированную группу развития. И это дает ощутимые результаты!

Песок становится своеобразным средством коммуникации для ребенка. Это чуть ли не первая игровая зона, в которой он учится играть самостоятельно. Мелкие крупицы притягивают, как магнит, ведь с ними можно придумать столько игр! Их можно просеивать, строить тоннели, дома и фигурки.

Занятия с песком детям дошкольного возраста помогают самовыразиться. Малыши еще не умеют говорить, а старшие детки – недостаточно хорошо формируют свои мысли. В песочнице ребенок открывает свое внутреннее «Я».

Это также отличное средство для развития мелкой моторики пальцев. На их подушечках сосредоточено множество рецепторов. Песочные крупицы стимулируют их работу, развивают тактильные ощущения. Кроме того, занятия с песком развивают воображение и креативность ребенка.

Чем полезна песочная терапия для детей дошкольного возраста?

Песок имеет способность успокаивать детей. Играя, они превращаются в активных участников процесса. Они сами режиссеры своей игры. Возможность управлять процессом побуждает интерес – малыши становятся более усидчивыми. С песком ребенок видит результат своей работы. Это делает его ответственным и помогает развить новые качества, присущие взрослому человеку.

Главное, что ребенок в песочной терапии черпает для себя и пользу, и интерес. Упражнения для пальчиков здесь гармонично переплетается с актерскими навыками. Это стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, поэтому терапия может использоваться с самого раннего возраста, когда детей начинают посещать первые страхи.

Фигурки, которые ребенок лепит из песка, указывают на его внутренние тревоги. Задача мамы и педагогов – разгадать, какие проблемы его волнуют и вовремя помочь, успокоить, переключить внимание. Для этого одного занятия мало. Иногда требуются месяцы игровых сеансов.

Цель песочной терапии – не поменять характер ребенка, а, наоборот, дать ему свободу самовыражения.

Она имеет такие преимущества:

  • Для занятий детям не нужны особые знания, навыки умения, поэтому заниматься с песком могут даже малыши в раннем возрасте.
  • В игре исключены ошибки. Каждый играет так, как ему хочется, поэтому поводов для расстройства нет. Творить собственный мир получается у всех!
  • Ребенок учится выходить из сложных ситуаций. Он не один. Рядом должен находиться наставник (родители, воспитатели, терапевт), который поможет ему преодолеть трудности.
  • Песочная терапия детей с песком развивает: внутренний мир ребенка, его логику, умение фантазировать, мыслить образно. На примере песочницы несложно показать разницу между добром и злом, плохими и хорошими поступками.

К основным задачам терапии относят:

  • формирование позитивного восприятия мира;
  • укрепление навыков коммуникации;
  • развитие умений решать сложные задачи, корректировать ошибки;
  • устранение агрессии, замкнутости;
  • развитие внутреннего «Я» ребенка, самостоятельности и уверенности в себе;
  • улучшение познавательных процессов (например, памяти и внимания).

Песочная терапия: популярные упражнения и виды игр

Для детей дошкольного возраста песок – возможность отдать свой негативный заряд и плохое настроение, и получить позитивные эмоции взамен, поэтому игры с песком – не просто забава, а важная часть развития. От терапии можно получить еще больше пользы, если ребенок будет играть со взрослым в одну из разработанных психологами игр.

Для примера, рассмотрим четыре эффективных упражнения песочной терапии:

  1. Чувствительные ладошки. Посредством развития тактильных ощущений, ребенок учится определять разные состояния песка (например, мягкое и твердое).
  2. Отпечатки. Это упражнение для детей очень простое: ребенок оставляет на песке собственные следы или схематично рисует следы лап животных.
  3. Секретик. Взрослый прячет предмет в песке. Задача ребенка – пользуясь подсказками, отыскать и откопать его. Затем очередь переходит к малышу – он закапывает, а взрослый ищет.
  4. Рисование. С помощью пальчиков или палочки ребенок рисует в песке цифры, буквы, геометрические фигуры. Если умения позволяют, можно создавать целые картины.

Эти игры кажутся взрослым примитивными. Но они положительно влияют на психику детей. Если регулярно заниматься песочной терапией, то это благотворно скажется на развитии речи, памяти и внимания ребенка.

Терапевтические игры с песком бывают двух видов:

  • Индивидуальные;
  • Групповые.

Индивидуальные занятия ребенка помогают определить:

  • Наличие внутренних конфликтов, вызванных внешними обстоятельствами (война, катастрофы);
  • Агрессивное состояние, его направленность;
  • Проблемы внутри семьи. В этом случае песочные фигурки выступают прототипом взрослых, родителей, близких родственников;
  • Выявить спрятанные ресурсы личности, внутренние возможности. Например, ребенок создает волшебные предметы, которые помогают решать проблемы;
  • Возможную реакцию на затруднения (ребенок может проявлять заботу или, наоборот, равнодушие)
  • Уровень развития самовосприятия, склонность к самоанализу, самопознанию.

Игры песком полезны для групп детей дошкольного возраста. Они помогают определить:

  • Микроклимат, взаимоотношения между детьми;
  • Раздел ролей;
  • Стиль поведения каждого участника группы.

Роль песочной терапии для детей с отклонениями

Если для здоровых детей игры просто полезны, то для малышей с психическими нарушениями – это неотъемлемая часть выздоровления. Коррекционные возможности терапии используются для помощи пациентам с эмоциональными и поведенческими невротическими отклонениями. Она также применяется, как вспомогательный метод развития сенсорики и снятия психоэмоционального напряжения.

Наиболее хорошо упражнения в песочнице показывают себя в работе с детками с:

  • Задержкой психического развития – ЗПР;
  • Ограниченными возможностями здоровья – ОВЗ;
  • Общим неразвитием речи – ОНР.

Детей, страдающих этими отклонениями, объединяет неустойчивость эмоциональных проявлений, трудности с самоконтролем, вспышки агрессии, неумение находить общий язык с одногодками, резкая и постоянная смена настроения, повышенная тревожность, грубое поведение с другими, суетливость. Их также преследует страх. Какие есть виды страха, и зачем с ним бороться, можно дополнительно прочитать в статье «Как бороться со страхом?»

Важно, что ребенок в песочной терапии самостоятельно формирует характер своей игры и персонажей-фигурок. Они взаимодействуют между собой, общаются, ведут диалоги. Все эти действия также инициирует малыш. Бывает так, что он подключает к игре взрослого и определяет для него роль. Например, позволяет управлять каким-то персонажем. Задача взрослого – понаблюдать за ребенком и понять его переживания.

Терапия подходит для 2-летних детей с плохо развитой речи. В работе с ними применяется упражнение «Песочная грамота». Ее задача – улучшить восприятие слов, откорректировать произношение, а также развить навыки чтения и письма. Разные игры направлены на устранение разных видов отклонений.

Малыши, отстающие в интеллектуальном развитии, проводят в песочнице около 1 часа. Последовательного сюжета они, как правило, не выстраивают, но четко отслеживается противостояние, раздел песочницы на отдельные зоны, параллельное ведение игры.

Терапия используется не только, как метод лечения невротических заболеваний, но и как профилактика психических отклонений. Разыгрывая воображаемые ситуации и сказки в песке, ребенок получает мощное профилактическое средство от всех видов расстройств. Уделяя таким занятиям больше игрового времени, удается оградить ребенка от негативных эмоций.

Как организовать сеансы в группе?

Для организации песочницы нужен песок, лучшего всего двух типов: сухой и увлажненный. Эксперты советуют использовать мелкофракционный кварцевый песок с крупицами 0.1-0.3 единиц. Оттенок можно выбрать любой – от рыжего до белого. Лучше, чтобы материал был мягким и без труда струился. С ним будет приятней работать.

Потребуется также две больших емкости под песочницы. Одна – с нижней подсветкой. Она пригодится для сухого материала. Вторая – с влагостойким днищем и бортиками. Она нужна для работы с влажным песком. Лучше, чтобы бортики песочницы были повыше.

При работе с песком ребенок сможет использовать различные мелкие игрушки по возрасту. Для детей 2-3 лет потребуются более крупные игрушки, которые они не смогут проглотить. Старшие детки могут брать игрушки типа Kinder. Подойдут также предметы из разных материалов: глиняные, пластиковые, металлические, древесные.

Сеанс терапии начинается с того, что каждый ее участник выбирает себе игрушки, которые пришлись по вкусу. Не нужно торопить ребенка в выборе. Он должен иметь свободу действий и ориентироваться на свои предпочтения. Затем малыш раскладывает игрушки в песочнице на свое усмотрение. Процесс расстановки у всех происходит по-разному, из чего педагог может сделать первые выводы о психоэмоциональном состоянии ребенка.

