Для детей от 7 месяцев. Режим дня и рацион питания семимесячного крохи

Ребенку 7 месяцев : что умеет малыш, чем его занять, развивающие игры и упражнения, особенности развития.

В каждом разделе статьи Вы найдете:
1) Описание перечня умений ребенка 7 месяцев к концу этого месяца развития. Чему он научится за месяц?
2) Особенности развития ребенка – что нужно знать каждой маме.
3) Перечень развивающих упражнений и игр для ребенка 7 месяцев по данному направлению развития.
В конце статьи Вы найдете стишки для проведения игр-показов с ребенком в семь месяцев.

Ребенку 7 месяцев: особенности развития, игры и упражнения

Первое направление.Физическое развитие ребенка в 7 месяцев.

Что умеет ребенок в семь месяцев к концу этого месяца:

Ползает быстро во всех направлениях. Заползает по ступенькам на невысокую детскую горку.
Учится самостоятельно садиться.
Может поменять положение тела из положения сидя – например, после сидения лечь на животик.
Учится вставать у опоры, держась за перила кроватки или опираясь на сиденье кресла, стула, дивана. Если у ребенка получается встать у опоры, то может стоять у нее 1-1,5 минуты. Затем садится – опускается на колено, сгибает другую ногу и, опираясь, становится на четвереньки или садится.
Учится, держась за опору, делать приставной шаг вбок (один – два шага).

Какие физические упражнения полезны малышу?

В возрасте 7 месяцев для развития мышц брюшного пресса и формирования умения садиться очень полезно присаживание.
Когда ребенок учится садиться, он поворачивает голову в сторону игрушки из положения лежа на боку, после этого опираясь на руку садится.

Присаживание.

Упражнение 1. Присаживание. Малыш лежит на спине. Возьмите его за кисти рук. Слегка подтягивая за согнутые в локтях руки, побудите ребенка сесть. Повторите 2-3 раза.
Упражнение 2. Присаживание с поддержкой за одну руку. Ребенок лежит на спине. Зафиксируйте одной рукой его колени, а другой придерживайте за ручку, отведенную в сторону. Подтягивайте осторожно ребенка за руку и приговаривайте: «Садись, Сашенька!». Повторите 2 раза. Один раз за правую ручку, второй — за левую ручку.
Хорошо, если Вы заинтересуете малыша игрушкой в этом упражнении.
Сначала ребенок будет сидеть недолго, но затем освоит это новое для него движение.
Насильно усаживать ребенка нельзя, здесь нужно «идти за ним» и действовать с учетом его возможностей на данный момент времени.

Более подробно о том, как малыш учится сидеть, какие упражнения ему нужны и полезны, какая поза сидения правильная и неправильная — в статье

Игра для развития ползания для ребенка 7 месяцев.

В разных местах комнаты разложите звучащие игрушки, прикройте их так, чтобы их не было видно салфетками. Начните звучать одной игрушкой – например, покачните колокольчик. Но не показывайте игрушку. Малышу станет интересно, и он подползет к игрушке и заглянет под салфетку. После этого дайте ребенку поиграть с этой игрушкой. Покажите, как можно захватить предмет ручкой (как можно захватить сверху, сбоку, снизу и т.д.).
Затем повторите игру с другим звучащим предметом. Малыша в конце его пути ползания должно ждать что-то интересное для него, спрятанное под салфетку.

Второе направление. Социально-эмоциональное развитие ребенка в 7 месяцев.

Что нужно знать об эмоциональном развитии ребенка в 7 месяцев?

К концу месяца, т.е. к восьми месяцам у ребенка сложится эмоциональная привязанность к определенному взрослому. Обычно это мама или другой взрослый человек, который заботится о малыше. Эта привязанность очень необходима ребенку, поэтому очень нежелательно ее нарушать, отдавать ребенка в ясли или передавая няне. Привязанность означает, что у малыша может появиться наиболее любимый взрослый, и это нормально!

Привязанность к маме будет сформирована только в том случае, если мама выступает для ребенка интересным партнером по игре, если она поддерживает его инициативу.

Очень важно, чтобы взрослые, хваля малыша, подчеркивали, за что хвалят, за какие конкретные действия: «Вот как хорошо Анечка ротик открывает!», «Умница! Все шарики в коробочку положил!». Общей положительной оценки или ласки уже недостаточно, малыш тянется к деловому общению со взрослым. Для него важно, чтобы мама выразила удовольствие его конкретными действиями, поддержала его действия в окружающем мире, а не просто приласкала. Хотя ласка, конечно же, не отменяется! Но ее, просто уже становится мало для малыша! Ему надо идти дальше в своем развитии – к деловому сотрудничеству с мамой в интересной для него игре!

Всегда хвалите малыша, рассказывайте ему, что он «умница», «любимый», «молодец», «хороший». Этими словами и своим эмоциональным отношением и поддержкой Вы создадите атмосферу радостного делового сотрудничества, которая нужна ребенку в 7 месяцев и более старшим деткам.

Что умеет малыш в 7 месяцев к концу этого месяца:

Отзывается на настроение взрослых, реагирует на него. Веселится, если они веселы.
Интересуется другими детьми – наблюдает, смеется или лепечет.
Активно играет в игры-потешки: «Ладушки», «Ворону», «Прятки», «Ку-ку» и другие.
Проявляет чувствительность к похвале взрослого. Добивается внимания взрослых улыбкой или хныканьем.
Обнаруживает привязанность к близким взрослым, может выделять среди всех взрослых наиболее любимого.

Третье направление. Познавательно-речевое развитие ребенка в 7 месяцев.

1. Сенсорное развитие.

В возрасте 7 месяцев для ребенка очень важно деловое общение с мамой. Ему уже не хватает просто ласки и внимания, ему нужна мама, которая будет партнером по исследованию окружающего мира, которая покажет новые способы действия с предметами, которая будет знакомить с окружающим миром.

Что умеет ребенок:

Узнает предметы с разного расстояния и показанные под разным углом зрения.
Стремится обследовать предметы всеми способами.
Действует с множеством предметов, а не с одним – двумя как это было раньше. Может перекладывать предметы из руки в руку. В играх с предметами задействованы обе руки.
Познает «прямые и обратные действия». Например, складывает и раскладывает, надевает кольца на стержень и снимает их. В этих активных действиях складывается представление ребенка о себе как об активном, действующем человеке!
Действует с игрушками в зависимости от их свойств: шарики катает, кубики кладет друг на друга или стучит ими друг о друга, из ведерка выкладывает игрушки и кладет их обратно, открывает крышки коробочек, придвигает, сжимает, толкает, трясет, стучит, переворачивает и так далее.
По-разному берет предметы: большие предметы берет всей ладонью, а маленькие – щепотью.
Может заниматься с интересной игрушкой 3-6 минут, а вместе со взрослым до 8-10 минут.

2. Развитие речи.

Что умеет ребенок в семь месяцев к концу этого месяца:

В семь месяцев ребенок может активно выполнять движения в разных потешках – сорока-ворона, ладушки, прятки, коза. Он может выполнять нужные разученные движения по слову. То есть, только услышит ребенок знакомые слова потешки в исполнении мамы, так сразу и начинает делать действие.
Малыш умеет выполнять действия по просьбе взрослого: дай, пей и т.д.

Малыш активно лепечет, повторяя разные слоги. Слоги повторяет громко, четко. Лепет очень активный, когда ребенок чем-то заинтересован.

Играет в переклички с мамой, повторяя за ней слоги. А мама повторяет за малышом его слоги. Так развивается и тренируется речевой аппарат.

На вопрос «Где…?» показывает пальчиком на нужный предмет. В более раннем возрасте в ответ на этот вопрос малыш показывал на предмет, поставленный в постоянное место. А теперь может показать пальчиком и на предмет, который был переставлен на другое место.

