Десять великих высказываний - десять оригинальных свадебных поздравлений. Стихи о любви для оформления свадьбы Известные поэты о свадьбе

Стихи подруге на свадьбу

Поднимем полные бокалы
За нашим свадебным столом.
И, как положено, сначала
В честь юных тост произнесем.
От всей души им пожелаем,
Как это делали давно,
Чтобы любовь крепка была их,
Как это доброе вино;
Чтоб жизнь была их полной чашей,
Из коей счастью не убыть,
Чтоб жениху с невестой нашей
Вдвоем в любви сто лет прожить!

Стихи о свадьбах и любви

Уметь любить - великий дар природы!
Не каждому дается этот дар,
Чтоб пронести сквозь бури и невзгоды
В своей душе бушующий пожар,
Любовь и нежность сохранить навек,
Чтобы казался самым лучшим
Идущий рядом человек!
Бежит неумолимо время,
С ним может чувств умерится жара.
Пусть первую любовь с годами сменит
Спокойной дружбы зрелая пора.
Родятся дети, пусть мужают,
Да не коснется их ни боль, ни грусть,
Да не засыплет пеплом двор, в котором
Любую тропку знали наизусть!
Чтоб нежность не ушла из ваших глаз,
Чтобы другие губы были не для вас!

С днем свадьбы поздравления стихи

Любовь, семья - лишь в вашей власти.
Сосуд хрустальный, полный роз,
Подарок неба, основа счастья,
Для многих лишь источник грез.
Возьмите бережно дар в руки,
Как пламя легкое свечи.
Не расплескайте и несите
Сквозь все преграды и мечи.

Стихи о свадьбах и любви

Свадьба пляшет от венца,
Развевает ленты.
Обручаются сердца
Под аплодисменты.
Нет для грусти на веку
Времени и места,
Если горько жениху,
Подсластит невеста.
Горько!

Стихи о свадьбах и любви

Свадьба пышная в разгаре,
Гости в свадебном угаре,
Вот на этом кончен сказ...
Вы запомните наказ:
Жене - мужа уважать
И без дела не ругать!
Ну, а мужу - быть с женою
И не бегать за другою!
Чтобы жизнь вот так прожить,
Надо грамоту смочить!
И чтоб до конца допить,
Надо как-то подсластить!
Горько!!!

Стихи подруге на свадьбу

Пусть этот день, как светлый праздник,
Вольется радостью в ваш дом,
И вашу жизнь навек украсят
Надежда, Счастье и Любовь.
И пусть Любовь весенней зорькой
Не гаснет долгие года,
Пусть лишь на свадьбе будет "Горько",
А в вашей жизни - никогда!
Живите весело и дружно,
Имейте все. что в жизни нужно,
Храня огонь любви святой
До самой свадьбы золотой!

Необычные поздравления свадьбу

Крепкого счастья, нежности и страсти,
Верности в дружбе, жизни, в любви.
Больше целуйтесь, меньше ругайтесь,
Век вам по жизни вместе идти.
Будьте красивыми, будьте счастливыми,
И будут довольны теща, свекровь.
Будьте здоровыми, всегда довольными,
Пусть будут с вами Совет да Любовь!

Стихи о свадьбах и любви

Желаем самых разных благ!
Живите долго только так:
Не зная ссор, размолвок, бед,
В любви и счастье много лет.
А если, скажем, иногда
Нежданно явится беда,
Плечом к плечу боритесь с ней -
Две пары рук куда прочней!
Еще осталось пожелать
Детей хороших воспитать -
Девчонок кучу и ребят -
Ну, словом, целый детский сад!

Стихи о свадьбах и любви

Этот радостный день Вашей жизни
Пусть запомнится Вам навсегда,
А печали, сомненья, разлуки
Пусть не будет у Вас никогда.
Пусть союз Ваш, родившийся ныне,
Согревает тепло Ваших душ,
Пусть сей пламень вовек не остынет
Средь житейских буранов и стуж.
Будьте счастливы, нежно любимы,
Чтоб друзьями был полон Ваш дом,
Пусть желания все исполнимы
Ваши будут сейчас и потом.
Мы желаем Вам солнца и света,
Улыбалась, чтоб жизнь вновь и вновь.
Лишь влюбленным дается все это,
Так да здравствует вечно любовь!

