Типы учреждений для детей сирот. Государственные и негосударственные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Согласно Федеральному закону "Об образовании", учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) являются типом образовательного учреждения.

Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации), муниципальными, негосударственными (частными) учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений).

Особые требования Закон предъявляет к уставу образовательного учреждения.

Образовательное учреждение, как и любое юридическое лицо, подлежит обязательной государственно1 регистрации Федеральной регистрационной службы.

Установленный законом срок рассмотрения представляемых на государственную регистрацию документов составляет 1 месяц, но фактически регистрация занимает больший срок.

Зарегистрированное образовательное учреждение также должно быть поставлено на налоговый учет (с присвоением ИНН - идентификационного номера налогоплательщика), на учет во внебюджетных фондах - Пенсионном фонде, Фонде обязательного медицинского страхования, Фонде социального страхования и в органе государственной статистики.

Помимо перечисленного, образовательные учреждения, созданные в форме некоммерческих партнерств и ассоциаций (союзов), в случае, если в состав их учредителей входит не менее двух коммерческих организаций, и данные некоммерческих партнерства и ассоциации (союзы) намерены осуществлять координацию предпринимательской деятельности своих участников (членов), обязаны уведомить о своем создании территориальный антимонопольный орган. Уведомление должно быть представлено в течение 45 дней с момента государственной регистрации указанных некоммерческих организаций.

Для регистрации образовательного учреждения учредители обязаны:

1. Уплатить государственную пошлину (2000 рублей)

2. Подготовить и представить регистрирующему органу учредительные документы создаваемой организации (в зависимости от организационно-правовой формы -протокол или решение о создании организации, Устав, возможно - учредительный договор, а также ряд иных документов в случае регистрации общественного объединения), сведения об учредителях, сведения о местонахождении постоянно действующего исполнительного органа

3. Заверить у нотариуса подпись на заявлении о регистрации юридического лица установленной формы (заявителем должен выступить кто-либо из учредителей) и представить заявление регистрирующему органу.

После государственной регистрации, перед тем, как приступить к практической деятельности по оказанию услуг в области образования, образовательное учреждение должно получить лицензию . Порядок лицензирования образовательной деятельности определяется Правительством Российской Федерации (на момент написания настоящей статьи ‑ Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 18.10.2000 N 796).

Лицензирование образовательной деятельности осуществляют Министерство образования Российской Федерации, государственные органы управления образованием субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, наделенные в соответствии с законодательством соответствующими полномочиями

Для получения лицензии соискатель должен представить в лицензирующий орган следующие документы:

а) заявление учредителя с указанием наименования и организационно-правовой формы соискателя лицензии, места его нахождения, наименования банка и номера расчетного счета в банке, перечня образовательных программ, направлений и специальностей подготовки, срока действия лицензии. Образовательное учреждение профессионального образования дополнительно представляет выписку из решения ученого (педагогического) совета о возможности организации подготовки по основным и дополнительным программам профессионального образования, заявленным к лицензированию, учреждение профессионального религиозного образования (духовное образовательное учреждение) и образовательное учреждение религиозной организации (объединения) - представление руководства соответствующей конфессии;

б) копии устава и свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии (с предъявлением оригиналов, если копии не заверены нотариусом). Филиал образовательного учреждения дополнительно представляет сведения о регистрации филиала по фактическому адресу, копии решения о создании филиала и утвержденного в установленном порядке положения о филиале. Организация, имеющая образовательное подразделение, ведущее профессиональную подготовку, дополнительно представляет копию утвержденного в установленном порядке положения об этом подразделении;

в) справку о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика;

г) сведения о структуре соискателя лицензии, укомплектованности штатов, предполагаемой численности обучающихся, воспитанников;

д) сведения о наличии у соискателя лицензии необходимых для организации образовательного процесса зданий и помещений, объектов физической культуры и спорта, общежитий, об обеспечении обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием с приложением копий документов, подтверждающих право соискателя лицензии на владение, пользование или распоряжение необходимой учебно-материальной базой в течение срока действия лицензии (с предъявлением оригиналов, если копии не заверены нотариусом);

е) заключения органов государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и Государственной противопожарной службы о пригодности используемых зданий и помещений для осуществления образовательного процесса; заключение Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям (при подготовке водителей автотранспортных средств); лицензию Федерального горного и промышленного надзора России на эксплуатацию соответствующего оборудования;

ж) перечень дисциплин, входящих в каждую заявленную образовательную программу, с указанием объемов учебной нагрузки (для учреждений профессионального образования ‑ аудиторной и внеаудиторной) по этим дисциплинам.