Ребенок может найти предмет среди других двух-трех знакомых предметов – в ответ на вопрос «Где…?» он смотрит в нужную сторону. Вопрос «Где…?» нужно задавать несколько раз, давая паузу 5 секунд.

Услышав свое имя, ребенок поворачивается к Вам, ползет к Вам.

Как провести развивающее речевое занятие-перекличку с ребенком 7 месяцев?

Чтобы переклички действительно развивали речь малыша, нужно знать, какие слоги и звуки уже говорит Ваш ребенок. Именно с этой «речевой базы» малыша и начинаются речевые занятия – переклички.

Во время перекличек ребенок должен видеть лицо мамы, слушать ее, следить за артикуляцией. А для этого нужно продумать место проведения переклички так, чтобы малышу было удобно смотреть на Вас, чтобы в его глаза не бил резкий свет.

Какой должна быть структура занятия-переклички с ребенком 7 месяцев

Ниже я даю структуру переклички, разработанную Л. Н. Павловой, кандидатом психологических наук, авторов многих книг и пособий по развитию детей раннего возраста. Такие мини-занятия желательно проводить ежедневно, чтобы у ребенка успешно формировались подготовительные речевые навыки.
Вводная часть. Наклонитесь над малышом, чтобы он сосредоточился на Вашем лице. Погладьте его, назовите по имени, протягивая гласные имени малыша: «ААааааанечка!» и произнося имя с разной интонацией: «Аааанечка? ААааанечка!». Затем сделайте паузу -15-20 секунд.

Часть 1. «Перекличка». Вы произносите звуки и слоги, которые уже говорит Ваш малыш. Затем делаете паузу 15-20 секунд. Если малыш откликнулся – повторил за Вами, повторите звуки еще раз за ним.
Часть 2. «Озвученная игрушка». Покажите звучащую игрушку, позвучите ей. Дайте возможность малышу сосредоточиться на звуке. Затем сделайте паузу 15-20 секунд.
Часть 3. Повторный показ игрушки. Покажите игровые действия с игрушкой, звукоподражания. Назовите игрушку.
Часть 4. Повторение первой части.
Часть 5. В заключение спойте песенку или расскажите стишок о показанной игрушке.

Полезно ли слушать сказки для маленьких с ребенком 7 месяцев?

С ребенком 7 месяцев уже можно слушать аудиозаписи сказок, но особенным образом. Если Вы просто поставите для малыша аудиозапись и уйдете из комнаты, то никакого развивающего результата не получите. Просто звучащая рядом речь не влияет на развитие речи самого ребенка.

А вот если Вы сядете рядом с малышом, будете увлеченно слушать сказку, то он начнет за Вами наблюдать. И Ваша увлеченность передастся и ему. Малыш начнет слушать то, что так сосредоточенно слушает мама.

Слушать можно 5 минут. И чем большее количество раз Вы прослушаете одну и ту же запись, тем больше радости будет переживать ребенок от узнавания знакомых ему звуков.

Во время прослушивания Вы можете шевелить губами, подговаривать-повторять слова. Это дополнительно привлечет внимание малыша.
А еще больший развивающий эффект будет, если Вы сказки будете рассказывать сами, с удовольствием, с разными выразительными интонациями! Именно рассказывать, а не читать по книжке. Не важно, что ребенок еще не говорит. Он учится вслушиваться в звуки речи!

Развивающие игры и упражнения с ребенком семи месяцев: подготовительный этап речевого развития

Игра 1. Показ игрушек и действий с ними.

Как провести игру-показ игрушки с ребенком в 7 месяцев?

Первая часть игры — занятия. Сначала привлеките ребенка к игрушке (подвигайте игрушку, назовите ее: «Вот зайчик. Зайчик прыгает: скок-скок-скок!». Если игрушка издает звуки, продемонстрируйте их малышу. Если малыш ползет к игрушке или хочет сесть, чтобы поиграть с ней, помогите ему.

Вторая часть игры-занятия. Пусть малыш сам подействует игрушкой, обследует ее со всех сторон. Как только интерес к игрушке падает, а действия с ней становятся однообразными, переходите к третьей части игрового занятия с игрушкой.

Третья часть игры – занятия. В третьей части сами покажите малышу разные сюжеты с игрушкой. Игрушка может спрятаться. Можно спеть песенку или рассказать стишок или потешку, сопровождая ее действиями с игрушкой. Можно и «потанцевать» с игрушкой.

Полезные советы по проведению развивающей игры — показа игрушки ребенку 7 месяцев:

Совет №1. В показе многократно четко повторяйте название игрушки, ее признаки, действия: «Вот петушок. Петушок красивый. Петушок поет: «Кукареку!». Или так: «Вот петушок ходит (показ действия). Нашел зернышки! Петушок клюет зернышки (показ действия)» А можно и по-другому: «Петушок поет (показ действия). Спрятался петушок. Где петушок? Нашла Анечка петушка и стала с ним плясать: ля-ля-ля, ля-ля-ля».

Совет № 2. В одной такой игре показывается и называется 1-2 действия. В следующей игре – следующие 1-2 новых действия.

Очень нужный совет № 3:). Для тех, кто не бросил читать эту длинную статью, а хочет узнать все нюансы и подробности! Для Вас я приготовила главный секрет, который обеспечит интерес малыша к занятиям и их результативность! Это ключ к успеху, и сейчас Вы узнаете, как увлечь малыша, и как гарантировать себе 100% успех!

Дело в том, что в возрасте 7 месяцев ребенок еще не может сознательно и произвольно сосредотачиваться на игрушке. Поэтому используются так называемые «ориентировочные реакции» То есть создается ситуация, когда малыш непроизвольно будет смотреть на игрушку.

Как создать такую ситуацию:

Эффект внезапного появления игрушки (из-под яркого платка, из яркого мешочка, из яркой коробки). Игрушку достают, называют, показывают 1-2 действия –и – внимание – это главное! – после этого снова убирают в коробку, под платочек или в яркий мешочек! Это очень важно! Игрушку надо спрятать! А затем вновь неожиданно достать и показать новое действие. И снова неожиданно ее убрать – убежала, спряталась игрушка.
Эффект контрастных действий и неожиданной смены действия. Например, сначала зайчик едет на лошадке, а потом вдруг – бух! Упал! Учтите, что яркие переживания приведут к тому, что в этот момент малыш не будет повторять нужных слогов за Вами, он будет весь в эмоциях. Так и должно быть! Лепетать – повторять слоги – малыш будет в перерывах между показами (когда Вы прячете игрушку и поете песенку).

Игра 2. Действия с игрушками по подражанию.

Например: выложить мячики, покатать их и положить в коробку. Или открыть сумочку, достать киску, закрыть сумочку.

Вы показываете действие, а малыш его повторяет или делает по-своему. Например, Вы складываете кубики в тележку, а он вынимает их обратно. Или Вы раскладываете шарики в две группы по цвету (желтые отдельно, синие отдельно), а малыш их опять смешивает. Именно в 7 месяцев ребенок осваивает противоположные действия (надеть-снять, поставить-сбросить), поэтому с радостью включится в подобную игру.

В игры с игрушками с ребенком 7 месяцев можно и нужно включать материалы с разной фактурой. Даже те же лоскутные мячики могут быть и бархатными, и ситцевыми, и фланелевыми, или на одном мячике сочетаются дольки из разных материалов. Это развивает тактильную чувствительность малыша.

Интересные игры с мячиком для игр и детей и стихи к ним разработаны Ф. Фребелем. С ними Вы можете познакомиться в статье

Как обучить ребенка новым действиям?