Стихи со свадьбой

Дорогие молодожены...!
В этот торжественный и праздничный день
Поздравляем с Днем вашей Свадьбы.
Днем сочетанья любящих сердец,
Семьи Созданья!
От всей души желаем - радости и счастья.
Пусть Вас обходят стороной несчастья.
Пусть воплощаются заветные мечты,
Хранимые в уютных уголках любви.
И песнь добра, взаимопонимания и мира
Пусть наиграет Вам весны прекрасной лира.
И сложится зеленая листва
В Два Обручальных золотых кольца.
Природная картинка с ветром разлетится
Но Ваша - пусть навеки сохранится
В Созвездии удачи и душевной теплоты,
Благополучия, надежд и пламенной любви.
Вы сами властелины во вселенной
Своей Судьбы; единой и священной.
И помните об этом до конца,
Любовью окрылив свои сердца.
Улыбками встречая дни за днями.
Терпеньем на обиды отвечая.
И новой жизни появленье
Пусть долгожданным будет продолженьем
Соединенья двух прекрасных душ.
Защитником пусть будет муж.
Жена - надежным крепким тылом.
И, чтобы никогда хорошее не проходило.
Живите, в золоте купаясь,
Шампанским сладким обливаясь.
И Верность обоюдную храня
Любовь не растеряйте сквозь года.

Стихи о свадьбах и любви

Рукой судьбы благословенный,
Любовью светлой вдохновенный,
Свершился брачный Ваш союз.
И Вы - в плену семейных уз.
Едина в жизни Вам дорога,
И Вы по ней ступайте с богом
От свадебного рушника
Через года в руке - рука.
Пред Вами - царство Гименея,
Его заботы и затеи
Теперь наполнят Ваши дни,
Пусть будут радостны они!
Я Вам желаю много счастья,
Живите в мире и согласье,
Чтоб был детишек полон дом,
И не было нужды ни в чем.

Поздравления с серебряной свадьбой

Дорогие молодожены!
В день вашей свадьбы, хочу напомнить о народной мудрости, гласящей, что великан, никогда не знавший любви, не достанет до пояса обыкновенного влюбленного человека, потому что любовь возвышает. Желаю, чтобы вы на всю жизни сохранили возвышенные чувства, поднимающие вас до небес!

Поздравления с годом свадьбы

Дорогие молодожены!
От всего сердца поздравляем вас со вступлением в законный брак и образованием семьи. Самое ценное в жизни - большая человеческая дружба и любовь. Пусть ваша любовь будет такой же долгой, как ваша жизнь! Совет вам и любовь!

Поздравление на свадьбу оригинально

Поздравляем с Днем рождения вашей семьи!
Пусть ее минут ненастья!
Пусть обходит стороной беда!
Мир, любовь, согласье, дружба, счастье
Пусть в ней поселятся навсегда!
Много верных вам друзей
И желанных вам гостей.
Шутки, пляски, пенье, смех
В доме радуют пусть всех!
Чтобы в семействе дружном
Был самый яркий свет.
Желаем только счастья,
Любовь вам да совет!

Стихи знаменитых поэтов о свадьбе, женихе и невесте.

Венчание

Константин Бальмонт

Над невестой молодою
Я держал венец.
Любовался, как мечтою,
Этой нежной красотою,
Этой легкою фатою,
Этим светлым «Наконец!»Наконец она сумела
Вызвать лучший сон.
Все смеялось в ней и пело,
А с церковного придела,
С высоты на нас глядела
Красота немых окон.Мы вошли в лучах привета
Гаснущей зари.
В миг желанного обета,
Нас ласкали волны света,
Как безгласный звук завета: —
«Я горю, и ты гори!»И в руке у новобрачной
Теплилась свеча.
Но за ней, мечтою мрачной,
Неуместной, неудачной,
Над фатой ее прозрачной,
Я склонялся, у плеча.Вкруг святого аналоя
Трижды путь пройден.
Нет, не будет вам покоя,
Будут дни дождей и зноя,
Я пою, за вами стоя: —
«Дух кружиться присужден!»

Да, я знаю сладость, алость,
Нежность влажных губ.
Но еще верней усталость,
Ожиданье, запоздалость,
Вместо страсти — только жалость,
Вместо ласки — с трупом труп.

Вот, свершен обряд венчальный,
И закат погас.
Точно хаос изначальный,
В церкви сон и мрак печальный,
Ты вошла с зарей прощальной,
Ты выходишь в темный час.