По прошествии некоторого периода после получения лицензии (как минимум, после одного выпуска учащихся (слушателей, студентов...), но не ранее, чем через 3 года после получения лицензии) образовательное учреждение имеет право в порядке, установленном Правительством РФ, обратиться в Министерством образования (или другой соответствующий государственный орган системы Министерства образования) с заявлением о получении государственной аттестации. Аналогично, аттестованное образовательное учреждение вправе обратиться с заявлением о своей государственной аккредитации.

По федеральному законодательству есть два типа учреждения, которые можно назвать одним словом "приют". К учреждениям для несовершеннолетних относятся социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних и центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и социальные приюты для детей.

Постановлением правительства РФ от 27.11.2000 года утверждено Примерное положение, регулирующее деятельность социального приюта для детей , социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Основной задачей социального приюта для детей является оказание экстренной социальной помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

В соответствии со своими задачами приют совместно с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел и другими организациями осуществляет мероприятия по выявлению детей, нуждающихся в экстренной социальной помощи; обеспечивает временное проживание несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; оказывает социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействует возвращению несовершеннолетних в семьи; обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних; организует медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, находящихся в приюте; содействует органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.

В приют круглосуточно принимаются несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет, обратившиеся за помощью самостоятельно, по инициативе родителей (их законных представителей), направленные (поступившие) по другим основаниям в соответствии с законодательством Российской Федерации независимо от места жительства.

Несовершеннолетние находятся в приюте в течение времени, необходимого для оказания им экстренной социальной помощи и решения вопросов их дальнейшего устройства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В своей деятельности приют руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области защиты прав и законных интересов ребенка, Примерным положением и своим уставом.

Основными задачами социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних являются профилактика безнадзорности и беспризорности , а также социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

В соответствии со своими задачами центр обеспечивает временное проживание несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; оказывает помощь в восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействует возвращению несовершеннолетних в семьи; оказывает социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации; обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних; организует медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, содействует их профессиональной ориентации и получению ими специальности; содействует органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.

В центр круглосуточно принимаются несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет, обратившиеся за помощью самостоятельно, по инициативе родителей (их законных представителей), направленные (поступившие) по другим основаниям в соответствии с законодательством Российской Федерации независимо от места жительства.

Несовершеннолетние находятся в центре в течение времени, необходимого для оказания социальной помощи и (или) социальной реабилитации и решения вопросов их дальнейшего устройства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В своей деятельности центр руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области защиты прав и законных интересов ребенка, настоящим Примерным положением и своим уставом.

Основными задачами центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей , являются временное содержание несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, и содействие в их дальнейшем устройстве.

В соответствии со своими задачами центр совместно с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел и других организаций осуществляет мероприятия по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей ; обеспечивает временное содержание несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей; разрабатывает и реализует программы социальной реабилитации несовершеннолетних, направленные на их дальнейшее устройство; обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних; содействует органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей; организует медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, находящихся в центре, содействует их профессиональной ориентации и получению ими специальности.

Опека (попечительство) - является одной из приоритетных форм устройства на воспитание ребенка , оставшегося без попечения родителей, и устанавливается в целях его содержания, воспитания и образования, а также для защиты его прав и интересов.

Опека (попечительство) над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности, когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов (ст. 31 ГК РФ, п. 3). Бабушки и дедушки, родители, супруги, совершеннолетние дети, совершеннолетние внуки, братья и сестры совершеннолетнего подопечного, а также бабушки и дедушки, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего подопечного имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами (ФЗ РФ от 24.04.2008 г. № 48 "Об опеке и попечительстве"). Опекун (попечитель) может быть назначен только с его согласия (ст. 35 ГК РФ, п.3). Обязанности по опеке (попечительству) в отношении ребенка, находящегося под опекой (попечительством), исполняются опекуном (попечителем) безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законом (ст. 36 ГК РФ).

СК РФ Статья 155.2. Деятельность организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1. Права и обязанности организаций, указанных в пункте 1 статьи 155.1 настоящего Кодекса, в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, возникают с момента принятия органами опеки и попечительства актов об устройстве детей в указанные организации.

2. Детям, помещенным под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов возлагается на эти организации.

К организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которые дети помещены под надзор, применяются нормы законодательства об опеке и попечительстве, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей.

3. Организации, которые указаны в пункте 1 статьи 155.1 настоящего Кодекса и в которые дети помещены под надзор, вправе осуществлять временную передачу детей в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

Временная передача ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, не является формой устройства ребенка в семью и осуществляется на основании распоряжения администрации такой организации в интересах ребенка в целях обеспечения его воспитания и гармоничного развития (на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней и другое). Данная передача не допускается, если пребывание ребенка в семье может создать угрозу причинения вреда физическому и (или) психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию либо иную угрозу его законным интересам.