Обычно такое обучение происходит интуитивно само собою, ведь мама подстраивается под малыша. Но если говорить «по науке»:). то обучение малыша новому действию (дай…, покажи до свидания и т.п. проходит три этапа:

Первый этап. Новое действие называется взрослым и выполняется взрослым вместе с ребенком. Взрослый делает рукой ребенка нужное движение. Это называется «метод пассивных движений».
Второй этап. Вы действуете на глазах ребенка, побуждая малыша выполнить движение («метод показа со словом»).
Третий этап. Малыш делает действие по Вашему слову без показа («ладушки», «до свидания», «дай» и т.д.)

Игра 3. Игры с картинками.

В семь месяцев ребенок уже может найти знакомый ему предмет на картинке, то есть узнать в плоскостном изображении хорошо знакомый объемный предмет.

Игра 4. Игры для развития мелкой моторики.

Игры с игрушками для развития мелкой моторики и познавательного развития ребенка. Это игры с шарами, кубиками, конусами, кольцами, которые закреплены в гирлянду на ленту. Игры с развивающими книжками и развивающими ковриками. Игры с материалами с разной фактурой для развития тактильной чувствительности.

Игры для развития мелкой моторики Вы найдете в статье
Как сделать развивающую книжку для развития мелкой моторики, Вы узнаете из статьи

Игра 5. Учимся захватывать предметы двумя руками.

Дайте ребенку, держащему в руке одну игрушку, еще одну игрушку и помогите взять ее второй рукой.
В следующий раз помогите малышу научиться перекладывать игрушку из одной руки в другую.

Можно поиграть в барабан сразу двумя руками. Дайте малышу две палочки или погремушки, которыми можно постукивать по столу. Ребенок будет с удовольствием стучать двумя руками.

Говорите в это время слова ритмичного стишка или потешки. Например:

Тили- бом, тили-бом,
Загорелся кошкин дом.

Тук-тук, молотком,
Мы построим куклам дом.

Стихи для игр — показов игрушек с ребенком 7 месяцев.

Говорить тексты нужно как бы припевая, протягивая гласные звуки, ритмично, четко, внятно, в среднем темпе речи (не быстро)

Лошадка.

Я на лошади скачу,
Цок, цок, цок, цок!
Эх, садитесь, прокачу!
Цок, цок, цок, цок! (Т, Волгина).

Петушок.

— Кто проснулся рано? – Петушок.
Поднял кверху красный гребешок.
Петушок пропел: «Ку-ка-ре-ку!
Кто еще лежит там на боку?» (С. Прокофьева)

Погремушка.

Динь-динь, динь-динь-дооооон!
Всюду слышен перезвоооон!
Погремушечка, играй!
Нашу детку забавляй!

Барабан.

Любит барабанить,
Долго барабанить,
Долго барабааааанить,
Баааа-рааааа-баааан!

Кошка.

Киска к детям подошла,
Молочка просиииила.
Молочка просииииила,
МЯУ! Говорила.
Мяяяу, мяяяу, мяяяу (Н. Френкель).

Как у котика-кота
Шубка очень хороша!
Как у котика усы
Удивительной красы!
Глаааазки смеееелые!
Зууубки бееелые!

Зайчик.

Маленькие заааааиньки
Захотели бааааааиньки,
Захотели бааааа-иньки,
Потому что мааааааленьки!

Зайка серенький сидит,
И ушами шевелит.
Вооот – таааак, воооот-таааак,
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть,
Вооот-тааак, воооот-тааак,
Нужно лапочки погреть.

Бубен.

Поиграй нам, Аня, в бубен,
Мы в ладошки хлопать будем.
Поиграй нам, поиграй,
Маме бубен передай!

Собака.
Ребенок сидит на коленях у взрослого, взрослый его качает в ритм потешке и говорит:

Шла собака через мост,
Четыре лапки, пятый – хвост.
Если мост обваааааалится,
То собааааака сваааалится! (имитируем падение в ямку с колен)

Коза.

Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Кто кашу не ест,
Молока не пьет:
Забодаю, забодаю!

Голуби

Тииише, гуууули, не шумииите.
Мою деееетку не будиииите.
Не мешайте, гууууленьки,
Улетайте, гууууленьки!

Птичка.

Маааааленькая птииичка
Прилетела к нам, к нам, к нам.
Маааааленькой птичке
Зёрнышек я дам, дам, дам!
Села птичка на окошка,
Посиди еще немножко,
Подожди, не улетай,
Улетела, ай!

7 месяцев — уникальный период развития ребенка! Желаю Вам и Вашему малышу счастья, пусть он Вас радует! О дальнейшем развитии ребенка Вы узнаете из следующих статей сайта «Родная тропинка».А в этом коротком 2-минутном видео в заключении статьи давайте вспомним все особенности развития малыша в 7 месяцев:

После полугода родители ожидают от ребенка новых достижений: первых слов, активного ползания, первых шагов. С каждым месяцем, если не днем, малыш будет осваивать и совершенствовать эти умения. Но при этом ему нужна помощь родителей. Итак, как же развивать ребенка в 7 месяцев? На что важно обратить внимание?

Возрастные умения

Сейчас кроха активно изучает окружающий мир, интересуется людьми – не только родными, но и всеми, кто находится вокруг. Ему в этом возрасте важны как правильные игрушки, так и живое общение.

7-месячный ребенок все больше становится похожим на «настоящего человека»: его двигательные навыки становятся все разнообразнее:

  • у ребенка получается сидеть без поддержки;
  • он может (или учится) садиться из положения лежа;
  • ползает во всех направлениях на животе (а самые активные малыши уже ползают на четвереньках, преодолевая небольшие ступеньки),
  • тянется за игрушкой одной ручкой с опорой на другую;
  • умеет перекладывать предметы из руки в руку;
  • перелистывает картонную книжку, рассматривая картинки;
  • играет с мячиком;
  • самостоятельно держит бутылку, а если она упала – может поднять ее;
  • может менять положение: из лежачего – сесть, из сидячего – лечь или встать на четвереньки;
  • при поддержке под мышки кроха может переступать ножками;
  • некоторые непоседы научились вставать по опоре и учатся самостоятельно с ее помощью делать шаги.

В интеллектуальном развитии также заметен прогресс.

  • У малыша уже получается узнавать предметы на разном расстоянии, даже если ему показывать их под разным углом.
  • Он исследует новый предмет всеми доступными ему сейчас способами.
  • Может играть с множеством предметов, действуя при этом обеими ручками.
  • Изучает прямой и обратный порядок действий (снимает-надевает, закрывает-открывает, достает и складывает обратно, бросает и поднимает).
  • Действует с игрушками сообразно их назначению (мячик катает или бросает, кубики ставит один на другой или стучит одним о другой, коробки открывает, игрушки-каталки толкает).
  • Большие игрушки или предметы захватывает всей пятерней, мелкие – щепоткой.
  • На вопрос «где?» может указать пальчиком на нужный предмет, даже если его переставили с места на место. Может выбрать нужный предмет среди нескольких предложенных.
  • Может найти и показать что-то знакомое не в жизни, а на картинке – в плоскостном изображении.

В психоэмоциональной сфере ребенка к этому возрасту тоже произошли значимые изменения:

  • он уже понимает многие слова, понимает, когда его зовут по имени;
  • может выражать свои эмоции интонацией, жестами, мимикой;
  • различает эмоциональное состояние родителей;
  • может контактировать с другими людьми, но пока не по своей инициативе;
  • может повторять выученные движения, сопровождающие потешки, когда мама их произносит;
  • выполняет простые просьбы (садись, дай, подними, пей);
  • речь находится в стадии активного лепета: кроха лепечет долго, громко и четко, повторяет за взрослыми слоги, похожие на будущие слова (ма, ба, па).

В этом возрасте ребенку важно понимать, за что его хвалят, а не просто слышать, что он хороший и молодец. Поэтому всегда объясняйте ему, за что похвала: нашел игрушку, подал маме предмет, закрыл коробку, сделал шажок и т. д. Так он научится соотносить похвалу с правильными действиями, начнет видеть в маме собеседника и сотрудника в его действиях, что крайне важно сейчас и на более поздних этапах.