Молодые

Степан Щипачёв

Горько! Горько!- им кричат кругом,
И некуда от возгласов деваться:
Таков обычай - надо целоваться
При всех за шумным свадебным столом.
Ещё смущаются молодожёны,
Но мы, хмелея, на своём стоим:
Торжественно роднею окружённым,
Совета да любви желаем им.

Любовь, любовь… Вот если побывать бы,
Хотя бы старым и совсем седым,
На их серебряной, далёкой свадьбе,
Чтоб так же «горько! горько!» крикнуть им.
И если за стаканами вина,
Когда заставим их поцеловаться,
Они вот так же, хоть на миг, смутятся,
Поверю в их любовь - крепка она.

Венчание

Юргис Балтрушайтис

Венчальный час! Лучистая Зима
Хрустальные раскрыла терема…
Белеет лебедь в небе голубом…
И белый хмель взметается столбом…Лихой гонец, взрывая белый дым,
Певучим вихрем мчится к молодым…
Дымит и скачет, трубит в белый рог,
Роняет щедро жемчуг вдоль дорог…В венчальном поле дикая Метель
Прядет-свивает белую кудель…
Поют ее прислужницы и ткут,
Тебя в свой бархат белый облекут, -И будешь ты, на вечность темных лет,
Мой бледный княжич, щеголем одет…
Твоих кудрей веселых нежный лен
Венцом из лилий будет убелен…И в тайный час твоих венчальных грез
Поникнешь ты средь белых-белых роз…
И трижды краше будешь ты средь них,
Красавец бледный, белый мой жених!

Татьяна Лутава - Невеста: Стих

Глазами угольного цвета
она глядела прямо в душу,
его улыбкою согрета…
В тончайший шёлк была одета,
как лебедь белая на суше…

Касаясь кончиками пальцев
лица родного, тихо пела,
взлетая в нежно-лёгком танце…
Блестели слёзы на румянце,
когда сжимал её он смело…

…фатой укутав снежно-белой…

Екатерина Неволько - В нежном облаке кружев: Стих

В нежном облаке кружев
С белоснежной фатой.
И жених рядом важный,
И гордый такой.
Ты – Невеста!
А вокруг кутерьма
И друзья, и родня.
Поздравленья с подарками
Все для тебя.
Ты – Принцесса!!
А когда ваши дети подарят цветы
На какие-нибудь юбилеи,
Я хочу и тогда, чтобы помнила ты,
Понимая острее:
Ты – Царица!!!

Сергей Любарский - Жених и невеста: Стих

Влюбленных отличает от других
Желание всегда быть вместе.
Мир разделили на двоих,
Жених надел кольцо невесте.

Цветы и поцелуи – вот жених!
Влюбленый взгляд всегда на ней.
Делить все в жизни на двоих,
В любви воспитывать детей.

Он обнимает нежный стан
Своею крепкою рукой,
Влюбленный страстно мальчуган,
Она – за каменной стеной.

А вот и белый лимузин!
Волшебное слиянье красоты:
Жених - блеск черных мокасин,
Невеста - в белом и цветы.

Теперь свершилось наконец,
О чем так долго вы мечтали!
Я вывел дочку под венец,
Вас целовали, обнимали.

Конечно, не жалели слов,
Желали счастья, вдохновенья!
Любите мам, друзей, отцов,
Друг друга, до изнеможенья!

Серебром проблеснул самолет,
Путешествие свадьбе приснилось.
Вместе ночи и дни напролет,
Тайна жизни любовью открылась.

Свадьба – это замечательный повод для гостей вспомнить классическую литературу. У некоторых после этого появляется недоумение.

Но постойте, на свадебном торжестве постоянно звучат поздравления. Они адресованы и в адрес молодоженов, и их родителей.

Стихи от классиков

Зачастую гости берут из Интернета готовые стихотворения или . Мало кто знает, что великие поэты писали не только про любовь, но и про такое событие как свадьба. Поэтому это отличный вариант ознакомиться с классической литературой.

А на торжестве в ресторане прочитать красивое стихотворение, ставшее мировым по популярности. К тому же, если вы не умеете красиво и ровно излагать свои мысль, то это ещё одна причина, почему стоит выбрать стихи на свадьбу великих поэтов.