4. Временная передача ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, осуществляется на срок не более чем три месяца. При наличии исключительных обстоятельств срок временной передачи ребенка в семью граждан может быть продлен с согласия органа опеки и попечительства. При этом непрерывный срок временного пребывания ребенка в семье не может превышать шесть месяцев.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Граждане, в семью которых временно передан ребенок в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, не вправе осуществлять вывоз ребенка из Российской Федерации.

6. В целях осуществления временной передачи ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, организация, которая указана в

Тем, кто в силу разных обстоятельств всерьез решил усыновить или взять под опеку ребенка, будет небезынтересно узнать, какие же учреждения занимаются воспитанием и образованием детей, оставшихся сиротами. В этой статье мы рассмотрим образовательные учреждения для детей сирот и детей, оказавшихся без попечения родителей.

Классификация данных учреждений регламентируется "Типовым положением об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" за №676 от 1 июля 1995 г.

Согласно последней редакции этого положения существует четыре типа таких учреждений.

  1. Детский дом:
  • для детей раннего возраста (с 1.5 до 3 лет);
  • дошкольного возраста;
  • школьного возраста;
  • смешанный.
  • Детский дом-школа, школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  • Специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья;
  • Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья.
  • Организационно-правовая форма данных учреждений определяется статусом учредителя, в качестве которого могут выступать как федеральные органы исполнительной власти, так и органы исполнительной власти субъектов Федерации, а также органы местного самоуправления (в случае, если учреждение муниципального подчинения). Допускается и совместное учредительство.

    В образовательные учреждения для детей сирот принимаются:

    • дети-сироты;
    • дети, отобранные у родителей по решению суда;
    • дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а также местонахождение которых не установлено.

    В учреждение могут временно приниматься дети одиноких матерей (отцов), а также дети безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, а также из семей, пострадавших от стихийных бедствий и не имеющих постоянного места жительства, на срок не более одного года.
    Дети - члены одной семьи, или находящиеся в родственных отношениях, за редким исключением, направляются в одно учреждение.

    По определению, детский дом - воспитательное учреждение для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также детей, нуждающихся в помощи и защите государства (в отличие от дома ребенка, который является лечебно-профилактическим учреждением и находится в ведении органов здравоохранения).
    Дети в детских домах не обучаются, а получают образование в ближайшем образовательном учреждении. Это главное отличие детского дома от дома-школы или школы-интерната, воспитанники которых живут и учатся в одном месте.

    Другие образовательные учреждения для детей сирот - дом-школа или школа-интернат (от лат. internus - внутри). Они определяются как "образовательное учреждение с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданное в целях оказания помощи семье [в случае ее наличия] в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни и всестороннего раскрытия творческих способностей".

    Дети в образовательных учреждениях для детей сирот делятся на полных сирот (у которых родители либо умерли, либо пропали без вести, либо получили пожизненный тюремный срок) и на детей, оставшихся без попечения родителей (родители которых либо отказались от своих детей, либо лишены родительских прав).
    Есть интересное отличие между двумя этими группами. Полным сиротам государство ежемесячно выплачивает небольшие суммы денег, которые аккумулируются на личной сберегательной книжке ребенка и по достижении совершеннолетия у него на счету может накопиться некоторая «стартовая» сумма (что-то около 100 000 руб.). Детям же, оставшимся без попечения родителей, государство не платит ничего, а обязывает родителей отчислять им алименты с заработной платы (отца - 13%, мать - 10%). В результате, в большинстве случаев, ребенок остается без денег, ведь, как правило, высоким моральным обликом такие родители не отличаются и всячески стараются уйти от данных выплат или просто не работают.

    Еще одна группа, входящая в образовательные учреждения для детей сирот - это специальные (коррекционные) детские дома и школы-интернаты. Они созданы для детей с теми или иными отклонениями в развитии (читайте статью "виды детских домов" , где подробно рассказывается о классификации данных учреждений). В таких домах медицинскими средствами, средствами образования и трудовой подготовки, а также методами социально-психологической реабилитации корректируются отклонения в их развитии для последующей интеграции в общество.

    Семейное законодательство РФ указывает, что для детей, лишившихся присмотра родителей, оптимальным вариантом последующего проживания является семья. Возможны семьи родных или иных близких людей, опекунов, ребенок может быть определен и в приемную семью (ст. 155.1 СК РФ). При существовании даже небольших шансов ребенка стать членом приемной семьи этот вариант будет приоритетным и наиболее подходящим с точки зрения максимального соблюдения прав и интересов ребенка.