С песком ребенок играет самостоятельно. Вмешательство взрослого минимальное. Например, он может помочь, если у малыша возникнут трудности или он сам позовет играть. Игры могут быть различные: можно использовать ситуации из повседневной жизни, придумывать сказки, показывать профессии, рисовать растения, лепить животных, предметы быта.

Лучше, чтобы в работе с песком ребенок был сосредоточен на одном задании с определенным типом игрушек. В аудитории, где находятся дети, можно включить приятную, медленную музыку. Допустимо заниматься в тишине. Это зависит от предпочтений детской группы.

Этапы песочной терапии

Итак, пескотерапия – не просто игра, о которой тут же забывают после окончания. Это метод психологической помощи ребенку, поэтому она требует тщательной проработки со стороны педагога или психолога, особенно, если у малыша наблюдается невротическое отклонение.

Суть тренингов с песком и ребенком – раскрыть спрятанные фобии и замаскированные отклонения.

Достичь этой задачи можно, тщательно выполняя такие этапы:

  1. Время в песочнице. Специалист или родитель организовывает упражнение с песком и игрушками. На этом этапе происходит наблюдение за подопечным или группой дошкольников.
  2. Обсуждение. После окончания игры, происходит анализ воспроизведенных ситуаций. Специалист делает выводы относительно каждого персонажа, который фигурировал в процессе игры. Он объясняет, какова была его роль, что он означает, о каких проблемах сигнализирует. Это позволит родителям подойти к воспитанию малыша более осознано.
  3. Повторный сеанс. Конечно, одного занятия недостаточно. Нужно не останавливаться на достигнутом, и заниматься до тех пор, пока тревожные симптомы не исчезнут. Психологическая песочница уместна в любом возрасте, даже взрослом. Чем больше занятий будет проведено, тем лучше можно проработать каждую проблему.

Как дети реагируют на песок?

Многие терапевты настаивают, что воображаемый мир, которые дети создают в песочнице, является примером их взаимоотношений с матерями. Другими словами, в работе с песком ребенок отражает материнское бессознательное.

Неважно, как играет малыш. Одни дети любят полностью опускать руки в песок. Им это нравится. У них появляется довольная улыбка, и сразу наступает умиротворение, уходит агрессия. Ребенок настраивается на спокойный, творческий лад.

Другие дети боятся даже кончиком пальцев потрогать песок. Они недоверчивы и ждут поддержки взрослого. Поначалу им даже трудно довериться родителю, педагогу или психологу. Они постепенно опускают пальцы в песочницу и только после того, как поймут, что в ней не опасно, начинают творить.

В играх с песком ребенок может отдавать предпочтение сухому или мокрому материалу. Бывает, дети наливают много воды, превращая песок в жидкую субстанцию, устраивают в нем прятки: зарывают и откапывают мелкие предметы. В процессе они пытаются почувствовать свою значимость и ценность для взрослого наставника.

Занятия песочной терапии в дошкольных заведениях дают возможность освободить внутренне пространство малыша для его личности. Именно поэтому так важно дать ему свободу выбора в самом начале сеанса. Нужно позволить ему разорвать негативную проекцию семьи и стать самостоятельным творцом своей жизни.

Юнгианская методика – это невербальная форма взаимодействия с ребенком, поэтому она позволяет проникнуть в глубинные слои психики. Сеансы с песком для ребенка становятся движущей силой исцеления, разрешения его внутренних и внешних конфликтов. Организация процесса несложная, а польза – максимальная, поэтому педагоги и психологи рекомендуют включать пескотерапию в повседневную жизнь дошкольников.

Статья для родителей детского сада "Значение и роль сказочной песочной терапии для детей дошкольного возраста».

Автор: Скрипникова Валентина Михайловна.
Данный материал будет полезен родителям, воспитателям, педагогам-психологам дошкольного образовательного учреждения.Данный материал можно использовать для детей раннего, младшего, среднего, старшего дошкольного возраста.
Пояснительная записка:
Сказкотерапия для детей – отличный и замечательный помощник, который помогает улучшить психическое состояния ребенка, эмоциональное настроение ребенка.
Цель:
- Развитие познавательной и эмоциональной сферы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Задачи:
- Развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления.
- Совершенствование мелкой ручной моторики.
- Развитие познавательной активности и мотивации учебной деятельности.
- Совершенствование предметно-игровой деятельности и развитие коммуникативных навыков.
"Когда песчинки взлетают в небо, они превращаются в звёзды.
Но когда звёзды падают вниз, их уже не отличишь от простого песка.
Звёзды - это песчинки, которые над головой,
А песчинки - это звёзды, которые под ногами".
Феликс Кривин.


Песок- это дар природы, и этот дар природы, который доступен каждому из нас с раннего детства. Очень загадочен этот песок, он обладает способностью завораживать ребенка, своей легкостью, пластичностью, способностью принимать любые формы.
Люди познают мир через 5 органов чувств и самое древнее из них тактильное ощущение. Первое ощущение ребенка в мире - это тактильное ощущение.
Игры с песком очень полезны для психического здоровья и всестороннего развития детей.


Все дети любят играть с песком, им хочется рисовать, и они рисуют всем, что попадается им под руку, будь то палочка или что-то другое, им хочется выкопать ямку, закопать свои ноги в песок, используя при этом лопатки, формочки, различные совочки.
Играя с песком для ребенка важен сам процесс.
Сказкотерапия для детей – отличный и замечательный помощник, который помогает улучшить психическое состояния ребенка, эмоциональное настроение ребенка.
При помощи правильной сказки можно «вылечить» ребенка от застенчивости или нерешительности, закомплексованности, например, понять причины и возникновения его плохого поведения, неправильного поведения.


А с помощью песочницы и песка и при изготовлении различных фигурок можно проигрывать сказки. Из-за того что малыш будет наделять сказочных героев своими переживаниями, тревогой, характером наделять героев, им созданных, на свет вылезут все его обиды и комплексы, которые до этого момента прятались в потаенных уголках его души.
А мы взрослые, поняв, что конкретно волнует ребенка, можем помочь ему решить его возникшие проблемы.
Игры в песочнице – одно из самых любимых занятий многих детей. Но не все знают, что это занятие помимо интереса приносит детям много пользы. Игры на песке позволяют воссоздать образ реального мира и преобразовать его, тем самым дети могут в процессе подобной игры освободить заблокированную энергию и активизировать возможности самоисцеления, заложенные в психике любого ребенка.


Один из основных механизмов позитивного воздействия песочной терапии основан на том, что ребенок получает опыт создания маленького мира, являющегося символическим выражением его способности и права строить свою жизнь, свой мир собственными руками.
Строя и разрушая, а затем, снова воссоздавая сказочные замки или просто красивую картинку, ребёнок гармонизирует внутри себя своё внутреннее состояние, эмоциональное настроение.
Погружая свои руки в песок, человек переносится мысленно на много лет назад, когда свободное творчество и познание мира были для него абсолютной нормой, а игра с формочками – важнейшим занятием. Играя с песком у ребенка отступает тревога, напряжение, пропадают симптомы хронического стресса, повышается эмоциональное настроение и уверенность в себе, в своих силах.


А игра с песком способствует внутреннему расслаблению, и активизации творческого начала.
Песочная терапия - это игра с песком как способ развития ребенка.
Песочная терапия очень близка малышам, ведь с самого детства они сидят в песочнице, и первые слова, первые его межличностные связи и общение с детьми у них происходят именно там - в песочнице.
Поэтому игры с песком помогают детям раскрепоститься, снимают мышечную напряженность, у них появляется желание почувствовать себя защищенными, игры развивают мелкую моторику рук и даже могут помочь в изучении букв, освоении навыков чтения и письма!


Метод сказочной песочной терапии занимает особое место в психологической практике в силу своей универсальности.
Игра в песочнице, - это словно сказка, в которой человек является волшебником или феей и может сам преобразовать текущую ситуацию, беспокоящую его, а приобретенный опыт построения перенести в свою реальную жизнь. Через песочницу можно увидеть внутренний мир человека. Песочная игра служит как терапевтическим, так и прекрасным диагностическим методом для специалиста. Для детей – это простой, естественный способ рассказать о своих тревогах, страхах и других важных переживаниях, преодолеть эмоциональное напряжение. В отличие от взрослого, ребенок не всегда может словами выразить свое внутреннее беспокойство, рассказать, что его беспокоит, тревожит.


В связи с этим могут возникать различные трудности в жизни малыша. Дети любят строить и разрушать сказочные города, любят лепить буквы в песке, пишут печатными буквами слова, рисуют в песке причудливые узоры, «ходят» ладонями, кулачками, каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.
Песочная терапия – одна из разновидностей арт-терапии. Песочная анимация, терапия – один из самых удивительных и прекрасных видов изобразительного искусства и анимации. В песочной терапии картины создаются из сыпучего материала - песка. Образы, созданные на песке, являются отражением бессознательного ребенка. Они – как сны, но их еще и можно пощупать. С их помощью мы выводим наружу переживания, внутренние проблемы, конфликты ребенка. Они становятся, раскованы, веселы и воодушевлены: они создают собственный мир, и делать это им бесконечно приятно.