Кто как не поэты могут так выразительно рассказать о любви. Пожалуй, лишь им дано такое право. К счастью, в наши дни осталось большое наследие в русской литературе. Поэтому абсолютно любой может выбрать себе произведение из столь широкого многообразия.

Самыми популярными можно назвать следующие варианты:

  1. А. Блок – цикл «Стихи о прекрасной Даме».
  2. Л. Филатов – «Свадьба».
  3. Д.Байрон – «В день моей свадьбы».
  4. В. Высоцкий – «Свадебная».
  5. Н. Заболоцкий – «Свадьба».
  6. Г. Державин – «Невесте».
  7. С. Есенин - «Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха».

Порой, достаточно услышать малейший отрывок из лирического произведения, чтобы понять чьему перу оно принадлежит. Используя стихотворения в качестве поздравления, вовсе не обязательно его полностью зачитывать.

Вы можете озвучить лишь отрывок, сказав перед этим слова: «Как говорил великий поэт Гавриил Державин,…,».

Мысль у лирических произведений одна – любовь. Она объединяет и соединяет сердца. Особенно пользуется популярностью стихотворение Г.Державина «Невеста». В нем автор описывает красоту девушки, собирающейся замуж.

Он приводит настолько красивые эпитеты, от которых будет млеть любая барышня. Такой стихотворение может прочитать и молодой супруг, со вступлением в законный брак.

Ведь автор в произведении говорит о том, что хотел бы быть обласканным такой красавицей-невестой. Державин сравнивает невесту с розой и нежным ангелом. Перед такими метафорами не сможет устоять ни одна красавица.

Как никто другой именно Владимир Высоцкий смог отразить настроение свадебного торжества. Он рассказывает в своей небольшой поэме о том, как простой народ отмечает обряд вступления в брак. Он обязательно сопровождается громкими песнями, плясками и ночными гуляниями.

В конце своего лирического монолога автор говорит правильные слова, утверждая, что свадьба – это начало нового пути и настоящая победа .

Для него земля пьяна от долгого гуляния на торжестве. Деревья – невесты, облаченные в белый наряд. Окна домов и сами высотки нарядились будто гости, которые пришли на торжество. Ни на что непохожее стихотворение отлично подойдет для поздравления с зимней свадьбой.

Стихи современных известных поэтов

Ведь это грандиозное событие, на котором люди поддаются различным эмоциям.

  1. Б. Ахмадулина «Невеста».
  2. С. Бажина «Невеста».
  3. К. Случевский «Невеста».
  4. Э.Асадов «Серебряная свадьба».
  5. Л.Рубальская «Откровенно говоря».

Как следует из названий, большинство лирических произведений посвящено будущим супругам, а пока ещё невестам. Их образ всегда наполнен особой нежностью, трепетом и женственностью.

Если невеста хочет сделать своему благоверному и выразить при всех свои чувства, то для этого подойдет лирический монолог Ларисы Рубальской «Откровенно говоря».

В нем молодая девушка выражает любовь. Она благодарит возлюбленного за то, что он дарит ей возможность быть с ним. Хотя сама барышня далеко не красавица, она уверена, что она хороша в любви.

Белла Ахмадулина от лица своего лирического героя выражает желание стать красавицей невестой. Все это ей необходимо для того, чтобы попасть на свадьбу, о чем она так сильно мечтает.

Но в конце девушку терзает единственный вопрос и непонимание того, что станет с ней дальше после того, как закончится торжество. Она пока ещё юна и красива, поэтому до конца не осознает, что происходит после свадьбы и как развивается жизнь мужа и жены.

На самом же деле, свадьба – это далеко не конец. Скорее кульминация отношений или их логическое продолжение, после которого следует не менее счастливая жизнь.

Полезное видео

А. Блок — «Стихи о прекрасной Даме»., точные сравнения и метафоры, лиричные эпитеты – все это делает стихотворную форму яркой и запоминающейся.

Лучше всего выучить произведение наизусть. Однако если нет такой возможности, то постарайтесь зачитать, громко и выразительно. Большую роль при произношении свадебных стихотворений относят дикции и интонации.

Совершенно легко испортить классическое произведение. Поэтому тренируйтесь заранее, чтобы выразительно продекламировать его на свадебном торжестве.