    Ст. 122 СК РФ указывает, что комиссия из работников органов опеки в пределах трех рабочих дней после сбора сведений о ребенке, лишившемся присмотра родителей, обязана проконтролировать бытовые условия, в которых он живет, и соблюдение его прав. После этого сведения следует разместить в базе данных о детях, утративших опеку родителей (закон №44-ФЗ от 16 апреля 2001 г.).

    Далее анализируются доступные варианты определения ребенка-сироты на воспитание в семью. Если никто их родственников или иных близких людей не выразил намерения опекать ребенка, последний будет определен в специальное детское учреждение.

    Ст. 122 СК РФ и ст. 155.1 СК РФ указывают, что руководство организаций, ответственных за проживание и развитие детей, лишившихся присмотра родителей, постоянно обязано контролировать доступные варианты помещения воспитанников в приемные семьи. Сокрытие сведений, что супружеская пара или отдельный гражданин выразили намерение принять ребенка, от органов опеки расценивается как правонарушение, и на руководство организации налагается штрафное взыскание размером до 3 тысяч рублей, как об этом указано в ст. 5.36 КоАП.

    Виды учреждений для детей, лишившихся присмотра родителей

    Как указывает ст. 155.1 СК РФ (гл. 22, введена законом №49-ФЗ от 24 апреля 2008 г.), организации, куда могут быть определены дети, лишившиеся надзора родителей или иных близких, имеют различную направленность. Они бывают:

    • образовательного характера,
    • медицинские,
    • общей социальной направленности.

    Если ребенок, лишившийся присмотра родных, обнаружен в субъекте РФ, где отсутствует специальное детское учреждение, работникам органов опеки надлежит сопроводить его в детский дом, который располагается на территории ближайшей административной единицы.

    • виды и особенности деятельности организаций, направленные на надлежащее воспитание детей и соблюдение их интересов,
    • порядок осуществления этой деятельности,
    • порядок и особенности медицинского обследования детей, по результатам которого они будут определены в лечебные или воспитательные учреждения.

    Организация и контроль деятельности учреждений, ответственных за воспитание детей, лишившихся присмотра родителей, осуществляется согласно ГК РФ, СК РФ, законами №184-ФЗ от 6 октября 1999 года и №131-ФЗ от 6 октября 2003 года, законами административных субъектов РФ.

    Положение о деятельности детских домов требует от руководства и персонала контролировать надлежащее воспитание и неукоснительное соблюдение прав и интересов детей, развитие у них гражданских взглядов, гуманизма и понимания общечеловеческих ценностей, а также предоставления воспитанникам доступного светского образования. Ст. 155.1 СК РФ уточняет, что религиозные организации не могут считаться подходящими для детей-сирот, поскольку имеют приоритетной целью исповедание и непосредственное распространение определенной веры, а это противоречит свободе выбора ребенком религиозных взглядов (ст. 8 закона №125-ФЗ от 26 сентября 1997 г.).

    Порядок помещения детей в организации для детей-сирот

    ПП РФ № 481 от 24 мая 2014 г. в соответствии со ст. 155.1 СК РФ указывает, что для определения ребенка на проживание (на постоянной основе) в организацию для детей, лишившихся присмотра родителей, органы опеки обязаны подготовить и предоставить ряд документов:

    • личное дело (составляется согласно правилам, утвержденным ПП РФ №423 от 18 мая 2009 г.);
    • направляющее письмо от органа, контролирующего вопросы опеки над детьми в данном субъекте РФ.

    Еще в организацию для детей-сирот предоставляется акт, составленный органом опеки, о поступлении ребенка под ответственность данной организации. Ребенок должен быть помещен в учреждение не позднее месяца с момента выявления его как оставшегося без родительского присмотра.

    Пребывание детей в интернатах на временной основе

    В ряде ситуаций детей, чьи родители известны и живы, и тех, у кого есть опекун, определяют в специализированное учреждение на временное проживание.

    Во-первых, иногда этого требует тяжелое состояние здоровья ребенка. Если ему ежедневно необходимы сложные медицинские процедуры, а родители не обладают навыками, чтобы обеспечить квалифицированный уход, целесообразным решением с их стороны будет определить ребенка в клинику с проживанием на время лечения. Это не лишает их родительских прав и никоим образом не ограничивает их отношения с ребенком.

    Родные могут на время определить ребенка в интернат по ряду иных заслуживающих уважение причин: тяжелое состояние здоровья самих родителей, не позволяющее надлежащим образом ухаживать за ребенком и воспитывать его; длительные командировки, куда не представляется возможным взять ребенка, или другие уважительные обстоятельства. Тогда мать и отец составляют акт, согласуют его с сотрудниками органов опеки и временно помещают ребенка на проживание в интернат. Это также никак не отражается на состоянии семьи, правах родителей (опекуна) в отношении ребенка, и по возвращении либо при улучшении их состояния здоровья они забирают его обратно.