Песочная терапия хорошо развивает мелкую моторику рук, движения пальчиками становятся более ловкими, уверенными и дифференцированными.
После прочтения сказки, попросите ребенка ее нарисовать, слепить из пластилина или представить в виде аппликации. Ребенок рисует, лепит, или работает с пластилином и в своем рисунке воплощает все, что его волнует, все свои тревоги, чувства и мысли, тем самым освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое его беспокоило и беспокоит. Качество изображения не имеет значения. Ребенок, который использует в своих работах темные цвета, испытывает сильные чувства, переживания, и на работе могут появиться какие-то чудища, страшилки, огонь. Повторный рисунок по той же сказке, уже будет немного поспокойней, да и краски будут немного светлее и краше.
Неважно чем будет рисовать ребенок, будь то палочка, камешек, пальчик, или даже струя воды, все это приносит, безусловно, огромную пользу для ребенка, для развития его творческих способностей, для развития творческого воображения и мышления.
Есть такое направление как лэнд-арт – использование песка и других природных материалов (веточек, мха, семян) тем самым создавать интересные композиции и объекты.
С детьми можно поиграть в игру «Волшебные отпечатки»: оставить отпечатки своих рук и ног на песке, а затем дорисовать или дополнить их подручным материалом, чтобы получились осмысленные рисунки – рыбки, котики, цветочки и т.п. Очень полезно конструирование из песка – создание разных построек и всего, что только попадется вам под руку и придет в голову вам и ребенку. Например, ребенок сжимает в своих ручках песок, и тем самым понижает свое внутреннее напряжение, снижается агрессивное состояние ребенка.


Вам нужно только объяснить своему ребенку, что и как нужно делать для того, чтобы постройка была устойчивая, надежная, прочная и не развалилась при первом дуновении ветра, а дальше уже предоставляйте свободу выбора своих дальнейших действий своему ребенку. Пусть ребенок думает сам, какая будет его конструкция, и он пусть сам проявляет свои собственные представления о том, какой должна быть его конструкция: будет у него замок, крепость или гараж, ангар, или что-то невозможно фантастическое? Построенные фантастические замки, служат хорошим материалом для создания сюжетно-ролевой игры, стоит только предложить ребенку все это обыграть, придумать новую историю, и ребенок подхватывает и развивает эту идею, и в ход тогда идут различные палочки, веточки, листочки, цветочки. Важно чтобы ребенок в ходе игры проговаривал слова, фразы о том, что же он построил в песочнице в слух, проговаривая слова вслух ребенок учится слышать сам себя, и это способствует развитию речи, мышления, воображения. Игры в песочнице не только увлекательны, но и полезны для малыша: по мнению психологов, они благотворно сказываются на общем развитии, стимулируют пальчиковую моторику, учат добиваться поставленной цели, развивают творческие способности, фантазию, воображение и, конечно же, усидчивость.
Проживание вместе со сказочными героями всевозможных ситуаций, в ходе которого осуществляется переход ребенка из реального мира в мир воображаемый, и наоборот.
Разыгрывая ситуацию на песке, у него появляется возможность посмотреть на нее со стороны, что позволяет ребенку соотнести игру в песке с реальной жизнью, осмыслить происходящее вокруг, и найти, или, по крайней мере, искать способы решения этой проблемы.
Играя в песке, ребенок обменивается с такими же детьми, как он мыслями, идеями, развиваются партнерские отношения между детьми.
Но самое главное для ребенка, что играя с песком – «правил не существует!»
Попробуйте устроить с ребенком ливень из ведра, и вы увидите бурю положительных эмоций, это он будет помнить долго. Сделайте так, чтобы сначала был маленький дождик - тонкая струйка песка, а потом дождик, пусть усиливается, зачерпывайте двумя ладонями песок и сыпьте на ребенка. Ребенок осознает идею своей причастности к событиям окружающего мира, тогда ребенок перестает бояться дождя, а мир для него перестанет быть враждебным. Это упражнение хорошо снимает напряжение, тревогу, агрессию, стресс у вашего ребенка.
Ребенку трудно выразить словами, что происходит с ним, что его гнетет, что его беспокоит, потому что у него маленький словарный запас, да что и говорить, порой и взрослые не могут найти причину беспокойного поведения ребенка, докопаться до первоначального источника.
Но беспокойство, страхи гложут его, его душу, и тогда происходит перенос этой тревоги, этой душевной боли на тело, ребенок начинает болеть.
У ребенка начинается энурез, заикание, непонятное никому агрессивное поведение.
Желательно спроецировать свой внутренний мир из вне, может быть нарисовать, слепить, но ребенок, например в маленьком возрасте плохо рисует, родители расстраиваются, ничего не могут понять, что происходит, и вот тогда на помощь может прийти песочная терапия, игры с песком, с помощью таких игр ребенок освобождается от тяжкого груза внутренних переживаний, и медленно, но уверенно идет на поправку.
Игра с песком поможет Вашему ребенку выразить то, что он сам пока не осознает и не понимает.

В начале 20 века швейцарский психолог и философ Карл Густав Юнг впервые обратил внимание на терапевтический эффект от игры с песком при психических расстройствах детей и взрослых. Он стал применять этот метод для психокоррекции своих пациентов и в дальнейшем описал его. Метод этот приобрел название юнгианского. Он нашел широкое применение в практической психологии.

Несомненный терапевтический эффект юнгианского метода позволяет добиваться серьезных результатов в лечении психосоматических расстройств у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Кроме того, игра с песком является великолепным подспорьем в развитии навыков и умений детей дошкольного возраста. Эта методика получила название Sandplay.

Терапевтические игры с песком для детей дошкольного возраста: что надо для игр в юнгианской песочнице?

  • В Сандплей используется деревянный ящик , окрашенный изнутри и снаружи голубой или синей краской. Ящик должен быть водонепроницаемым потому, что в процессе игр песок приходиться мочить. Габариты ящика для 1-3 детей должны быть — 50х70х8 см. Такие габариты выбраны не случайно, это оптимальное поле зрительного восприятия ребенка, он способен охватить его целиком. Голубой или синий цвет — это символы неба и воды, кроме того эти цвета действуют успокаивающе на психику ребенка. Ящик может быть и из других материалов, но предпочтение следует отдать именно дереву.
  • На 2/3 объема ящик засыпается песком . Песок должен быть чистым, просеянным, можно использовать речной или морской песок, главное, чтобы он не был не слишком мелким и не слишком крупным. Он должен быть сыпучим и приятным на ощупь.
  • Для игр в песочнице нужна коллекция миниатюрных игрушек . Размер игрушек не должен превышать 8 см.

Игрушки для песочной терапии :

  1. Человеческие персонажи, куклы, миниатюрные статуэтки. Их можно подбирать отдельно, а можно приобрести игрушки в магазине отдельными тематическими группами.
  2. Фигурки животных. Пойдут фигурки из «киндер сюрприза», можно самим или . Это могут быть дикие, домашние, доисторические животные
  3. Предметы домашнего обихода : детская посуда, домики, флаконы из-под духов и туалетной воды, коробочки из-под кремов.
  4. Сказочные персонажи добрые и злые.
  5. Персонажи из комиксов и «мультяшные» герои .
  6. Украшения , сувениры.
  7. Природные элементы : ветки, цветы, коряги, интересные сучки деревьев.

Все эти сокровища должны храниться в определенном месте, как бы жить в своем домике.

Занятия по методу Sandplay — какие игры сохранят интерес ребенка к песочной терапии?

Люди познают мир через 5 органов чувств и самое древнее из них тактильное ощущение. Первое ощущение ребенка в мире — это тактильное ощущение. И подсознательно люди привыкли ему доверять. Именно это доверие к тактильно-кинестетическим ощущениям и делает терапевтические игры с песком столь результативными. Поэтому и начинать игротерапию нужно с тактильного знакомства с песком. Есть ряд методик, как грамотно и правильно выстроить эти занятия.

Знакомство с песком по методу Sandplay — игры для маленьких детей

Предложите детям проделать следующие действия с песком:

  1. Поскользить ладонями по песку зигзагообразно, круговыми движениями, как ашинки, как санки, как змейки.
  2. Сделать те же движения ребрами ладоней и обсудить с ребенком разницу в оттисках, постараться дать ребенку возможность самому объяснить, в чем разница. Старайтесь не поправлять ребенка, не навязывать ему своего мнения, а, напротив, всячески поощрять и хвалить его.
  3. Набрать песок в ладошки и высыпать его тонкой струйкой, проговаривать ощущения, испытываемые при этом. Сделать это правой, затем левой ладошкой, затем обеими сразу.
  4. Закопать ладошки в песок и потом «найти» их. Все это проделывается в игровой форме. Задается вопрос «куда подевались наши ручки?», а затем радость от того, что ручки найдены.
  5. Раскрытую ладошку положить на песок и закрыть глаза. Затем взрослый насыпает песок на пальчик, а малыш должен угадать, на какой палец насыпан песок, и пошевелить им, как бы здороваясь с песком.
  6. Пробежаться пальчиками по песку, оставляя на нем следы. Или поиграть на песке, как на пианино. Все это нужно проделывать с комментариями.