Чему можно научить ребенка?

Прежде всего, нужно исходить из умений и потребностей каждого конкретного ребенка, обучая простым навыкам, соответствующим его возрасту:

  • показывать на предметы не глазками или рукой, а пальчиком;
  • выполнять простые просьбы: принеси, дай, подними, найди;
  • махать ручкой «пока», протягивать ее в знак приветствия;
  • подниматься по опоре на ножки;
  • кушать из ложечки, пить из чашки из маминых рук;
  • ложиться спать в определенное время.

Но одно из важнейших занятий с ребенком в 7 месяцев — обучение крохи предметной деятельности. Это поможет ему управлять своими действиями, понимать возможности этих действий и предвидеть их последствия.

  • Возьмите 2 игрушки, расскажите о каждой из них – кто это или что, для чего нужно, какого цвета, размера и т. д. Затем попросите ребенка дать одну из игрушек. Малыш должен научиться ориентироваться в ваших просьбах.
  • Показывайте, какие действия можно совершать с разными игрушками и предметами и каким при этом будет результат. Например, как играть с матрешкой, сортером, пирамидкой, неваляшкой, игрушками-вкладышами, кубиками.
  • Учите ребенка соотносить две игрушки (кубики можно положить в коробку, куклу покатать в машинке, молоточком постучать по предметам).

Показывая ребенку новые игрушки, после краткого описания и демонстрации дайте ему возможность самому ощупать и изучить новый предмет. Как только он исчерпает арсенал познавательных действий, начинайте показывать ему различные простые сюжеты: зайчик может прыгать, прятаться, падать, кушать, плакать, спать, петь или танцевать.

В таких занятиях важен, прежде всего, позитивный настрой взрослого и малыша. Также следует помнить о смене видов деятельности: игра не должна длиться больше 5 минут. После этого можно заняться чем-то другим. Например, поучиться ползать или вставать.

Купите или сшейте куклу-перчатку. Она может стать настоящим другом и помощником: помогать кормить или купать малыша, успокаивать или рассказывать сказки перед сном, сделать ему массаж или стать персонажем первого кукольного театра. Это масса положительных эмоций, которые крохе сейчас так важны.

Во что поиграть с малышом?

Развивающие игры для детей в 7 месяцев вполне можно организовать, используя подручные материалы. Вот несколько примеров.

  • Что в шкатулке?

Для этой игры понадобится шкатулка, корзина или контейнер с откидывающейся крышкой. Внутрь нужно положить мелкий предмет, потрясти и дать ребенку, спросив, что же это гремит там внутри. Пусть попробует сам открыть емкость и найти предмет, а затем изучить его.

Кроме этого, полезно просто наполнять такие емкости разными предметами и предлагать крохе выкладывать их и собирать обратно. Такие игры в этом возрасте способны занимать ребенка довольно долго. Ведь он будет учиться брать предметы разной формы, размеров, свойств, тем самым развивая мелкую моторику, тактильные ощущения, координацию. В качестве «наполнителей» также можно использовать предметы обихода: крышки от бутылок, ложки, тарелки, пробки от шампанского, зеркальце, вымытые монетки, игрушки-пищалки, фасоль, фигурные макароны, орехи и т. д.

  • «Наперсток».

Эту игру знают все. С малышом можно поиграть, используя 2 стаканчика и, к примеру, кусочек фрукта или овоща, которые он уже попробовал в прикорме. Перед его глазами кусочек накрывают стаканчиком, второй стаканчик также переворачивают и ставят рядом. Нужно немного подвигать стаканчики и предложить ребенку показать, где спряталась еда. Эта игра помогает развивать логику, внимание, интеллект.

  • «Барабанщик».

Игры с малышом на развитие слуха, чувства ритма также можно проводить «между делом», с теми предметами, что под рукой. Пусть он барабанит по разным кастрюлям, сковородкам, мискам деревянной ложкой (или пластиковым стержнем от пирамидки). Можно дать две разные «барабанные палочки» сразу. Пока мама готовит обед, чадо будет развлекать маму и себя таким «концертом».

Полезные развивашки мама может сделать сама, это не сложно. Например, можно взять небольшую коробочку и на одну из ее сторон наклеить яркую картинку. Ребенку нужно показать картинку, а затем перевернуть коробку другой стороной. Если малыш сам не понял, как нужно искать картинку, мама показывает ему, поворачивая коробочку разными сторонами. Эта игра также тренирует внимание, логику, координацию.

Движению – зеленый свет

Двигательная активность ребенка крайне важна для его физического развития, в частности для своевременного освоения навыка ходьбы. Поэтому развивать ребенка в 7 месяцев обязательно нужно и физически.

Например, сейчас важно стимулировать его самостоятельно садиться: помогать из положения лежа на спине сначала поворачиваться на бок, а затем при опоре на одну ручку садиться. Для этого полезно упражнение «присаживание». Сначала ребенка учат подниматься, притягивая его за ручки. Затем упражнение усложняют. Одной рукой взрослый придерживает малыша за ножки, а другой отводит и оттягивает в сторону ручку ребенка. Кроха начнет садиться с помощью свободной ручки. Поэтому важно делать упражнение с обеими руками по очереди, стимулируя ребенка привлекательной игрушкой.

Следующие упражнения помогут отработать навык ползания.

  • Найди игрушку. Хорошо, если игрушка при этом будет музыкальной, поскольку, не видя ее, ребенок захочет найти звучащий предмет. Игрушку (или несколько разных) прячут под платочек или салфетку на расстоянии от крохи. Затем ее включают, не открывая. Малыш заинтересуется, подползет и раскроет игрушку. Пусть поиграет с ней.
  • Наперегонки. Мама «соревнуется» с ребенком. Можно ползать за игрушкой (кто быстрее ее достанет?), убегать от малыша или догонять его, щекоча за пяточки. Конечно же, победителем должен стать малыш, который за время игры получит массу удовольствия и наползается от души.
  • Забег с препятствиями. Для этого упражнения понадобится специальная детская массажная дорожка (ее можно купить или сшить самим). Это текстильный коврик, на который нашиты элементы разнообразной формы и фактуры (мешочки с разными крупами, мягкие и шершавые губки, деревянные колечки или палочки, пуговки, всевозможные шнуры, пластмассовые решетки и т. д.). По пути малыш будет не только преодолевать эти препятствия, но и трогать, попутно развивая мелкую моторику. Важно, чтобы в конце пути ребенка ждала желанная награда (угощение, яркая игрушка или мамин поцелуй).

Развиваем речь

Это один из важнейших навыков, которому необходимо уделять внимание в любом возрасте. Как стимулировать малыша в речевом плане, рассказывалось в предыдущей статье. Здесь остановимся еще на нескольких моментах.

  • Используйте звукоподражания. Это первый этап на пути к говорению настоящих слов. Имитируйте звуки животных, природы, бытовых приборов, когда видите их, рассматриваете на картинках или просто играете в подражание. Артикулируйте четко, чтобы малыш мог рассмотреть движения губ (а возможно, он начнет их ощупывать – это тоже полезно).
  • Пользуйтесь зеркалом. Подносите малыша к зеркалу, чтобы он мог видеть вас и себя, контролировать, правильно ли он повторяет за вами. Несмотря на все стереотипы, зеркало в плане развития речи – предмет весьма полезный.
  • Позитивный настрой, шутки, радостные эмоции будут способствовать скорейшему развитию речи. Тогда как постоянные стрессовые ситуации могут стать настоящим тормозом на этом пути.

Позитивные эмоции помогают развивать не только речь, но и все остальные навыки малыша. Вызывая у ребенка позитивные эмоции, окружая его лаской и любовью, родители делают гораздо больше для его развития, чем когда засыпают с ног до головы дорогими игрушками.