    Контроль условий проживания, интеллектуального и физического развития детей, воспитываемых в организациях для детей-сирот

    Проверка условий, в которых проживают и воспитываются дети, на соответствие санитарным нормам, и соблюдения прав сирот лежит в сфере деятельности органов опеки. В компетенцию органов входят проверки учреждений, выявляющие нарушения прав воспитанников. Комиссия, направляемая в детские дома, обязана проконтролировать бытовые условия, в которых содержатся дети, на доступность им учебных и игровых материалов, на качество лечебных процедур, особенно если учреждение позиционируется как клиника для тяжелобольных.

    Комиссия выявляет превышение полномочий руководства и нецелевое расходование средств, выделяемых из бюджета на содержание детского дома, проверяет отчетные документы. Если финансовых нарушений не выявлено, но необходимы дополнительные средства на ремонт или, например, покупку оборудования, комиссия при участии руководства детского дома готовит соответствующий документ.

    Сроки нахождения воспитанников в организациях для детей, лишившихся родительского присмотра (детских домах)

    Письмо Министерства образования и науки РФ от 8 октября 2012 г. №ИР-864/07 «О направлении рекомендаций» сообщает: дети, утратившие надзор родителей или опекунов, определяются в специальные учреждения и пребывают там до 18 лет.

    Достигнув совершеннолетия, такие дети могут претендовать на предоставление льготного жилья. Это отмечается в Конституции и подтверждается законом №159-ФЗ от 21 декабря 1996 г., ЖК РФ (№188-ФЗ от 29 декабря 2004 г.), законом №15-ФЗ от 29 февраля 2012 г. Формируется особый фонд целевого жилья, квартиры из него впоследствии распределяются между воспитанниками детских домов.

    Органы исполнительной власти субъектов РФ должны своевременно предоставлять сиротам, достигшим 18 лет, жилье, и следить, чтобы квартиры из фонда, предназначенные для сирот, не использовались ни при каких обстоятельствах, кроме основной цели.

    Таким образом, государство имеет ряд обязательств перед детьми, лишившимися присмотра родителей. Эти обязательства реализуются посредством специальных органов, осуществляющих контроль воспитания таких детей, а также учреждений, где дети проживают до наступления совершеннолетия. Тем не менее, несмотря на наличие таких учреждений, приоритетным и оптимальным для ребенка остается развитие и воспитание в семье.

    Вопрос-ответ

    Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

    Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

    Спросить юриста

    Никто не знает ответа..

    Здравствуйте, в момент обучение (Мне уже исполнилось 18 лет) умер последний родитель, в моем образовательном учреждении поставили на полное государственное обеспечение. Я его закончил и мне приостановили выплату пенсии и гос обеспечение, через 2 месяца я поступил на высшее образование(исполнилось 20лет), пенсию востоновил, а на гос обеспечение не ставят. Скажите, имею ли я право получать гос поддержку?

    Степан 27.09.2018 10:25

    Добрый день! Право на полное государственное обеспечение имеют студенты из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 18 лет. Cтуденты очной формы обучения, которые в период обучения в университете потеряли обоих или единственного родителя имеют право на зачисление на полное государственное обеспечение. Даже в случае достижения ими возраста 23 лет сохраняется право на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования до окончания обучения в указанных образовательных учреждениях . Студентам, зачисленным на полное государственное обеспечение, как предоставившим все необходимые документы о том, что они являются лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрены следующие денежные выплаты: государственная социальная стипендия (ежемесячно); академическая бюджетная стипендия (ежемесячно); пособие обеспечения одеждой, обувью и мягким инвентарем рублей (выплачивается по половине суммы в ноябре и марте ежегодно); пособие на питание (ежемесячно); оплата проезда (ежемесячно) в размере стоимости студенческого проездного билета; ежегодное пособие в размере 3-месячной стипендии на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей; по окончании университета выплачивается единовременное пособие на приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря; по личному заявлению 1 раз в семестр оказывается материальная помощь; 1 раз в год в каникулярное время оплачивается проезд на ж/д транспорте к месту жительства и обратно (по личному заявлению); обязательно оплачиваются расходы на лечение (по личному заявлению с приложением подтверждающих документов); при наличии средств по личному заявлению и по медицинским показаниям предоставляется путевка на санаторно-курортное лечение в профилактории города области.