Песочная терапия: упражнения для детей для развития моторики, снятия эмоционального напряжения, агрессии

Взаимодействуя с песком в процессе игр, ребенок получает свой первый опыт рефлексии (самоанализа), он учится распознавать и идентифицировать свои ощущения, развивается мелкая моторика рук. Когда ребенок пытается проговаривать свои ощущения, происходит развитие речи, мышления, поэтому значение песочной терапии трудно переоценить.

Упражнения для песочной терапии

  1. На ровной поверхности песка взрослый и ребенок оставляют оттиски своих рук, сначала просто прижимают ладонь к песку, а затем делают это тыльной стороной ладони. При этом взрослый проговаривает, что он в данный момент ощущает. И просит ребенка рассказать о своих ощущениях. Маленький ребенок будет не многословен, нужно задавать ему наводящие вопросы. Какой песок? Гладкий? Сухой? Какая разница в ощущениях прикосновений тыльной стороной ладони? Это учит ребенка прислушиваться к своим ощущениям, классифицировать ощущения, как приятные или не приятные. Казалось бы, такая простая процедура, как прикосновение дает богатейший опыт для размышлений, если делать это осознанно. Такие , учат давать характеристику своим ощущениям.
  2. Создать пальцами, костяшками пальцев, ребрами ладоней, кулачками различные узоры на песке, а затем пофантазировать, на что они похожи. Можно увидеть цветы, снежинки, ветки или следы животных. Тут необъятный простор для фантазии, нужно только ненавязчиво, исподволь пробудить ее в ребенке. Это упражнение положительно влияет на эмоциональное состояние детей.
  3. Устройте с детьми ливень из песка. Пусть сначала это будет мелкий дождик из песка, поместившегося в одной ладошке, потом дождик усиливается, песок зачерпывается двумя ладонями, а вот для ливня можно использовать, как вспомогательный материал, детское ведерко. Важно, чтобы ребенок осознал идею своей причастности к событиям окружающего мира. Он будет меньше его бояться. Мир перестанет быть для него враждебным. Упражнение помогает устранить напряжение, стресс, агрессию.


Как применяется песочная терапия для коррекции эмоциональных, логопедических и других проблем у детей?

Как песочная терапия помогает в лечении психосоматических заболеваний?

Детям очень трудно выразить словами то, что волнует и беспокоит их глубоко внутри. У них маленький словарный запас, да даже взрослые не всегда могут докопаться до источника внутреннего дискомфорта, где уж малышу справиться с этой непосильной задачей. Но страхи и сомнения терзают его душу, и происходит перенос этой душевной боли на тело. Так появляется тик, заикание, энурез, агрессивное поведение.

Психологи называют такие заболевания психосоматическими. Лечение таких заболеваний медикаментозно не приносит успеха. Здесь, как в гомеопатии – подобное лечится подобным.

Психологи говорят, что в таких ситуациях нужно спроецировать свой внутренний на мир вовне. Можно нарисовать свое состояние, но маленькие дети плохо рисуют. Они расстраиваются, плачут, а взрослые не могут их понять. Благодаря проигрыванию внутренних переживаний в терапевтических играх с песком, дети освобождаются от гнетущего груза внутренних переживаний и идут на поправку.

Взрослые, наблюдая за их поведением во время игры, учатся понимать и расшифровывать их поведение и адекватно на него реагировать. Такие игры называются проективными и их значение трудно переоценить.

Юнгианская песочная терапия, наряду с игротерапией, как раз представляют собой такой подход, который в невербальной форме с помощью игры с песком и перестановки миниатюрных фигурок, а также через построение песочных картин позволяет проникнуть в глубинные слои психики, в бессознательные эмоции. Метод дает возможность определить, увидеть в самой постройке, в проявленной художественной форме эмоциональное состояние клиента ребенка, характер отношений между сознанием и бессознательным, между Эго и Самостью. Работа с песком, как и спонтанная игра, позволяет найти внутри психики силы, движущие ее к исцелению и интеграции, разрешению конфликта, стоящего за психосоматическим симптомом. Такая яркость и образность метода, включающего в себя самостоятельную и никем не навязанную игру ребенка с песком, дополняется сопровождающими вопросами и комментариями особого рода со стороны терапевта. (Прилуцкая Мария Игоревна - клинический психолог (МГУ им М.В. Ломоносова), детский психотерапевт, специалист по аналитической работе с психосоматическими расстройствами у детей и взрослых, Московская ассоциация аналитической психологии (МААП).

Примеры проективных игр:

  1. «Моя семья». Ребенку предлагают выбрать из огромного разнообразия предметов те, которые ему понадобятся для воссоздания своей семьи. Взрослые никак не влияют на его выбор. Попросите ребенка, чтобы он разместил членов своей семьи как ему хочется. Предложите ему ситуацию, что сейчас вечер и вся семья дома, и каждый занимается своим делом. Обратите внимание, кто находится в центре композиции, спросите ребенка, почему именно этот человек занимает центральное положение. Спросите, каковы его взаимоотношения с «центровым». Расспросите, каковы вообще взаимоотношения в семье. Кому лучше всех живется в семье и почему. Поверьте, что в процессе разбора его композиции, вы, очень много нового и полезного для себя узнаете о своем ребенке и своей семье. Ну, а более глубокий анализ доверьте все-таки профессионалу психологу.
  2. «Мои друзья». Ребенку задаются ситуативные параметры игры. Он должен выбрать фигурки и назвать их именами своих друзей. Не удивляйтесь, если это будут вымышленные персонажи, а среди реальных людей друзей не окажется. В процессе воссоздания заданной вами ситуации будет сделано много открытий. Вы можете узнать о проблемах вашего чада и помочь ребенку преодолеть трудности в общении с детьми в детском саду или школе. А он в процессе игры будет успешно преодолевать эти трудности, что в результате переноса изменит ситуацию и в реальной жизни.
  3. «Сказочные сюжеты». Вы можете предложить ребенку построить свое сказочное царство и населить его добрыми и злыми персонажами. Сам ребенок должен играть роль борца со злом. В этой игре может быть задействовано неограниченное количество миниатюр, причем в процессе он может их свободно менять. Здесь он хозяин положения. Если ребенку не мешать, то откроются такие его глубинные проблемы и страхи, о которых взрослые даже не подозревали. Причем в процессе игры нужно мягко направить ребенка на преодоление этих страхов. Ему следует объяснить, что здесь он хозяин и у него всегда есть выбор и возможность сделать так, как хочет он. Осознание того, что он всесилен и сам может изменить любую ситуацию, сделает ребенка счастливым. Позже и в реальной жизни ребенок станет более уверенным в себе и менее тревожным.

В. Андреева, песочный терапевт, юнгианский аналитик:

Использование метода Песочной терапии приглашает нас в путешествие, где порой будет не просто, но всегда интересно. Процесс разворачивается как с сказке, к внутреннему глубинному смыслу, мечте, потерянным частям себя и отношений. Меня не перестает удивлять и вдохновлять оживающие в картинах фигурки, как они соединяют прошлое и будущее, дают возможность познакомиться с собой и ведут по пути индивидуации.

Н. Скибинская, аналитический психолог, песочный терапевт:

Есть дети, которые опускают руки по локоть в песок и плескаются в песочнице, как в воде. У них на лице блаженная улыбка, и они говорят: «Как хорошо! Как приятно!» В это момент не хочется ни о чем говорить, и наступает спокойствие и умиротворение.

Другие дети иногда даже боятся притронуться к песку. Один ребенок потихоньку спускал пальчик по бортику песочницы, смотря мне прямо в глаза, как будто боялся обжечься. Так обычно трогают воду, чтобы понять, горячая она или холодная? Он пытался понять, можно ли мне доверять, не обману ли я его? Но как только он убедился, что песок и обстановка вокруг ничем ему не угрожает, то легко стал с ним взаимодействовать.

Некоторые льют в песочницу много воды. Им нравится возиться в этой «грязи». На улице обычно мамы это не приветствуют, но здесь можно. Процесс работы в мокром песке бывает очень завораживающим, и это состояние иногда хочется продлить. Переполненная различными чувствами душа во взаимодействии с мокрым песком находит спокойное освобождение. Психика как будто лечит себя сама. Внутреннее пространство освобождается для нового положительного опыта и чувства принятия, доверия и любви.