Возраст 7 месяцев – это начало второго полугодия жизни малыша и нового этапа развития. Дети в этом возрасте становятся более общительными, больше играют и меньше спят. Малыши уже заметно прибавили в весе и росте. Начинается этап активных изменений в физическом, психическом и эмоциональном развитии ребенка.

К концу седьмого месяца малыш подрастает на 2 сантиметра и прибавляет в весе примерно на 600 граммов. Средние показатели детей этого возраста: вес – от 7,5 до 8,5 килограммов (± 1 кг), рост – от 65 до 70 сантиметров (± 3 см).

Что умеет ребенок в 7 месяцев

  • Ребенок может садиться самостоятельно и уверенно сидеть без посторонней помощи продолжительное время.
  • Начался активный этап . В основном, ребенок пытается ползать по-пластунски, так как ему трудно еще удерживать свое тело, опираясь на ручки.
  • В положении «лежа на животе» может легко брать предметы одной рукой, а на другую в это время опираться.
  • Повороты и перевороты в разные стороны ребенок выполняет самостоятельно и очень быстро. Его физическая активность является началом мелких ушибов, ссадин и других травм. Родителям нельзя даже на несколько секунд оставлять кроху без внимания, так как его неловкие и нескоординированные движения могут привести к падению и плачу.
  • Малыш может без помощи взрослых пить из бутылочки и регулировать этот процесс.
  • Бортики детской кроватки являются надежной опорой малышу для долгого стояния или приседания на корточки.
  • Если придерживать малыша за подмышки, он уверенно переставляет ножки и активно шагает.
  • Ребенку интересно брать игрушки и различные яркие предметы в руки, перекладывать их из одной руки в другую.
  • Ребенок может стучать игрушкой, подбрасывать ее, рассматривать и пробовать на вкус.
  • Малышу интересно складывать предметы небольшого размера в большую емкость.
  • Сформированное зрение и слух позволяет ребенку реагировать даже на незначительные еле слышные звуки или мелькания света. Это не значит, что нужно ходить на-цыпочках во время дневного сна малыша. Небольшой спокойный музыкальный или звуковой фон должен присутствовать.
  • Количество зубов в этом возрасте зависит от многих факторов, но в первую очередь от наследственности. Поэтому у одних детей в семь месяцев может вообще не быть зубов, а у других их уже несколько. Это не должно являться поводом для беспокойства родителей. Зубки будут прорезаться в течение всего первого года.

Прорезывание зубов – это индивидуальный процесс. У некоторых он проходит незаметно и безболезненно, а других – с капризами и болевыми ощущениями. Перед появлением зубика мамы могут заметить такие признаки:

  • Обильное выделение слюны.
  • Набухание и воспаление десен.
  • Ребенок все время что-то тянет в ротик и покусывает.
  • Малыш ведет себя беспокойно – трогает свое лицо, ушки, щечки, ложится на подушку.
  • Температура тела может держаться на отметке 37 градусов.

  • Ребенок лепечет, показывает пальчиком на игрушку, животное или яркий предмет, понимает значение некоторых слов.
  • Малыш реагирует, когда его называют по имени.
  • Ребенок очень привязан к тому взрослому, с которым находится большее время суток. Часто расставание с этим человеком даже на короткое время вызывает у ребенка тревогу, страх и даже слезы. Кроха знает в лицо тех людей, которые часто бывают в доме, играют и разговаривают с ним
  • Малыш хорошо понимает тональность и интонацию голоса, по-разному реагирует на ласковые и строгие голоса, может понять по жестам и мимике настроение мамы и ее чувства к нему.
  • Ребенок проявляет эмоции в виде объятий или наоборот отталкиваний от себя взрослого.
  • Происходит дальнейшее развитие речевых навыков. Произнесенные звуки становятся более сложными, но осмысленными. Малыш поворачивается в сторону называемого объекта (например, «Где папа?» или « Где баба?») и пытается повторять некоторые слоги.
  • Ребенок может отыскать спрятанную под покрывало на его глазах игрушку. Он понимает, где находится предмет.
  • Малыш почти со всеми, кто проявляет к нему нежность и внимание, готов идти на контакт.
  • На этом этапе ребенок может больше пользоваться левой рукой, чем правой. Это не означает, что ребенок – левша. Просто в возрасте семи месяцев у деток интенсивнее развивается правое полушарие. Явление это непостоянно и рано делать какие-то выводы.
  • Дети в этом возрасте негативно реагируют на новые незнакомые резкие звуки. Не стоит включать возле малыша пылесос, вентилятор, блендер или фен – это может напугать вашего кроху.

Тест на развитие малыша 7 месяцев

  • Ребенок должен уметь самостоятельно переворачиваться из положения «лежа на спине» в любое другое положение, уметь сидеть с прямой спинкой, дотягиваться до игрушки и брать ее.
  • Усадите ребенка к себе на колени, сидя за столом. Понаблюдайте, как ведет себя малыш. Скорее всего, он станет стучать по столу и крепко хвататься за его край, будет дотягиваться до предметов на столе и перекладывать их с места на место.
  • Не обращайте на ребенка внимание намеренно, посмотрите на его реакцию. Кроха будет плакать и привлекать к себе внимание, ему важно увидеть ваш взгляд.
  • Незнакомые люди должны вызывать у ребенка любопытство и интерес.
  • Попробуйте накрыть легкой тканью личико лежащего в кроватке малыша, он обязательно попытается убрать ее.
  • Дайте ребенку игрушку в тот момент, когда он уже держит в каждой ручке по предмету. Посмотрите, как он поступит. Скорее всего, он отпустит один из предметов, а возьмет тот, который ему предлагают.

Обратите внимание, если:

  • Ребенок не проявляет желания сидеть и поворачиваться в разные положения.
  • Во время нахождения за столом малыш не стучит по нему игрушкой или рукой.
  • Отсутствует проявление эмоций, нет реакции на резкие или громкие звуки.
  • Ребенок не тянет игрушки в рот или у него просто не получается это сделать.
  • Ему трудно находиться в вертикальном положении.
  • Малыш не реагирует на передвижение предметов и людей, не издает никаких лепечущих звуков.

Малыш этого возраста должен уметь пить из чашки и кушать с ложечки. Одно кормление грудным молоком нужно заменить на пюре из овощей или вязкую кашу. Каши (рисовая, гречневая или кукурузная), предназначенные для детского питания, уже содержат масло и молоко. Их нужно варить, строго соблюдая инструкцию на упаковке. В овощное пюре нужно постепенно по одной капле добавлять растительное масло.

Следующим прикормом должно быть фруктовое пюре. Начинать нужно только с одного фрукта, постепенно приучая к другим. Малышам можно давать яблоки, груши, персики и сливы. Овощной рацион нужно тоже постепенно расширять. Можно поочередно давать пюре из картофеля, моркови, кабачка, тыквы, цветной капусты. И овощное и фруктовое пюре, а также каши в первые полтора – два месяца должно состоять только из одного компонента. В конце седьмого месяца попробуйте дать ребенку яичный желток и введите его в рацион два раза в неделю. Во время прорезывания зубов можно давать ребенку детское печенье.

Примерный режим питания при грудном вскармливании

  • 7.00 – грудное молоко (200 мл)
  • 11.00 – молочная каша со сливочным маслом (150 гр), пюре из фруктов (около 50 гр) и компот или сок (30 мл).
  • 15.00 – пюре из овощей с растительным маслом и половинкой яичного желтка (150 гр), печенье или сухарик, компот или молоко (30 мл).
  • 19.00 – грудное молоко (200 мл)
  • 22.00 – грудное молоко (200 мл).
  • При раннем начале прикорма (с четырех месяцев) можно на данном этапе вводить в рацион мясо курицы, кролика или телятину. Мясо нужно измельчить до состояния густого пюре и давать малышу вместе с овощным пюре.