    1.1. Характеристика учреждений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    Обстановка с беспризорными становиться все острее. Во многих семьях по разным причинам, основная из которых все те же экономического характера, родители спиваются, забывая о детях. А те, видя постоянные пьянки, драки, не находя даже куска хлеба, уходят из дома, живут в подвалах, на чердаках.

    Приюты, детские дома – слова для нас, казалось бы, прочно забытые, снова возвратились в нашу речь.

    Страшная статистика сирот при живых родителях растет, возрастает число учреждений для таких детей.

    К таким учреждениям относятся образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и воспитываются) дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; учреждения социального обслуживания населения (детские дома – интернаты для детей – инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками;
    социально – реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; социальные приюты); учреждения здравоохранения -дома ребенка и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке.

    Дети – сироты – дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, или объявлены умершими (в соответствии со ст. 45 Гражданского кодекса РФ «Объявление гражданина умершим»).

    Дети, оставшиеся без попечения родителей до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей, по разным причинам.

    К основным причинам относится: отсутствие родителей или лишение их родительских прав, ограничение их в родительских правах; уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов; отказ родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений; иные случаи признания ребенка, оставшимся без попечения родителей, в установленном порядке.

    Дом ребенка – в этом учреждении проживают дети от рождения до 3 лет. По достижении возраста 3 лет дети – сироты переводятся в детские дома для детей дошкольного и школьного возраста, специализированные интернаты для детей с физическими и умственными недостатками, закрытые интернаты для делинквентных детей и подростков.

    Целевая установка всех детских домов – это социальная защита
    детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передача им навыков поведения в обществе, определение для них оптимального жизненного пути, восстановление психосоциального и физического здоровья.

    Детский дом – государственное интернатное воспитательное учрежденние для детей – сирот в возрасте от 3 до 18 лет, некоторые такие учреждения преобразованы в школы – интернаты.

    Школа – интернат – учреждение, созданное для круглосуточного пребывания воспитанников, с целью обеспечения более благоприятных условий для развития и воспитания ребенка, оказание помощи семье. Определение ребенка с 7 до 18 лет в школу – интернат происходит на основании решения органов опеки, по желанию родителей или лиц их заменяющих.

    Основные задачи учреждения:

    · Создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности.

    · Обеспечение социальной защиты, медико– психолого – педагогической реабилитации воспитанников.

    · Освоение образовательных программ, обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства.

    · Обеспечение охраны и укрепления здоровья воспитанников.

    · Охрана прав и интересов воспитанников.

    Организация обучения воспитанников в учреждении строится с учетом индивидуальных особенностей воспитанников в соответствии с учебным планом, разрабатываемым учреждением самостоятельно, и регламентируется расписанием занятий.

    Режим дня, обеспечивающий научно – обоснованное сочетание обучения, труда и отдыха, составляется с учетом круглосуточного пребывания воспитанников в учреждении.

    Дети дошкольного возраста могут посещать дошкольные образовательные учреждения на условиях взаимных расчетов между дошкольным образовательным учреждением и учреждением.

    В учреждении при наличии соответствующих условий могут организовываться воспитательные группы:

    · Разновозрастные (не более 8 человек).

    · Одновозрастные (до 4 лет – не более 5 человек, от 4 лет и старше –
    не более 10 человек).

    Количество общеобразовательных классов в учреждении зависит от условий, созданных для образовательного процесса с учетом санитарных ном, и определяются исходя из потребности (численности).

    В учреждении, где дети не только проживают, но и обучаются, наполняемость классов не должна превышать 20 человек.

    При проведении занятий в 1 – 11 классах по иностранному языку,
    в 5 – 11 классах – по трудовому обучению, физической культуре, в 10 – 11 классах – по информатике, вычислительной технике, физике и химии (во время практических занятий) допускается деление на две группы класса при наполняемости не менее 20 человек.

    При наличии необходимых условий и средств (в том числе внебюджетных) возможно деление на группы классов и комплектование воспитательных групп с меньшей наполняемостью.

    В учреждении могут открываться специальные (коррекционные) группы (классы) для детей с отклонениями в развитии. Определение детей в эти группы (классы) осуществляется только на основании заключения психолого – педагогической и медико – педагогической комиссии.

    В учреждении, где дети не только проживают, но и обучаются, организация образовательного процесса (начало и продолжительность учебного года, каникул, учебных занятий, проведение государственной (итоговой) аттестации, порядок выдачи документов об образовании и другие вопросы образовательного характера) осуществляются в соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении.

    Воспитанники могут посещать клубы, секции, кружки, студии, объединения по интересам, действующие при (в) общеобразовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования детей при (в) иных учреждениях и организациях, а также участвовать в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах и массовых мероприятиях.