Многие дети в песке любят играть в прятки. Они закапывают что-нибудь в песок, а терапевт должен это найти. Потом меняются местами. Таким образом, дети пытаются почувствовать свою нужность и ценность для родителей в переносе на терапевта.

Многие терапевты, которые практикуют песочную терапию, считают, что первый мир в песке, который строит ребенок, это мир его матери. То есть ребенок заполнен материнским бессознательным, которое иногда влияет на него разрушительно. Песочная терапия помогает освободить внутреннее пространство ребенка для него самого, разорвать слияние с матерью, перестать нести на себе материнские проекции, прекратить воспроизводить негативный сценарий семьи и самому стать творцом своего жизненного пути.

Методика Sandplay может быть применима не только в психологии для психокоррекции, но и в домашних условиях в познавательных целях. Родители, которые всерьез озабочены воспитанием маленького человека, смогут с помощью песочной терапии, успешно корректировать поведение своих детей.

В процессе игры развивается фантазия детей, речь, мышление, развиваются коммуникативные навыки, творческие способности. Хорошо бы еще организовать столик со стеклом и подсветкой для рисования песком. Затраты здесь не велики, дорогие игрушки стоят куда больше. Зато отдача от таких игр превзойдет самые смелые ваши ожидания.

В центре «Слухон» проходит увлекательное представление, в котором нужно принимать активное участие. Это песочная терапия для детей дошкольного возраста. Рассмотрим положительные моменты:

  • способствует расслаблению и успокоению;
  • игра снимает стресс, лишнее мышечное напряжение;
  • положительно влияет на психику;
  • избавляет от тревог и навязчивых страхов;
  • развивает пространственное мышление и воображение;
  • развивает мелкую моторику, воображение и творческие способности;
  • позволяет раскрыть свои чувства и эмоции.

Обучение анимации проходит под руководством опытного педагога.

Стоимость
Разовое посещение 1200
Абонемент

(4 занятия)

3600

Продолжительность: 45 минут.
Занятия проходят в группе до 6 человек или индивидуально.
Возраст ребенка от 3 до 7 лет.
Адрес: Москва, ул. Академика Пилюгина, дом 8, корпус 2. Удобно посещать жителям ЮЗАО (Новые Черемушки, Академическая, Проспект Вернадского, Профсоюзная, Ленинский и Нахимовский Проспект, Гарибальди, Вавилова, Новаторов, Удальцова).

Что такое песочная терапия

Работа с песком, глиной, пластилином, стимулирует общее развитие у детей, начиная с 1,5 — 2 лет. В этом возрасте ребенок уже понимает, что не нужно тянуть в рот все в руки, но все еще хочется попробовать на вкус любую субстанцию. Поэтому занятия песочной терапией для детей проводятся только под руководством взрослого.

Это метод психотерапии, который заключается в лечении с помощью самовыражения в искусстве, творчестве. Он возник на основе разработок и исследований аналитической психологии. Прослеживается определенное сходство с терапией рисунка, где также внутреннее напряжение воплощается в фигурах, цвете, их расположение на листе бумаги.

Преимущество песочной терапии заключается в большей мобильности, когда рисунки не только дополняются, но и перетекают один в другой, изменяются, приобретают новые формы с помощью углубления линий. Совместные занятия с родителями помогают лучше понять внутренний мир ребенка, его страхи и надежды, найти точки соприкосновения и сделать общение более доверительным.

Кому будет полезна

Ограничения верхней планки по возрасту для игры с песком не существует. Радость творчества и созидания присуща всем. Песочная арт — терапия для детей дошкольного возраста полезна в профилактических целях.

Она оказывает комплексное воздействие цветом, текстурой, возможностью свободно излагать свои мысли и ощущения посредством кратковременных рисунков на поверхности песочницы. Такая деятельность помогает преодолеть застенчивость, совершенствовать коммуникативные навыки при занятиях в группе сверстников.

Лечебное направление песочной терапии применяется для детей с неврозами, навязчивыми страхами, немотивированными капризами. Например, рисуя фигурки, ребенок визуализирует свой страх, а потом стирает его, символически избавляясь от причины душевного дискомфорта.

Песочная терапия для здоровых детей

Завораживающее действие сыплющегося сквозь пальцы песка знакома каждому. Удовольствие, соединенное с пользой приносит успокоение и душевное равновесие. Дети очень быстро приходят в возбуждения и остановить их бывает очень сложно. Другое дело, если предложить им в качестве занятия игры с песком. Они вырабатывают внимание, усидчивость, повышают сосредоточенность и процессы произвольного запоминания.

Профилактические меры, направленные на сохранение эмоциональной стабильности и психологического здоровья дошкольников, несут общеразвивающий характер, через песочные рисунки сбрасывая излишнее напряжение.

Песочная терапия для детей с отклонениями

Часто у детей с особенностями развития наблюдаются коммуникативные трудности, особенно, если состояние усугубляется плохо развитой речью. Ребенок затрудняется объяснить свое состояние, внятно высказать потребность или желание. В таких ситуациях рисунки на бумаге, песке послужат дополнительным средством общения.

Игровая терапия используется в коррекционных целях для детей с аутизмом, синдромом Дауна, задержкой психического развития, эмоциональной расторможенностью, повышенной агрессивностью.

Песочная терапия в группе: детский клуб, сад или центр

Играть интереснее в компании, это относится и к песочной терапии в ДОУ. Групповые занятия направлены на:

  • совершенствование навыков общения;
  • повышение самооценки;
  • снятие эмоциональных зажимов;
  • решение семейных проблем и конфликтов.

Обязательно следует учесть противопоказания, которыми становятся легочные заболевания, эпилепсия, аллергические реакции на мелкие частицы пыли и песка.

Цель песочной терапии в детском саду, развивающем центре, клубе заключается в свободном творчестве без правил и ограничений, ведущем к развитию образного мышления, фантазии. Прорисовка букв и цифр подготавливает руку к письму, ускоряет запоминание символов, увеличивает время произвольного внимания. Песочные картинки помогают осознать понятия времени, смены сезонов, развивают способность ориентироваться в пространстве.

Песочная терапия в логопедии

Уровень развития мелкой моторики напрямую связан с речевыми навыками и качеством произношения. Поэтому для профилактики дефектов речи и коррекции нарушений развивают чувствительность и гибкость пальцев. Например, с помощью рисования на песке.

Проговаривая определенные звуки и слоги, дошкольник рисует их на песочной поверхности, добавляя по желанию глазки и улыбку, превращая буквы в смешных человечков. Метод распределения внимания направлен на снятие напряжения лицевых мышц.

Отвлекаясь на рисунок, ребенок больше полагается на слух при проговаривании логопедических упражнений, начинает свободнее владеть речевым аппаратом, внутренне раскрепощается, начиная полноценно общаться. То, что он пока не может произнести, он непринужденно дополняет рисунками.

Подготовка к занятию

Для проведения занятий нужно иметь программу действий, где определены цели, задачи, методы их реализации, ожидаемые результаты. Особенно это касается коррекционной работы лечебного профиля для детей с отклонениями в развитии. Первая программа была разработана на основе исследований А. Фрейда, Э. Эриксона, К. Юнга в 20-х годах XX века.

Она неоднократно перерабатывалась и дополнялась, адаптируясь к изменяющимся социальным условиям. На классической основе создано множество авторских программ, наиболее известны работы Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеевой Т. Д, Большебратской Э.Э, Н. Сакович. В них подробно разработаны конспект занятий, дан список методической литературы, описания игр, трактовка полученных результатов.

Для проведения занятий понадобится:

  • песочница;
  • песок разных видов, включая цветной и кинетический;
  • вода;
  • игрушки, фигурки.

Песок и песочницы

В песочной терапии для дошкольников используется крупный и мелкий речной, кварцевый, мраморный, кинетический песок. Он может быть цветным или радужным. Песочницей служит неглубокий деревянный или пластиковый короб, таз, ванночка. Если предполагается рисование на подсвеченной поверхности, то понадобится стекло или прозрачный лист пластика.

Выбор песочницы

В зависимости от цели и задач, выбирается вид песочницы.

  1. Юнгианская. Голубые бора, символизирующие небо, открытое пространство и желтый песок, символ земли, надежности, защиты.
  2. Черно-белая песочница пригодится для работы с внутриличностными конфликтами.
  3. Стол с подсветкой для рисования пальцами нужен для подготовки детей к школе, развития мелкой моторики.
  4. Цветовая подходит для работы с эмоциональными состояниями, выявлением истоков неуравновешенности, тревоги, страхов.

Площадь рабочей поверхности зависит от типа занятий: индивидуальное или групповое.