Примерный режим питания при искусственном вскармливании

  • 7.00 – молочная смесь (200 мл)
  • 11.00 – однокомпонентная каша со сливочным маслом (150 гр), фруктовое пюре (около 50 гр), компот или вода (30 мл).
  • 15.00 – пюре из овощей с растительным маслом (150 гр), мясное пюре (около 30 гр), яичный желток (1/2 часть), компот или сок (около 30 мл).
  • 19.00 – молочная смесь с печеньем или сухариком (200 мл).
  • 22.00 – молочная смесь (200 мл).

Режим дня – сон и бодрствование

Распорядок дня зависит от характера и индивидуальных особенностей ребенка, от обстановки в семье. Малыш может спать в ночное время по 10-11 часов. Днем ребенок спит два или три раза по 1,5–2 часа. Желательно, чтобы хотя бы один дневной сон малыша проходил на свежем воздухе. Ежедневный распорядок приучит кроху просыпаться и засыпать в одно и то же время каждый день.

  1. Обращайте внимание ребенка на те предметы, которые его окружают, рассказывайте о них, произносите вслух несколько раз слова – названия. Показывайте малышу яркие большие предметные картинки, читайте вслух детские стишки и сказки. Дайте ребенку возможность самому научиться переворачивать страницы детской книжки.
  2. Помогайте малышу развивать мелкую моторику. От ее развития напрямую зависит память, внимание и, самое главное, речь ребенка.
  3. Учите ребенка выполнять самостоятельно некоторые действия и ваши просьбы. Например, бросить мячик, поднять машинку, подать кубик. За каждое правильно выполненное действие не забудьте похвалить ребенка.
  4. Играйте с малышом в игры, в которых нужно хлопать в ладоши, махать ручками и показывать пальчиком на какой-то предмет.
  5. Создавайте ситуации, при которых ваш кроха сможет общаться или наблюдать за другими детьми.
  6. Играйте с ребенком в игры на развитие мелкой моторики, внимания, памяти. Полезны любые игры, в которых задействованы пальчики малыша.
  7. Старайтесь оберегать ребенка от страхов и волнений. Они могут быть вызваны посторонними людьми, новыми звуками или отсутствием внимания. Чаще берите кроху на руки, показывайте, что он под вашей защитой, он в безопасности. Знакомьте его с новыми людьми, держа у себя на руках.
  8. Ползание – это важный этап в развитии ребенка, который позволит продолжить физическое развитие, расширит кругозор и даст возможность изучать окружающие предметы. Помогайте малышу научиться ползать, создавайте ему необходимые условия для этого. У ребенка должно быть много свободного пространства и привлекающие внимание игрушки и различные предметы. Не менее важно, какая одежда на ребенке. Ничто не должно сковывать его движения. Манера ползания на начальном этапе у всех детей разная, но со временем малыш поймет, что техника перекрестного ползания самая удобная. Все придет со временем.

Старайтесь не останавливаться на достигнутом. Ребенок готов ко всему новому и интересному, ему очень необходимо общение и внимание. Не недооценивайте своего кроху.

Развитие ребенка в 7 месяцев (видео)

Каждая мама хочет вырастить из своего ребёнка гения и помочь ему освоить окружающий мир. Последние модные тенденции советуют начинать проводить развивающие занятия малыша буквально с пелёнок. Как помочь ребёнку в этом сложном процессе, какие методики и игрушки использовать?

Чем заниматься с ребёнком в 7 месяцев?

Выбор занятий для малыша должен исходить из его умений и способностей, нуждающихся в стимуляции и развитии. Нужно формировать у ребёнка так называемую предметную деятельность. Упражнения помогут научиться ориентироваться и управлять своими действиями, проанализировать последствия и все возможности.
Пример прост, возьмите любые две разные игрушки, расположите их перед малышом. Покажите и немного расскажите о каждом предмете, а после попросите подать нужную. Особенности развития детей требуют терпения, и, возможно, придётся повторить пройденный материал неоднократно. Как только кроха научится правильно ориентироваться в маминых просьбах, можно уже говорить о предметной деятельности.
На личном примере необходимо показывать малышу все действия, которые можно совершать с игрушками и каков будет результат. Например, складывать пирамидки из колец, играть с матрёшкой и др.
Одновременно развивающими играми для детей 7 месяцев будет перекладывание предметов разного размера и текстуры из стороны в сторону. Например, собирая пирамидку, научите кроху снимать кольца и складывать их в ведёрко, или просто разложить перед собой. Такое нехитрое упражнение не только вызовет бурю эмоций, но и научит подражать взрослым.

Развивающие занятия для детей 7 месяцев

Так как слух и зрение ребёнка полностью сформировалось, необходимо их развивать и стимулировать. Возьмите несколько чашек различного размера, поднося ко рту каждую из них, произносите имя малыша или любое знакомое слово. Произносимое слово будет по-разному звучать, что вызовет интерес ребёнка. Важно разнообразить запас слов, чем больше звуков произносить малышу, тем быстрее начнёт повторять.

Дайте ребёнку предметы, которые меняют форму, например, плотный воздушный шарик, наполненный водой или песком. Тактильное изучение предмета будет способствовать развитию мелкой моторики рук, следовательно, стимулировать развитие речи.

Чему можно научить ребёнка в 7 месяцев?

Кроме обучения ползанью, ходьбе, необходимо развивать в ребёнке и другие навыки. Например, искать предметы. Кроха ещё не понимает, что если предмета не видно, то он продолжает существовать. Можно спрятать любимую игрушку, так, чтобы оставался виден только её край, например, накрыть пелёнкой.
Увидев знакомую игрушку, кроха схватится за неё и будет держать за видимую часть, но постепенно поймёт и научится вытаскивать спрятанные предметы.
По тому же принципу, можно прятать мелкие предметы в руке, сжатом кулаке, и пусть кроха попытается отыскать «потерянную» вещь. Если малышу сложно сориентироваться, необходимо ему помочь.

Какие игрушки нужны ребёнку в 7 месяцев?

Игрушки для мальчика и для девочки в 7 месяцев ничем не отличаются, пока рано делать акцент на половую различность. Первые игрушки у ребёнка появляются с полугода, это различные погремушки, мягкие книги из материи или плотного картона, обязателен прорезыватель-игрушка.
Разнообразить арсенал необходимо развивающими игрушками для детей 7 месяцев, например, кубиками, матрёшкой, неваляшкой, пирамидкой, звуковыми игрушками - погремушки, барабан, бубны, музыкальные и обычные книги в ярком оформлении.
Главное правильно их выбрать. Во-первых, они должны состоять из крупных частей, пирамидки с толстым стержнем. Это условие обеспечивает лёгкий захват предметов детской ручкой. Во-вторых, чтобы предметы легко мылись, не были хрупкими.
Красочное покрытие игрушек должно быть стойким и нетоксичным. При выборе игрушки из дерева необходимо обратить внимание на её вес и качество обработки, нельзя допускать, чтобы были занозы или зазубрины, о которые малыш может пораниться. Перед тем, как предложить игрушку ребёнку, её необходимо качественно и правильно обработать - промыть под струёй тёплой воды. Только соблюдая эти условия игры для девочек и мальчиков 7 месяцев, будут безопасными, и принесут пользу.
Многие считают, что неваляшки устарели, но, по мнению большинства психологов и опытных мам, это лучший тандем из звучания и внешнего вида. Само лицо неваляшки открытое, доброе и предрасполагающее. Многие малыши активно общаются с игрушкой, трогают её и даже улыбаются.

Занять ребёнка в 7 месяцев можно многим, главное, чтобы процесс был познавательным и интересным, и приносил ребёнку и маме удовольствие. Не стоит сразу нагружать ребёнка, необходимо ориентироваться на его желания и умения.