Как уже можно было заметить, древние культы присутствовали на свадьбе в своем материальном (предметном) выражении и в виде поэтических образов фольклора. В древности основная функция свадебного фольклора была утилитарно-магической: устные произведения способствовали счастливой судьбе, благополучию. Но постепенно они начали играть иную роль: церемониальную и эстетическую.

Поэзия свадьбы обладала глубоким психологизмом, изображала чувства жениха и невесты, их развитие на протяжении обряда. Особенно сложной в психологическом отношении была роль невесты, поэтому фольклор нарисовал богатую палитру ее эмоциональных состояний. Первая половина свадебного обряда, пока невеста еще находилась в родительском доме, была наполнена драматизмом, сопровождалась печальными, элегичес­кими произведениями. На пиру (в доме жениха) эмоциональная тональность резко менялась: в фольклоре преобладала идеализация участников застолья, искрилось веселье.

Для свадьбы севернорусского типа основным фольклорным жанром были причитания. Они выражали только одно чувство - печаль. Психологические возможности песен гораздо шире, поэтому в среднерусской свадьбе изображение переживаний невесты было более диалектичным, подвижным и многообразным. Свадебные песни - самый значительный, наиболее сохранив­шийся цикл семейной обрядовой поэзии.

Сватовство велось в условной поэтически-иносказательной манере. Сваты называли себя рыбаками, охотниками, невесту - белорыбицей, куницей. Во время сватовства подруги невесты уже могли исполнять песни: ритуальные ("Приехали да к Пашечке Трое сватов разом... ") и лирические, в которых начинала разра­батываться тема утраты девушкой ее воли ("Хвалилася калина...").

В сговорных песнях изображался переход девушки и молодца от свободного состояния "девичества" и "молодечества" к положению жениха и невесты. В песне "Вдоль Дунаю..." молодец верхом на коне гуляет у реки. Он демонстрирует перед девуш­кой свою красоту, удаль и просит сберечь его коня. Но девушка отвечает:

"Когда буду я твоя,

Сберегу твово коня...

А теперь я не твоя.

Не могу беречь коня".

В песнях появляются парные образы-символы из мира природы, например калинушка и соловей ("На горе-то калина Во кру гу стояла..."). Разрабатывается мотив попранной девичьей воли (невеста изображается через символы расклеванной ягодки, выловленной рыбицы, подстреленной куны, вытоптанной травуш ки, сломанной веточки виноградной, растоптанной зеленой мяты, заломленной березонъки). Песню "Не в трубушку трубили рано по заре..." могли петь на сговоре, на девишнике и утром свадебного дня. Этой ритуальной песней отмечался предстоящий, совершающийся или уже совершившийся обряд расплетания косы. Сговорные песни начинали рисовать молодых в положении жениха и невесты, идеализируя их взаимоотношения: невеста лю­бовно расчесывает жениху его русые кудри, жених дарит ей подарки. В сговорных песнях монологические формы отсутствовали, песни представляли собой повествование или диалог.

В песнях девишника появлялись монологические формы от лица невесты. Она прощалась с вольной волюшкой и отчим домом, укоряла родителей за то, что отдают ее замуж. Размышляя о своей будущей жизни, невеста представляла себя белой лебедью, попавшей в стадо серых гусей, которые ее щиплют. Мать или замужняя сестра учила невесту, как вести себя в новой семье:

"Ты носи платье, не изнашивай,

Ты терпи горе, не сказывай".

Если невеста была сиротой, то исполнялось причитание: дочь приглашала родителей посмотреть на ее свадьбу сиротскую.

В песнях часто встречается сюжет перехода или перевоза невесты через водную преграду, связанный с древним осмыслением свадьбы как инициации ("Воскресный день рано Сине море игра ло... "). Жених вылавливает либо саму утопающую невесту, либо золоты ключи от ее воли ("Вы подруженьки, голубушки мои..."). Образ девушек-подруг рисовался как стайка малых пташечек, слетевшихся к канареечке, заключенной в клеточку. Подруги то сочувствовали невесте, то укоряли ее за нарушенное обещание не выходить замуж. Девишник был насыщен ритуальными и лирическими песнями.

Кульминацией всего свадебного ритуала был день свадьбы, в который происходило заключение брака и величание молодой семьи.