Подготовка песка

Основным материалом для занятий станет обычный мелкий речной песок. Его нужно просеять, промыть и нагреть в духовке для обеззараживания. Температура прогрева составляет не выше 80 градусов, иначе нарушится структура материала.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

Г. Ивантеевка Московской области

Коррекционно-развивающая программа

с использованием песочной терапии

для младших школьников

«Волшебство в песочнице»

Составитель: Медведева Наталья Александровна

2015 – 2016 г.

Общая характеристика программы

По данным исследователей в области психологии в последние 10-летие увеличилось количество детей, у которых отмечается повышенное беспокойство, эмоциональная лабильность, вследствие чего проблема эмоциональных нарушений и своевременная ее коррекция, становится актуальной.

Проблема детской тревожности является актуальной задачей психологии и таким образом, перед исследователями встает необходимость ранней диагностики тревожности. В развитии тревожности не последнюю роль играет правильное развитие личности ребенка, окружающая среда, которая способствует образованию системы отношений, где важное место занимает самооценка и развитие системы ценностей.

Г.М. Бреслав в своей книге описывает, что при исследовании связи самооценки и уровня тревожности было выявлено, что тревожные дети часто обнаруживают низкую самооценку, из-за чего у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Также тревожные дети очень чувствительны к неудачам, остро реагируют на них и могут отказываться от той деятельности, в которой испытывают затруднения.

Страх и тревога - похожие понятия, но тем не менее, они отличаются друг от друга.
Страх - это ответ на тревогу, которая является сигналом опасности. Страх делится на ужас, беспокойство, испуг, волнение, опасения и собственно сам страх.
Если страх - чувство опасности, то тревога - предчувствие опасности.
Страх тормозит нервно-психические процессы у ребенка, а тревога напротив, возбуждает.

Страх - негативные воспоминания, тревога же - ожидание опасности.
Если страх имеет конкретный характер, то тревога более неопределенный.
Страх обусловлен инстинктом самосохранения, тревога носит социальный характер.
Страх имеет более четкие границы, например, страх темноты, одиночества, высоты.

Я в своей работе часто использую метод песочной терапии в работе с тревожностью и страхами у детей - это психокоррекционный,
развивающий метод, направленный на разрешение личностных проблем, снятие внутреннего напряжения с помощью песка и психологи-
ческой песочницы. Подобная терапия отражает мысли и настроение детей, позволяет диагностировать неврозы, стресс. Через свои ощущения, через прикосновения рук к песку ребенок ощущает покой и одновременно огромные возможности.

Песочная терапия используется как терапевтическим, так и диагностическим методом. Для детей - это способ рассказать о своих тревогах, страхах и переживаниях, преодолеть эмоциональное напряжение. В отличии от взрослого, ребенок не всегда может выразить свое внутреннее беспокойство. Вследствие чего и возникают трудности в жизни ребенка. Песочная терапия дает ему не только возможность перенести свои переживания и взглянуть на них
со стороны, но и научиться успешно с ними взаимодействовать и т.д.

Песочная терапия является ценным инструментом психолога образовательного учреждения. Используемые формы и методы психоаналитической работы с детьми разнообразны. Разные виды творческой активности оказывают важные психопрофилактические, развивающие эффекты, снижают эмоциональное напряжение, детскую тревожность.

Взаимодействие ребенка с песком позволяет уменьшить внутреннюю тревогу, преодолеть негативизм, снять эмоциональное напряжение, снизить страхи. Игра на песке служит тревожному ребенку очень важной поддержкой, средством выражения себя на доступном уровне.

В связи с этим была разработана коррекционно-развивающая программа, включающая в себя 8 занятий по 35-45 минут 2 раза в неделю.

Эффективность данной программы подтверждена исследованиями, проводимыми на базе МБОУ «СОШ№2» г.Ивантеевка на учениках 1-4 классов, возрастная группа 7-10 лет.

Программа направлена на сохранение и укрепление психического здоровья младших школьников, проявление у детей позитивного образа «Я», повышение уровня уверенности в себе, снижение эмоционального напряжения, умение выражать свои эмоции и чувства, решает такие проблемы у детей, как страхи, агрессию, трудности привыкания ребенка к новым условиям.

Противопоказания для песочной терапии:

Уровень тревожности очень высок;

Аллергия и астма на мелкие частицы и пыль;

Кожные заболевания и порезы на руках.

Цель программы:

    Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляя творческую активность.

    Снижение психофизического напряжения.

    Актуализация эмоций.

    Развитие фантазии, наглядно-образного мышления, творческого и критического мышления, побуждая детей к активным действиям и концентрации внимания, способствуя проявлению эмпатии.

    Развитие навыков самоконтроля и саморегуляции.

    Развитие самооценки.

Основные задачи:

Коррекция тревожного состояния;

Снятие страхов;

Повышение самооценки;

Повышение уверенности в себе.

Форма занятий:

Групповая, индивидуальная.

Методы проведения занятий:

Игры, упражнения, арттерапия, сказкотерапия.

Критерии отбора в группу:

    Наличие конфликтных тенденций в поведении учащихся в течение нескольких месяцев, которые отмечаются педагогами, родителями, одноклассниками.

    Данные диагностических мероприятий.

    Жалобы родителей на повышенную тревожность ребенка.

Структура программы

Программа включает в себя 8-10 занятий, продолжительн6остью 35-45 минут. Частота проведения занятий 1-2 раза в неделю по фиксированным дня. План занятий представлен в таблице 1.

Таблица 1. Учебно-тематический план занятий.

Занятия

Тема занятий

Кол-во

мин

Занятие 1

Знакомство с песком

Занятие 2

Мир, в котором я живу

Занятие 3

Школа, в которой я учусь

Занятие 4

Моя сказка

Занятие 5

Моя семья

Занятие 6

Мои страхи

Занятие 7

Идеальный мир

Занятие 8

Острова

Итого:

360 мин

6 часов

Пять шагов организации игрового процесса:

Первый шаг - демонстрация песочницы

Второй шаг – демонстрация коллекции фигурок

Третий шаг – знакомство с правилами игр на песке

Четвертый шаг – формулирование темы занятия, инструкции

Пятый шаг – завершение занятия, ритуал выхода.

Ожидаемые результаты

Положительное влияние на эмоциональное самочувствие детей. Снижение тревожности, агрессивности, возможность выражения позитивных эмоций у детей в играх на песке. Улучшение в развитии тактильно-кинестетической чувствительности. Получение ребенком опыта рефлексии, умение понимать себя и других. Закладка базы для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

Важным показателем эффективности коррекционного воздействия является субъективная оценка участников взаимодействия. Положительные отзывы, чувство удовлетворенности от посещенных занятий являются положительным критерием в оценке эффективности проделанной работы.

Для администрации и педагогов образовательного учреждения критерием эффективности является соответствие полученных результатов предъявленному запросу.

Для родителей младших школьников критерием эффективности будет изменившееся в положительную сторону поведение детей, уменьшение тревожности, агрессии в поведении детей.

Для специалиста, реализовывавшего данную программу в образовательном учреждении, критерием эффективности будет являться достижение поставленной цели.

Приложение

Общие условия организации работы с «психологической песочницей»:

Для организации песочной терапии потребуется:

Психологическая песочница;

Песок;

Вода;

Коллекция миниатюрных фигурок.

Психологическая песочница:

деревянный ящик размером 50х70х8 см, считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Также для групповой работы подойдет песочница размером 100х140х10 см. Внутри песочница выкрашена в голубой цвет. Стены и дно песочницы символизируют воздух, дно песочницы символизирует воду. Голубой цвет оказывает на человека умиротворяющее воздействие. Наполненная песком «голубая» песочница являет собой миниатюрную модель человеческого восприятия нашей планеты.

В классической песочной терапии существует классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин. Я приведу структуру, описанную у Ленор Штейнхард и добавлю некоторые собственные соображения.

Тип
предмета

Требования
к предметам

Комментарии

Люди

Разнообразие по полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности, профессии, времени жизни. Фигурки должны быть как динамическими, так и статическими.

Смотрим, с кем себя идентифицирует автор картины, какое время и культурное пространство ему ближе в данный момент.

Наземные животные и насекомые

Домашние, дикие, доисторические, образы наземных животных, насекомых

Дети часто ассоциируют себя с животными. Взрослые же символизируют свое инстинктивное начало человека.

Летающие животные и насекомые

Птицы: дикие, домашние, доисторические. Крылатые насекомые

Обладание крыльями – дополнительная возможность передвижения. Проявление воздушной стихии, связанной с коммуникацией, информацией, образованием связей.

Обитатели водного мира

Рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы, звезды из пластмассы и натуральные, ракушки.

Подводный мир – частый сюжет песочных картин. Символизирует чувственную сферу человека. Сюжет картины и взаимоотношения между обитателями иногда отражают психосоматическое состояние клиента.