    В учреждение принимаются:

    · дети – сироты

    · дети, отобранные у родителей по решению суда

    · дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а также местонахождение родителей которых не установлено.

    В учреждение могут временно приниматься дети одиноких матерей (отцов), а также дети безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, а также из семей, пострадавших от стихийных бедствий и не имеющих постоянного места жительства, на срок не более одного года.

    Дети, члены одной семьи или находящиеся в родственных отношениях, направляются в одно учреждение, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам воспитание и обучение этих детей должны осуществляться раздельно.

    Воспитанники учреждения имеют право на:

    · Бесплатное содержание и получение общего образования (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего) в соответствии с государственными образовательными стандартами.

    · Защиту своих прав и интересов.

    · Уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации.

    · Удовлетворение потребности в эмоционально – личностном общении.

    · Защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности.

    · Развитие своих творческих способностей и интересов.

    · Получение квалифицированной помощи в обучении и коррекцию имеющихся проблем в развитии.

    · Отдых, организованный досуг в выходные, праздничные и каникулярные дни.

    Воспитанники обязаны выполнять устав, правила внутреннего распорядка учреждения, бережно относится к имуществу, уважать честь и достоинство других воспитанников и работников.

    Медицинское обслуживание воспитанников обеспечивается штатным или специально закрепленным за учреждением органом здравоохранения медицинским персоналом.

    В основные обязанности медицинских работников входят:

    · наблюдение за состоянием здоровья, физическим и нервно – психическим развитием воспитанников, оказание медицинской помощи;

    · организация и проведение два раза в год углубленных медицинских осмотров, профилактических и лечебно – оздоровительных мероприятий, оценка их эффективности;

    · медицинский контроль за выполнением санитарно – гигиенического и противоэпидемического режима;

    · осуществление контроля за качеством питания, соблюдением рационального режима учебной и внеучебной деятельности воспитанников, обеспечением санитарно – гигиенических требований в процессе трудового обучения;

    · работа с воспитанниками по гигиеническому воспитанию, пропаганда санитарно – просветительских знаний.

    Психологическое обеспечение образовательного процесса в учреждении, консультативную и профилактическую работу с педагогическими работниками осуществляют педагоги – психологи.

    Социальные педагоги осуществляют связь с социальными службами и службой занятости, оказывают помощь администрации учреждения в вопросах охраны прав воспитанников и выпускников, их социальной адаптации.

    Детский дом семейного типа (семейный детский дом) – семья, взявшая на попечение одного или несколько детей – сирот либо детей, оставшихся без попечения родителей (лишенных родительских прав). Такие семьи создаются не несколько лет по договору – контракту. Существует несколько типов семейного детского дома: семья, взявшая одного или несколько детей; несколько детей, проживающий с воспитателем; семья, в которой живут и свои и приемные дети и др.

    Основными задачами детского дома семейного типа являются – создание благоприятных условий для воспитания, обучения, оздоровления и подготовка к самостоятельной жизни детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее именуются - дети), в условиях семьи.

    Детский дом семейного типа организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей, и с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи, в том числе родных и усыновленных (удочеренных) детей, а с 10 – летнего возраста, только с их согласия.

    Общее количество детей в детском доме семейного типа, включая родных и усыновленных (удочеренных) детей, находящихся в зарегистрированном браке супругов, не должно превышать 12 человек.

    Организаторами детского дома семейного типа не могут быть лица:

    1. находящиеся в кровном родстве с принимаемыми на воспитание детьми;

    2. имеющие заболевания, при наличии которых, нельзя взять детей на воспитание;

    3. лишенные родительских прав или ограниченные судом в родительских правах;

    4. признанные в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными;

    5. отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;

    6. являющиеся бывшими усыновителями, если усыновление отменено судом по их вине.

    Учредитель (учредители) создает детский дом семейного типа при наличии соответствующего заявления супругов, желающих взять на воспитание детей, и заключения органа опеки и попечительства о возможности супругов быть воспитателями.

    Предпочтение отдается супругам, имеющим опыт воспитания детей, работы в детских социальных, образовательных и лечебных учреждениях, являющимся усыновителями или опекунами (попечителями).

    Орган опеки и попечительства по месту нахождения детского дома семейного типа осуществляет контроль за условиями жизни и воспитания детей, охраной их прав и законных интересов, также обеспечивает обучение лиц, желающих взять детей на воспитание.

    На воспитание в детский дом семейного типа передаются дети в возрасте от рождения до 18 лет. Срок пребывания ребенка в детском доме семейного типа определяется в договоре, который заключается между органом опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка и детским домом семейного типа.