Утром невеста будила подруг песней, в которой сообщала о своем нехорошем сне: к ней подкралась проклята бабья жисть. Во время одевания невесты и ожидания свадебного поезда жениха пели лирические песни, выражавшие крайнюю степень ее горестных переживаний ("Как расшатало белу березонъку..."). Глубоким лиризмом были наполнены и ритуальные песни, в них замужество изображалось как неотвратимое событие ("Матуш ка, что не пыль-то во поле..."). В это же время в доме жениха исполняли песни иного содержания, например: с дружиной мо-лодцев он отправляется из своего чудесного терема за серой ути цей-раскрасавицей", жених плывет по реченьке на суденышке, натягивает колену стрелу и пускает в серу утицу ("Ой, у Ивана-то хоромы хороши...").

Но вот свадебный поезд приехал. Гости в доме. Это изображается посредством гипербол: подломили залу новую, растопили пару золоту, выпустили соловья из саду, расслезили красну девицу. Невесту уте­шает жених ("Не было ветру, не было ветру - Вдруг навеяло...").

В это время разыгрывались сценки, в основе которых лежал выкуп невесты или ее двойника - девьей красоты. Их исполнению способствовали свадебные приговоры, имевшие ритуальный характер. У приговоров были и другие функции: они идеализировали всю обстановку и участников свадьбы, юмористически разряжали сложную психологическую ситуацию, связанную с отъездом невесты из родительского дома.

Приговоры - это рифмованные или ритмизованные поэтиче­ ские произведения . Например, в Костромской области после приезда свадебного поезда разыгрывалась сцена выноса елочки - девьей красо ты, что сопровождалось большим приговором. Елочку выносила одна из подруг невесты, она же произносила приговор. В построении приговора присутствовала импровизация (однако стержень был единый. Приговор начинался со вступительной части, в которой фантастически-возвышенно изображалась обстановка горницы. Использовались эпитеты, идеализирующие окружающие предметы:

...Ко столику подхожу, ко дубовому подхожу.

Ко скатертям ко браным.

Ко напиточкам медяным <медовым>,

Ко яствам сахарным.

Ко тарелочкам золоченым.

Ко вилочкам точеным,

К ножичкам булатным,

К вам, сватушкам приятным.

Затем произносилось приветствие поезжанам. Их идеализация могла получить эпическое развитие: они ехали за невестой чистыми полями, зелеными лугами, темными лесами... Трудный путь женихова поезда передавали гиперболы. Гиперболы использовались и в другой эпической части - в рассказе о том, как девушки добывали и украшали елочку:

...По башмачкам истоптали,

По чулочкам изорвали,

Зелёну ёлочку ломали.

По перчаткам изорвали,

По колечечку сломали...

Елочка была главной героиней. Ей произносили величание, в конце которого на ней зажигали свечки:

Хороша наша девья краса

Разнорядно она нарядна

Алым ленточкам разувешана.

Разным бантикам разубантена,

Дорогим камням разукрашена,

Восковым свечам разоставлена.

Алы ленточки алели,

Разны банты голубели.

Дороги камни разливалися,

Бесковы свечи разжигалися.

Вот вам последнее словечко:

Подарите мне на золотое колечко.

Скажу я словечек пяток -

Подарите мне на шёлковый платок.

Сватушка, у которого красная рубашка, -

Кладите пятирублёвую бумажку;

А в голубой - Кладите по другой...

Каждый одаривающий гасил свечку. Когда все свечи были погашены, девушка, произносившая приговор, обращалась к невесте. Она говорила о неизбежном расставании с красотой и об утрате невестой навеки ее девичества. Елочку выносили из избы, невеста плакала. Через всю игровую ситуацию красной нитью проходила психологическая параллель между елочкой-девьей кра сотой и невестой.

Приговоры композиционно состояли из монолога, однако обращения к участникам ритуала приводили к возникновению диалогических форм и придавали приговорам характер драма­тического представления.

Самым торжественным моментом свадьбы был пир (княжий стол). Здесь пели только веселые песни, плясали. Яркое художественное развитие имел ритуал величания. Величальные песни пели новобрачным, свадебным чинам и всем гостям, за это йгриц (певиц) одаривали конфетами, пряниками, деньгами. Скупым исполняли пародийное величание - песни корильные, ко­торые могли спеть и просто для смеха.

Величальные песни имели поздравительный характер . Ими чествовали, воспевали того, кому они были адресованы. Положительные качества этого человека песни изображали в высшей степени, часто с помощью гипербол и идеализации.