Жилища и дома с мебелью

Разнообразные дома, дворцы, замки, постройки, мебель

Дома, постройки ассоциируются с социальной жизнью человека. Обращаем внимание, какой дом выбирает человек, как обустраивает пространство вокруг него.

Домашняя утварь и продукты.

Посуда, предметы обихода, убранство стола, продукты питания.

Деревья и другие растения

Цветы, трава, деревья, зелень искусственная и натуральная

Использование многочисленной растительности связано с желанием оживить, благоустроить мир в песочнице.

Транспортные средства

Наземный, воздушный, гражданский и военный, исторический.

Дает возможность быстро перемещаться, ассоциируются с потенциалами к активности. Часто используется как символ материального благополучия.

Объекты среды обитания человека

Заборы, изгороди, мосты, ворота, порталы, дорожные знаки

Подчеркивают территориальные границы, образовывают связь (мосты), вводят ограничения. Рассказывают об особенностях коммуникации клиента.

Оружие

Оружие разных эпох, фантастическое оружие

Помогают определить агрессию, построить конфликтный сюжет или защитить что-то важное

Злодеи

Злобные персонажи мультфильмов, мифов, сказок

Являются носителями внутренних и внешних конфликтов.

Символизм пространственного расположение предметов в песочнице.

Анализ расположения предметов в песочнице строится на основании опыта юнгианских песочных психотерапевтов.

Даже беглый взгляд на пространственное расположение фигурок в песочнице может дать важную информацию об особенностях ребенка.

Для этого нужно определить, какие части песочницы оказались пустыми, а какие наиболее заполнены. Если наблюдается определенная дисгармония в заполнении песочницы фигурками, психолог может обозначить для себя наиболее общие задачи терапии.

Например, все фигурки смещены в верхнюю часть. Нижняя часть оказалась совсем пуста. Перед нами мечтатель, испытывающий трудности в реальной социальной адаптации. Ему сложно воплощать свои идеи в реальность, он слишком когнитивен и рассуждать любит больше, чем действовать. Такого клиента мы будем «заземлять», выберем специально игру в нижней части песочницы, это на бессознательно-символическом уровне способствует «заземлению».

Или, например, в картине заполнена левая и частично центральная часть, в правой части – пустота. Ребенок говорит, что там – страшно. На границе с правой частью построены укрепления для защиты. От кого – неизвестно. Это говорит о том, что ребенок страшится будущего. Страшится движения, развития. И в процессе терапии мы должны отследить, чтобы правая часть постепенно заполнилась.

Необходимо помнить о том, что мы имеем дело с внутренними процессами человека, которые не всегда могут быть объяснены и проинтерпретированы.

Символизм ландшафта песочной картины

Символизм ландшафта отражает рельеф внутреннего мира человека. Каков он? Плоский, холмистый, горный, лесной, водный? Многоплановый или однообразный? Ландшафт отражает динамику внутренних процессов.

Иногда у детей, подростков и некоторых взрослых можно увидеть отсутствие ландшафта или его условное обозначение. Например, озеро или река выглядят как небольшое углубление в песке. До голубого дна песочницы еще очень далеко, но автор картины определяет эту ямку как полноценный водоем.
Так может проявляться недостаточная осознанность внутренних процессов. Для детей это естественно, они находятся только в самом начале пути самопознания. Часто плоскую песочную картину можно встретить у совсем маленьких детей.

Занятие 1.

Тема: «Знакомство с песком»

Цель: установление контакта, ритуал входа, снятие психоэмоционального напряжения, ритуал выхода.

Ритуал входа:
Чтобы попасть в песочную страну, нужно подойти к песочнице, вытянуть ручки над песочницей ладошками вниз, закрыть глаза и произнести заклинание:

В ладошки наши посмотри,
В них доброту, любовь найди,
Чтобы злодеев побеждать,
Мало просто много знать.
Надо быть активным,
Смелым, добрым сильным.
А еще желательно
Делать все внимательно!

Игра «Ладошки»

На ровной поверхности песка взрослый и ребенок делают по очереди отпечатки кистей рук, внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям.

Психолог: Мне приятно, я чувствую прохладу (или тепло) песка. А ты?
Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?
Я перевернула руки и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую песок. А ты?
Давай «поскользим» ладонями по поверхности песка. Рисуя круги и зигзаги, представь, что это проехала машина или проползла змея.
-поставь ладонь ребром и выполни те же движения,
-пройдись ладошками по проложенным трассам, представив, что это мы путешествуем,
-сейчас мы будем рисовать на поверхности песка отдельно каждым пальчиком поочередно правой и левой рукой, а потом одновременно.
-а теперь нарисуем солнышко из отпечатков наших рук.
-а теперь нарисуй на песке свое настроение.

Рефлексия:
Мы узнали с тобой много нового, начали знакомство в волшебной страной, узнали какой песок на ощупь. У меня сейчас очень хорошее настроение, я узнала много нового. А что нового узнал ты?

Ритуал выхода:

Занятие 2

Тема: «Мир, в котором я живу»

Цель: диагностика страха, переживание безопасности за счет создания условности ситуации, снятие психоэмоционального напряжения.

Используем ритуал входа, как в первом занятии.
Психолог: Сегодня мы познакомимся с фигурками, которые живут в нашей волшебной песочнице и расскажем и покажем нашей волшебной песочнице свой мир, тот, в котором мы живем. Какой он твой мир? Кто в нем есть?

Демонстрируем игрушечные фигурки ребенку, даем возможность ему перебирать, рассмотреть каждую.
Далее даем задание построить в песочнице свой мир, таким, каким он чувствуется ребенку, брать и использовать любые фигурки для этого, камушки, материал, растения. Расставить все так, как ему захочется.
По окончании попросить ребенка сказать вслух: «готово».

Психолог: ты построил в песочнице целую картину! Как же ты ее назовешь? Что здесь изображено? Кто эти фигурки? Что они делают? Где ты в этой картине? (если ребенок смог обозначить себя, спрашиваем, что ты делаешь?). Пытаемся установить взаимосвязь между героями картины. Обращаем внимание на расположение фигурок. Особенно на расположение фигурки самого ребенка. Кто находится рядом, где находится фигурка. Спрашиваем обязательно, какое настроение создает вся картина в целом. Что чувствует ребенок, глядя на свою картину. Если ребенку не очень комфортно, предлагаем изменить картину так, чтобы ему стало комфортно в ней. Обращаем внимание на сделанные изменения.
Если в картине ребенка происходит конфликтная ситуация, какие-то бои или напряженная атмосфера и нет ресурсного участка в картине, предлагаем ребенку привнести ресурсный элемент: «Что же может помочь нашей картине? Может быть найдется добрый помощник?»
В контексте сказкотерапии находить ресурсное содержание легче, так как сам образ сказочной страны является ресурсным. В сказке можно все.

Рефлексия:
Сегодня мы с тобой узнали много нового о твоем мире, почувствовали твой мир, нашли доброго помощника. Мне очень понравилось наше занятие и у меня хорошее настроение. А что чувствуешь ты?


Ритуал выхода:
Теперь протянем ручки над песочницей и сделаем движение, как будто скатываем шарик. А теперь повторяем:
«Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились!»

Занятие 3

Тема: «Школа, в которой я учусь»

Цель: диагностика тревожности, переживание безопасности за счет создания условности ситуации, снятие психоэмоционального напряжения.

Используем ритуал входа.

Психолог: Сегодня мы будем в нашей песочнице создавать картину школы, в которой ты учишься. Используй любые фигурки, которые тебе нравятся.

По окончании работы анализируем картину также, как мы это делали в занятии 2 на примере картины мира ребенка. Не забываем найти доброго помощника и исправить картину, если там присутствуют напряженные элементы.

Рефлексия:
Сегодня мы снова тобой узнали много нового о твоем школьном мире, почувствовали его, нашли доброго помощника. Мне очень понравилось наше занятие и у меня хорошее настроение. А что чувствуешь ты?


Ритуал выхода:
Теперь протянем ручки над песочницей и сделаем движение, как будто скатываем шарик. А теперь повторяем:
«Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились!»

Занятие 4

Тема: «Моя сказка»

Цель: переживание безопасности за счет создания условности ситуации, снятие психоэмоционального напряжения, сформировать ощущение силы и превосходства над предметом страха.

Ритуал входа.

Психолог: Сегодня мы отправимся в гости в сказку. Где-то далеко-далеко за морем океаном, в тридевятом царстве, в тридевятом государстве живет себе, поживает Песочная фея. И эта фея – не простая, она добрая волшебница, которая любит детей и очень хочет с нами познакомиться. Но чтобы попасть в сказку, надо очень сильно верить в чудеса и еще произнести волшебное заклинание:

Песочная фея нам помоги,
В страну песочную перенеси,
В ладоши мы хлопнем
Раз, два, три,
Сердце свое для добра распахни!