С каждым днём родители замечают развитие новых умений и навыков своего крохи. В этом возрасте малыш становится более любознательным, он больше интересуется яркими предметами, пытается повторять звуки и всё чаще тянется к тому, что его интересует. Ребёнок лучше контролирует своё тело, многие дети уже умеют сидеть самостоятельно, другие активно делают попытки, чтобы быстрее освоить этот навык. К семи месяцам малыш осваивает новые территории, ведь он уже хорошо ползает: родители должны постоянно следить, чтобы ребёнок не оказался в опасности. Меняется и режим дня, ведь младенец всё больше времени проводит за активными занятиями и меньше отдыхает, его нужно развивать. Но сон занимает значительную часть времени суток. Чему же научился ребёнок к семи месяцам?

Насколько выросли: вес и рост мальчиков и девочек

На седьмом месяце жизни малыш уже не набирает вес так стремительно, как в первые полгода. В среднем за тридцать дней кроха поправится на 600–650 грамм. Показатели веса отличаются в зависимости от пола малыша: мальчики весят больше, а вот девочки - немного меньше. В среднем семимесячные дети мужского пола имеют вес в пределах 7,1–9,5 кг. А вот маленькие леди в этом же возрасте весят 6.7–8,9 кг.

Родителям не стоит забывать посещать врача ежемесячно. Доктор определит основные показатели развития крохи - прибавку роста и массы тела. Дефицит веса крайне опасен для детей первого года жизни. Он может сигнализировать о низком гемоглобине, вследствие чего развивается анемия. Длительный недобор веса может стать причиной отставания в развитии малыша не только в физическом, но и в психологическом плане.

Во время планового ежемесячного осмотра педиатр обязательно взвешивает ребёнка

Рост детей в этом возрасте активно идёт вверх. За месяц в среднем ребёнок подрастает на 2 см. Рост мальчиков составляет 65-71 см. Но и юные леди не отстают: рост младенцев женского пола варьируется в пределах 64-70,5 см.

Календарь развития: что ребёнок должен уметь делать в семь месяцев

В семь месяцев ребёнок становится ещё более активным. Он уже хорошо управляет своим телом и может осваивать новые территории.

Физическое развитие: новые умения и навыки

Родители буквально каждый день замечают новые умения, которые осваивает их малыш. Сейчас младенец старается подползти туда, где ему интересно.

На восьмом месяце жизни дети могут:

  • сидеть самостоятельно, остальные делают попытки сесть. Мышцы спины с каждым днём укрепляются всё больше и больше, скоро ребёнок будет готов встать на ножки, а позже начнёт ходить;
  • ползать: кто-то уже уверенно и быстро преодолевает расстояния по квартире, остальные только начинают ползать. Врачи обращают внимание, что некоторые дети вообще не ползают. Некоторые впервые пробуют это сделать после того, как научатся ходить самостоятельно. Это также является вариантом нормы. Поэтому родителям не стоит беспокоиться;
  • долгое время лежать на животе и тянуться одной рукой к игрушке или другому предмету. Если малыш не достаёт до интересующей его цели, он может пытаться подползти на животе или встать на четвереньки и дотянуться до игрушки;
  • уверенно переворачиваться на бок, со спины на живот, с живота на спину. Если ребёнок ещё не может этого делать, родителям необходима консультация невролога. Причин, почему кроха не освоил перевороты, может быть несколько: от лишнего веса до поражения центральной нервной системы. И только доктор сможет правильно поставить диагноз и назначить эффективное лечение;
  • шагать, когда взрослые поддерживают под мышки в вертикальном положении;
  • уверенно удерживать игрушки, бутылочку, соску. Малыш может свободно перекладывать предмет из одной руки в другую;
  • проявлять интерес к разным предметам и игрушкам: ребёнку интересно брать их в руки и бросать, а затем следить, как предметы падают;
  • делать попытки приподняться: вставать на колени, держась за опору в кроватке или манеже;
  • чётко реагировать на голос, отзываться на своё имя. Слух у малыша уже полностью сформировался, поэтому даже негромкий шум может привлечь его внимание.

Достижения семимесячных малышей на фото

В 7 месяцев навык сидения может быть уже освоен, но не беда, если малыш пока только учится сидеть Кроха уже может долго лежать на животе и изучать окружающую обстановку Малыши на восьмом месяце жизни уже умеют переворачиваться на живот и обратно В 7 месяцев дети реагируют на звуки и активно проявляют своё отношение к ним Малыш уже пытается добраться до игрушек, которые его заитересовали

У некоторых детей уже есть два-три зуба. Но не стоит беспокоиться, если у ребёнка ещё нет ни одного молочного зуба. В большинстве случаев сроки их появления зависят от генетической предрасположенности: если у родителей они появились поздно, то с большой вероятностью можно сказать, что и у малыша зубы прорежутся так же.

Родителям нужно делать гимнастику и массаж с крохой, больше гулять на свежем воздухе. Тогда ребёнок будет развиваться в соответствии с возрастом.

Доктор Комаровский настаивает, что главная задача родителей - создать необходимые условия для гармоничного развития ребёнка. Не нужно спешить и помогать малышу сидеть, если он ещё не делает этого самостоятельно. Не рекомендуется ставить его у опоры, если кроха не пробует сам вставать. Это значит, что мышцы ещё недостаточно окрепли и позвоночник не готов к вертикальной нагрузке. Как только организм ребёнка будет готов, малыш встанет, сядет и пойдёт самостоятельно.

Доктор Комаровский о раннем сидении - видео

Психоэмоциональное развитие ребёнка: общение и речь, что он понимает

Ребёнок всё больше пытается повторить за взрослыми, родителями. Он много болтает на своём языке, но уже отчётливо слышны многие звуки. Малыш уже может сформулировать, что его интересует, например, показать пальцем, какую игрушку ему подать, или указать на новый предмет, чтобы родители объяснили, что это. Ребёнок в этом возрасте:

  • хорошо знает своё имя и постоянно реагирует на него;
  • отлично знает всех знакомых людей, которые часто проводят с ним время. К незнакомцам относится с настороженностью, может расплакаться при попытке взять его на руки, но не всегда;
  • очень сильно привязан к маме. Если раньше ребёнок с лёгкостью относился к тому, что мама отлучилась на некоторое время, то сейчас он может начать плакать и даже кричать, только бы она осталась рядом. Такое поведение нормально и говорит о большом шаге в психологическом развитии крохи. Ребёнок испытывает страх и тревогу потому, что мама уходит. Он боится, что останется один без неё, даже если рядом папа или другие родственники;
  • различает эмоции: часто улыбается, когда к нему обращаются нежным тоном, и прислушивается, настораживается, когда его ругают или говорят строгим голосом;
  • начинает проявлять чувства: все чаще обнимает за шею или хватается ручками за щёки взрослого и притягивает к себе. Если ему что-то не нравится, наоборот, отворачивается или отталкивает взрослого от себя;
  • начинает бояться резких звуков и шума. Это связано с тем, что мозг малыша развивается и ребёнок уже осознаёт, что такое страх, опасность.

Малыш в 7 месяцев узнаёт родителей, различает эмоции и реагирует на них

Семимесячный младенец сознательно выбирает, с кем из взрослых или детей ему хочется подружиться, а с кем нет. Это лучше всего заметно на примере незнакомцев. Малыш уже не боится всех подряд: к некоторым людям, которых он видит первый раз, кроха с интересом идёт на руки, позволяет себя обнять и даже начинает улыбаться в ответ на разговор. А к другим относится с серьёзным опасением, начинает плакать, хвататься за маму или папу. Не стоит заставлять малыша, если он не хочет знакомиться с новыми людьми. С возрастом ребёнок начнёт понимать, что если мама или родные рядом, ему ничего не грозит.