Образы жениха и невесты поэтически раскрывали разнооб­разные символы из мира природы. Жених - ясен сокол, вороний конь невеста - земляничка-ягодка, вишенье, калина-малина, яго да смородина. Символы могли быть парными: голубь и голубушка, виноград и ягодка.

Большую роль играл портрет. У жениха кудри столь прекрасные,

Что за эти-то за кудеречки

Государь его хочет жаловать

Первым городом - славным Питером,

Другим городом - каменной Москвой,

Третьим городом - Белым Озером.

Как во многих песнях любовного содержания, взаимная любовь молодоженов выражалась в том, что невеста расчесывала жениху его кудри русые ("Как у месяца золоты рога... ").

По сравнению с песнями, которые пели в доме невесты, диаметрально менялось противопоставление своей и чужой семьи. Теперь "чужой" стала семья отца, поэтому невесте батюшкин хлеб есть не хочется: он горький, пахнет полынью; а Иванов хлеб - есть хочется: он сладкий, пахнет медом.

В величальных песнях просматривается общая схема создания образа: внешность человека, его одежда, богатство, хорошие душевные качества. Так, например, изображая тысяцкого, песня много внимания уделяет его роскошной шубе, в которой он во Божью церковь ходил, своего крестника женил. Холостой парень изображается на коне во всей своей красе, способной даже преобразить природу: луга зеленеют, сады расцветают. Сва­а - белая, потому что она умывалась белой пеной, доставленной из-за синего моря. Величание семьи напоминает колядки: хозяин с сыновьями - месяц со звездами, хозяйка с дочерями - ясно солнце со лучами ("У ворот сосенушка зеленая..."). Особым было величание вдовы - оно выражало сочувствие ее горю. Это достигалось с помощью символов: неогороженная нива, терем без верха, сени без подволоку, кунья шуба без поволоки, золотой перстень без подзолоты.

Величальные песни можно сравнить с гимнами, им свойствен­на торжественная интонация, высокая лексика. Конечно, все это достигалось фольклорными средствами. Ю. Г. Круглов отметил, что все художественные средства "употребляются в стро­гом соответствии с поэтическим содержанием величальных песен - они служат усилению, подчеркиванию самых красивых черт внешности величаемого, самых благородных черт его ха­рактера, самого великолепного со стороны поющих к нему отношения, то есть служат основному принципу поэтического содержания величальных песен - идеализации" 3 .

Цель корильных песен - создание карикатуры. Их основной художественный прием - гротеск. У жениха на горбу-то роща выросла, в голове-то мышь гнездо свила; у свахи спина-то - лави ца, ж... -- хлебница, брюшина - болотина; дружка по лавкам ска­ кал, пироги с полок таскал, по подлавочъю бродил да мышей нало вил; тысяцкий сидит на коне, как ворона, а конь под ним - как корова. Портреты корильных песен сатиричны, в них утрируется безобразное. Этому служит сниженная лексика. Корильные песни достигали не только юмористической цели, но и высмеивали пьянство, жадность, глупость, лень, обман, хвастовство. Бестолковые сватушки поехали по невесту - заехали в огород, всю капусту полили пивом, молились верее (столбу), поклонялись тыну. Иногда в корильных песнях возникало ироническое цитирование стихов из песен величальных (например, копировали рефрен "Друженька хорошей, Друженька пригожий!").

Во всех произведениях свадебного фольклора использовалось обилие художественных средств: эпитеты, сравнения, символы, гиперболы, повторы, слова в ласковой форме (с уменьшительными суффиксами), синонимы, иносказания, обращения, восклицания и проч. Свадебный фольклор утверждал идеальный, возвышенный мир, живущий по законам добра и красоты.

Полотно или баннер с поэтичными строками о любви - одни из самых популярных вариантов оформления свадьбы. Мы подобрали несколько чудесных стихотворений Дементьева, Фета, Белого, Рождественского, Добронравого и Шекспира, которыми можно украсить зону церемонии, фотозону, задник за президиумом, пригласительные и другую свадебную полиграфию.

Фото: Сквозь золотое сито
Поздних лиственниц
Процеживает солнце
Тихий свет.
И всё, что - ТЫ,
Всё для меня единственно.
На эту встречу и на много лет.
О, этот взгляд!
О, этот свет немеркнущий!
Молитву из признаний сотворю.
Я навсегда душой
И телом верующий
В твою любовь
И красоту твою.