Вот мы и очутились в сказочной стране. Психолог берет куклу – Песочную фею и говорит: посмотри, фея очень грустная…Давай я спрошу у феи, что случилось? Психолог делает вид, будто фея ему что-то говорит на ухо…

Психолог: фея рассказала мне, что во Вселенной была песочная страна с зелеными лесами, красивыми цветами, голубыми озерами и солнечными городами. Жители этой страны были очень счастливы, потому-то им никто ничего не запрещал. Они могли есть конфеты, кататься на каруселях, бегать по лужам, разговаривать с необычными животными, птицами, цветами, дружить с гномами, петь и танцевать. Но однажды злой волшебник уничтожил все в песочной стране. И стала песочная страна темной и безжизненной.
А мы с тобой готовы помочь фее вернуть красоту в ее страну? Давай потрогаем песок, почувствуем, как ему грустно, как здесь одиноко. А давай попробуем развеселить песок? Пощекочем его, побегаем по нему пальчиками. Ты чувствуешь, что песок улыбается? Что ему стало веселее? Мы молодцы. Мы смогли развеселить песок.

Злой волшебник заточил всех жителей песочной страны в темницу. Там им темно, холодно и одиноко. Давай поможем им выбраться. (Дети берут крупные кисти для рисования от №7 и выше и начинают раскапывать фигурки, спрятанные в песке, смахивать кисточкой с них песчинки.
Мы спасли жителей песочной страны. Но посмотри, все вокруг разрушено, нас предстоит все создать сначала. Но посмотри на песок. Какой он?

Сухой…
А из такого песка можно что-нибудь построить?
-нет…
Значит нам нужно оживить песок. А что нужно всему живому? Правильно, вода!
Берем лейку или пульверизатор и смачиваем песок. Вот теперь мы добавили волшебные капли воды в песок.
Но злого волшебника мы пока так и не победили. Давай сделаем из влажного песка шар и нарисуем на нем злого волшебника. А какой он волшебник? (злой, не любит детей, не любит людей, не любит смех, радость).
Шар, который мы слепили – шар-злюка. Мы сейчас его разрушим и прогоним злого волшебника, не забывая сказать волшебные слова «прогоняем злость, приглашаем радость». Кулачками, ладонями разрушаем песочный шар.
Теперь выравниваем песок. Кладем руки на песок и прислушиваемся к своим ощущениям. Больше нет никакого злого волшебника. Больше нет зла. Все мирно, радостно. Просим ребенка построить добрый мир, где всем хорошо. Обязательно сажаем растения.
Песочная страна ожила! А нам пора возвращаться.

Рефлексия

Сегодня мы познакомились с волшебной страной, спасли жителей Песочной страны, оживили саму страну. Узнали какой бывает песок. Мы совершили сегодня много хороших поступков. У меня радостное настроение. Я рада помочь жителям песочной страны. А ты? Что чувствуешь ты?

Ритуал выхода:
Теперь протянем ручки над песочницей и сделаем движение, как будто скатываем шарик. А теперь повторяем:
«Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились!»

Занятие 5

Тема: «Моя семья»

Ритуал входа.

Психолог: сегодня в нашей волшебной песочнице мы построим мир для твоей семьи. Рассели всех, кого тебе захочется. Используй различные фигурки и постройки. Как бы ты хотел, чтобы располагались фигурки. Подумай, почувствуй и начинай!

Анализируем песочную картину также, как и на предыдущих занятиях, узнаем название картины, обращаем внимание на расположение всех фигур, уделяя особое внимание фигуре ребенка. Обнаружив напряженные элементы в картине, предлагаем ребенку изменить сюжет, часть картины или добавить ресурсный персонаж. Добиваемся позитивного изменения картины и получения положительных эмоций ребенком.

Рефлексия

Сегодня мы с тобой узнали много нового о мире твоей семьи, почувствовали этот мир, нашли доброго помощника. Мне очень понравилось наше занятие и у меня хорошее настроение. А что чувствуешь ты?

Ритуал выхода:
Теперь протянем ручки над песочницей и сделаем движение, как будто скатываем шарик. А теперь повторяем:
«Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились!»

Занятие 6

Тема: «Мои страхи»

Цель: переживание безопасности за счет создания условности ситуации, снятие психоэмоционального напряжения.

Ритуал входа.

Психолог: Сегодня в нашей волшебной песочнице мы будем заниматься волшебным превращением. Сначала построй страшную картину, покажи то, от чего тебе было бы страшно, то, что тебя пугает. Все-все неприятное, что ты чувствуешь, мы сейчас достанем и выложим в нашей песочнице. Выкладываем…
А так как наша песочница волшебная, то все страшное сейчас растворится и превратится в нестрашное. Все злое превратится в доброе. Но для этого песочнице нужна твоя помощь. Найди и поставь в песочницу фигурку волшебного помощника (ресурсный персонаж). А теперь изменяй все вместе с волшебником.

Расспрашиваем о названии картины в первоначальном варианте и после произошедших изменений. Обращаем внимание, чтобы все отрицательные элементы изменились. Просим ребенка проговорить, что он чувствует. Насколько хорошо ему после изменений.

Рефлексия

Сегодня мы с тобой узнали, что все злое, страшное можно изменить на хорошее и доброе. Мы научились менять зло на добро и нам помогал добрый волшебник. Он все время был рядом. Мне понравилось наше занятие и у меня радостно внутри. А что чувствуешь ты?

Ритуал выхода:
Теперь протянем ручки над песочницей и сделаем движение, как будто скатываем шарик. А теперь повторяем:
«Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились!»

Занятие 7

Тема: «Идеальный мир»

Используем ритуал входа.

Психолог: Сегодня мы в нашей волшебной песочнице будем строить идеальный мир. Мир, в котором все хорошо, легко, там только добро. Какой этот идеальный мир? Покажи его песочнице.

Также узнаем название картины. Обращаем внимание на расположение фигур. На присвоенное значение элементам. Скорее всего в этой картине ребенок отразит желаемое, то, чего бы хотелось достичь. То, чего сейчас ему не хватает. По окончании обязательно интересуемся, все так, как он хотел или, добавим еще что-нибудь.

Рефлексия

Сегодня мы строили идеальный, добрый мир. Мы радовались за нашу картину, за персонажей, живущих там. Мы видели добро и красоту. Мне очень понравилось наше занятие и у меня хорошее настроение. А у тебя?

Ритуал выхода:
Теперь протянем ручки над песочницей и сделаем движение, как будто скатываем шарик. А теперь повторяем:
«Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились!»

Занятие 8

Тема: «Острова» (групповое занятие)

Цель: умение взаимодействовать в группе, самовыражение, умение налаживать контакт.

В маленькой песочнице 50х70 см вполне могут разместиться 5-6 участников занятия. Дается задание построить свой мир. Но не просто построить, а выполнить при этом несколько условий. Участники не должны общаться между собой вербально. Только жесты и взгляды. Каждый должен молча выбрать свою территорию в песочнице. Например, поставить ладошку на песок и подождать пока все участники увидят это. И только после этого отходить за игрушками. Когда все условно договорились о разметке территории, приступать к строительству. При этом, обязательно проговорить ребятам, что во время строительства и после окончания они могут ходить друг к другу в гости. Все. Более эту фразу не обсуждать и не повторять.

По окончании строительства интересуемся названиями миров. Ребята рассказывают, кто живет в их мире, почему он изобразил их именно таким образом. Разговариваем с каждым участником по очереди. Интересуемся, ходил ли он в гости к соседям, к кому именно. Если не ходил, то почему. И одновременно обращаем внимание, насколько ребенок загородил свой мир от посторонних забором или чем-то подобным. Или его мир открыт и доступен. Это отражает возможность самого ребенка быть открытым, контактным. Обращаем внимание, кто из ребят пошел в гости первым. Кто ходил в гости, а кто принимал гостей.

Такое занятие можно проводить несколько раз и отсматривать изменения в динамике.

Рефлексия

Сегодня мы с вами научились общаться без слов, научились чувствовать собеседника и понимать его. Мы построили дружный мир, в котором всем комфортно.

Ритуал выхода:
Теперь протянем ручки над песочницей и сделаем движение, как будто скатываем шарик. А теперь повторяем:
«Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились!»

Использованная литература:

    Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Практикум по сказкотерапии» СПб.: «Речь», 2000 – 310 с.

    Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Игра с песком» - Практикум по песочной терапии. СПб.: «Речь», 2000 – 256 с.

    Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Фролов Д. Волшебная страна внутри нас // Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. М.: Речь, 2005

    Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. «Как помочь "особому" ребенку». Книга для педагогов и родителей. 2-е издание.- СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. – 96 с.

    Штейнхардт Ленор «Юнгианская песочная психотерапия» Изд-во «Питер» 2001 – 154 с.