Умения и навыки ребёнка на восьмом месяце жизни - видео

Строго по часам: нормы сна и активного времяпрепровождения

В этом возрасте у многих детей происходит смена режима. В первую очередь это связано с количеством дневного сна: некоторые младенцы так и продолжают отдыхать днём три раза, а другие уже переходят на два дневных сна. Педиатры объясняют это тем, что ребёнок всё больше времени проводит активно. Ему многое интересно и столько всего нового предстоит узнать. Если кроха перестал спать днём три раза - это вариант нормы, родителям не стоит заставлять малыша укладываться спать третий раз за день, если ребёнок активен, у него хороший аппетит и он спокойно спит ночью.

Семимесячный младенец спит около 14–15 часов в сутки. Из них 11 часов уходит на ночной отдых, а 3–4 часа кроха спит днём.

Если родители практикуют совместный сон, сейчас самое время попытаться приучить кроху спать в своей кроватке. Не обязательно убирать детскую кровать в другую комнату, но малыш должен понимать, что у каждого есть своё спальное место. Доктор Комаровский настаивает, что ребёнок должен спать самостоятельно, ведь чем старше становится малыш, тем сложнее переложить его спать из родительской кровати в детскую.

Основные моменты ухода за семимесячным малышом

После полугода ребёнок больше времени проводит бодрствуя. Поэтому ему становится интереснее гулять на улице. В коляске многие дети уже могут сидеть и рассматривать окружающую обстановку: природу, машины, животных, а также других детей. Поэтому прогулки очень важны для крохи. Специалисты настаивают, что гулять с ребёнком нужно не менее двух часов в сутки, а в хорошую погоду нужно как можно больше времени проводить на улице. Лучше выбирать парки или скверы, где меньше шум машин и загазованность. В жаркий сезон рекомендуется гулять в тени, т. к. активное солнце вредно для малыша.

На свежем воздухе дети спят лучше. Поэтому врачи рекомендуют хотя бы один сон проводить на улице.

Купание: заниматься в воде - можно, и учить малыша плавать - не рано

Для семимесячного младенца большое значение имеет купание. В этом возрасте это не только процесс гигиены, но и игра, развлечение. Ведь ребёнок уже может сидеть самостоятельно или с поддержкой, ему интересно играть с игрушками, которые родители бросают в воду. Существуют специальные наклейки, которые можно клеить на стенки ванны и объяснять малышу, какого цвета и формы предмет. Все это влияет на развитие крохи.

Гидромассаж также полезен для укрепления мышц ребёнка. Специалисты рекомендуют набирать ванну вечером, чтобы малыш как минимум 30–40 минут проводил в воде. Вечерние водные процедуры расслабляют ребёнка и настраивают на спокойный сон ночью. Утром обязательна интимная гигиена, чистка зубов и ротовой полости специальной пальчиковой силиконовой щёткой.

Первые зубки нужно ежедневно чистить специальной пальчиковой силиконовой щёткой

Сегодня пользуется популярностью грудничковое плавание. Инструкторы рекомендуют начинать с первого месяца после рождения. Но если родители захотели приобщить ребёнка к плаванию в бассейне или ванне, это тоже возможно. Главное, помнить, что перед началом занятий нужно проконсультироваться с доктором. С крохами специалисты рекомендуют записаться в бассейн. Существуют группы для мам и малышей, где занятия проводит профессиональный инструктор. Плавание полезно для детей: происходит укрепление мышц, младенец развивает двигательную активность.

Иногда ребёнку не нравится плавать в бассейне: он каждое занятие плачет. В этом случае родителям рекомендуется прекратить плавание или отложить на некоторое время. Ведь процесс должен приносить удовольствие ребёнку. А постоянные истерики в воде негативно влияют на нервную систему.

Грудничковое плавание для 7-месячных детей - видео

Укрепляем мышцы: физические упражнения

После проведения водных процедур рекомендованы физические упражнения: гимнастика утром, а массаж вечером. Такие упражнения укрепляют мышцы малыша, помогают организму подготовиться к хождению. Следует обратить внимание, что любые физические упражнения нужно выполнять через 40–60 минут после еды. Во время занятий можно использовать специальное масло или крем для грудничка. Главное, чтобы средство подходило для детей этого возраста и не вызывало аллергии.

Для массажа можно использовать специальные мячики, которые стимулируют кровообращение. Такие приспособления положительно влияют на тактильные ощущения малыша. Мячиком рекомендуется водить по ладошкам и ступням ребёнка, ведь именно на этих частях тела расположено большое количество нервных окончаний.

Как делать массаж грудничку в возрасте 6–9 месяцев - видео

Питание: продолжаем вводить прикорм

Семимесячный малыш питается в основном грудным молоком или адаптированной смесью. Но в этом возрасте педиатры рекомендуют продолжать вводить прикорм. С новыми продуктами кроха познакомился месяц или два назад (врачи рекомендуют вводить прикорм в пять месяцев детям, находящимся на искусственном вскармливании). Количество кормлений равняется пяти с интервалом около четырёх часов между приёмами пищи.

Примерное меню грудничка в 7 месяцев - таблица

Желток лучше добавлять в блюда к концу месяца, лучше начинать с перепелиного яйца, которое считается не таким аллергенным, как куриное.

Как развивать и чему научить малыша

В этом возрасте ребёнок больше интересуется игрушками, особенно такими, которые можно возить или катать по полу. Ведь многие дети уже сидят сами или с поддержкой спины, поэтому можно заниматься с большим количеством предметов, крохе будут интересны:

  • мягкие бизиборды в виде книжек или развивающего коврика. Малыш уже может переворачивать страницы, поэтому мягкие книжки обязательно привлекут внимание крохи. Они влияют на развитие мелкой моторики, тренируют внимание и память, логику и мышление;
  • пирамидки, кубики и крупные конструкторы. Малыш будет пытаться построить пирамиду, поставить кубик на кубик;
  • мяч. Ребёнок с интересом будет катать его по полу;
  • музыкальные мобили на кроватке или коляске. Малыш пытается дотянуться до них, встать на колени или на ноги. Такие игрушки служат своеобразной мотивацией.

Музыкальные развивающие комплексы способствуют развитию мелкой моторики ребёнка

Особое внимание нужно уделить тактильным ощущениям, ведь в этом возрасте малыш познаёт окружающую среду через прикосновения. Можно приобрести или пошить самостоятельно тактильные подушечки или игрушки, детали которых изготовлены из разных материалов. Следует помнить, что все действия нужно сопровождать речью. Разговаривайте с младенцем, учите его названиям предметов, называйте их цвет и форму. Рассматривая картинки, проговаривайте, что на них изображено. Постоянные разговоры с малышом способствуют развитию речи.

Педиатры рекомендуют как можно чаще читать книги и сказки. На подсознательном уровне малыш запоминает слова и быстрее скажет своё первое слово. Учёные доказали, что дети, с которыми разговаривают с рождения, быстрее начинают говорить и имеют меньше проблем с речью.

Приучайте малыша к музыке. Это не обязательно должны быть песни, хотя детские композиции обязательно понравятся крохе. Специалисты рекомендуют включать младенцу звуки природы и животных, шум океана или моря. Такие звуки успокаивающе действуют на нервную систему и помогают ему расслабиться.

Как выглядят игрушки, которые нравятся и развивают - видео

Основная задача родителей - помогать ребёнку развиваться. Ведь он ещё недостаточно самостоятельный, поэтому взрослые должны принимать непосредственное участие в развитии младенца. В семь месяцев малыш более активен: начинает сидеть самостоятельно, ползает, а некоторые дети уже делают попытки вставать на ноги. Специалисты объясняют, что в этом возрасте нужно регулярно заниматься с малышом развивающими занятиями. Не стоит думать, что кроха ещё маленький и ничего не понимает. Главное правило - проводить занятия, когда ребёнок в хорошем настроении.