Андрей Дементьев

Две жизни вместил тот единственный вечер.
Не знали тогда увидимся ль вновь.
Счастливой случайностью может быть встреча
И лишь не бывает случайной любовь.

И не был случайным придуманный повод
Тебе позвонить в тот завьюженный день.
Замкнул наши души невидимый провод
Невидимый ток двух влюбленных людей.

Случайной не может быть необходимость
Когда невозможно минуты прожить
Без той кого сердце назвало любимой
Без той кого надо ещё заслужить…

Андрей Дементьев

Фото: Спасибо за то, что ты есть.
За то, что твой голос весенний
Приходит, как добрая весть
В минуты обид и сомнений.

Спасибо за искренний взгляд:
О чём бы тебя ни спросил я -
Во мне твои боли болят,
Во мне твои копятся силы.

Спасибо за то, что ты есть.
Сквозь все расстоянья и сроки
Какие-то скрытые токи
Вдруг снова напомнят - ты здесь.

Ты здесь, на земле. И повсюду
Я слышу твой голос и смех.
Вхожу в нашу дружбу, как в чудо.
И радуюсь чуду при всех.

Андрей Дементьев

Мы совпали с тобой,
совпали
в день, запомнившийся навсегда.
Как слова совпадают с губами.
С пересохшим горлом -
вода.
Мы совпали, как птицы с небом.
Как земля
с долгожданным снегом
совпадает в начале зимы,
так с тобою
совпали мы.
Мы совпали,
ещё не зная
ничего
о зле и добре.

И навечно
совпало с нами
это время в календаре.

Роберт Рождественский

Фото: Далёкая, родная,
Жди меня...
Далёкая, родная:
Буду - я...
Твои глаза мне станут
Две звезды.
Тебе в тумане глянут
- Две звезды.
Мы в дали отстояний
- Поглядим;
И дали отстояний
- Станут: дым.
Меж нами, вспыхнувшими,
- Лепет лет...
Меж нами, вспыхнувшими,
Светит свет.

Андрей Белый

Какое счастие: и ночь, и мы одни!
Река - как зеркало и вся блестит звездами;
А там-то... голову закинь-ка да взгляни:
Какая глубина и чистота над нами!

О, называй меня безумным! Назови
Чем хочешь; в этот миг я разумом слабею
И в сердце чувствую такой прилив любви,
Что не могу молчать, не стану, не умею!

Я болен, я влюблён; но, мучась и любя -
О слушай! о пойми! - я страсти не скрываю,
И я хочу сказать, что я люблю тебя -
Тебя, одну тебя люблю я и желаю!

Афанасий Фет

Фото: Нам не жить друг без друга

Улица моя лиственная
Взгляды у людей пристальные
Стать бы нам чуть-чуть искреннее
Нам не жить друг без друга.

Скорости вокруг бешеные
Мы едва себя сдерживаем
Значит надо быть бережнее
Нам не жить друг без друга.

Слышал я слова правильные
Всё искал пути праведные
А твои слова памятные:
"Нам не жить друг без друга".

Ленточка моя финишная
Всё пройдет и ты примешь меня
Примешь ты меня нынешнего
Нам не жить друг без друга.

Николай Добронравов (слова из одноимённой песни)

Let me not to the marriage of true minds
Admit impediments. Love is not love
Which alters when it alteration finds,
Or bends with the remover to remove:
O no! it is an ever-fixed mark
That looks on tempests and is never shaken;
It is the star to every wandering bark,
Whose worth"s unknown, although his height be taken.
Love"s not Time"s fool, though rosy lips and cheeks
Within his bending sickle"s compass come:
Love alters not with his brief hours and weeks,

But bears it out even to the edge of doom.
If this be error and upon me proved,
I never writ, nor no man ever loved.

Sonnet 104

To me fair friend you never can be old,
For as you were when first your eye I eyed,
Such seems your beauty still: three winters cold,
Have from the forests shook three summers" pride,
Three beauteous springs to yellow autumn turned,
In process of the seasons have I seen,
Three April perfumes in three hot Junes burned,
Since first I saw you fresh which yet are green.
Ah yet doth beauty like a dial hand,
Steal from his figure, and no pace perceived,
So your sweet hue, which methinks still doth stand
Hath motion, and mine eye may be deceived.
For fear of which, hear this thou age unbred,
Ere you were born was beauty"s summer dead.