    Передача ребенка на воспитание в детский дом семейного типа осуществляется с учетом его мнения (а с 10 – летнего возраста только с его согласия) и согласия администрации образовательного или лечебно – профилактического учреждения, учреждения социальной защиты населения или другого аналогичного учреждения, в котором он находится, а также с согласия воспитателей этого детского дома семейного типа в целях обеспечения психологической совместимости.

    Ребенок, переданный в детский дом семейного типа, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсии (по случаю потери кормильца, инвалидности), другие социальные льготы и гарантии, установленные законодательством Российской Федерации для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    При выходе из детского дома семейного типа или переводе в образовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей или учреждение социальной защиты населения, а также при ликвидации детского дома семейного типа, ребенку выдается справка о пребывании в детском доме семейного типа.

    Медицинское обслуживание детей обеспечивается медицинскими работниками территориального лечебно – профилактического учреждения по месту нахождения детского дома семейного типа.

    Дети обучаются в общеобразовательных учреждениях на общих основаниях.

    Детский дом семейного типа финансируется учредителем (учредителями) исходя из норм обеспечения воспитанников образовательных учреждений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов детского дома семейного типа являются:

    1. Средства учредителя (учредителей).

    2. Имущество, закрепленное за учреждением собственником (уполномоченным или органом).

    3. Добровольные пожертвования физических и юридических лиц.

    4. Другие внебюджетные средства в соответствии с законодательством РФ.

    Воспитатели детского дома семейного типа ведут отчетность по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание детей. Сэкономленные средства в течение года изъятию не подлежат.

    В соответствии со статьей 123 Семейного Кодекса Российской Федерации дети, оставшиеся без попечения родителей подлежат на попечение родителей всех типов и видов. Эта предоставляет широкие полномочия для местных органов управления образованием, согласно которой законами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены и «иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей».

    Основным нормативно – правовым документом, регламентирующим деятельность образовательных учреждений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является Типовое положение об образовательном учреждении для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденное Правительством Российской Федерации от 1 мая 1995 г. № 676. Это же Типовое положение выполняет функции примерного и для других образовательных учреждений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности, негосударственных.

    Появление таких учреждений – результат политики в сфере негосударственного образования в субъектах Российской Федерации. Основными учредителями являются физические и юридические лица.

    Порядок открытия негосударственного учреждения для детей – сирот следующий:

    1. По заявлению одного из учредителей готовиться проект постановления главы администрации района, области, на территории которых создается детский дом, об открытии учреждения.

    2. Учредитель (учредители) назначают директора детского дома на контрактной основе.

    3. Директор детского дома готовит по согласованию с учредителями пакет документов, необходимый для лицензирования учреждения.

    Учитывая специфику негосударственного учреждения, по согласованию учредителей может быть оговорен пол, возраст принимаемых детей, их индивидуальные особенности. Эти и другие положения должны быть отражены, в частности, в Уставе учреждения – одном из главных учредительных документов.

    Негосударственное образовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, комплектуется по согласованию учредителей и органов управления образованием через органы опеки и попечительства городских, районных отделов образования или органы управления образованием субъектов Российской Федерации. Комплектование учреждения детьми осуществляется в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    В Уставе учреждения обязательно должны быть оговорены вопросы приема детей, их вывода (с разрешения только органов опеки и попечительства), выпуска (ответственность за дальнейшую судьбу выпускника в первые годы самостоятельной жизни, обеспечение социальных гарантий не ниже предусмотренных государством).

    Механизм взаимоотношений негосударственного учреждения для детей – сирот и органов управления образованием регулируется Учредительным договором между учредителями и детским домом в том случае, если орган управления образованием является одним из учредителей.

    Орган управления образованием может не быть в числе учредителей негосударственного учреждения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В этом случае отношения органа управления образованием и детского дома определяются Соглашением взаимных обязательств по комплектованию, финансированию, обучению, контролю и помощи, с стороны, и гарантией соблюдения прав и интересов детей, с другой.

    Детские деревни (SOS – Киндердорф) – заведение для воспитания детей – сирот в условиях, приближенных к семейным.

    Детские деревни SOS, в корне отличаются от детских домов. Так как ребята живут в условиях максимально приближенным к семейным.

    В семье шесть – восемь ребят разного возраста. Каждая семья живет в отдельном коттедже. Однако, они не изолированы, они ходят в обычную школу, дружат со сверстниками, занимаются спортом, посещают кружки.

    Требования к претендентам на роль мамы высокие, в частности, она не должна быть замужем или иметь своих детей.

    Как всем мамам, женщине надо будет воспитывать детей и вести домашнее хозяйство. Правда, ей положены выходные, отгулы и отпуск.

    Первая деревня SOS была построена на пожертвования в 1949 году в Австрии. Основатель детских деревень SOS – австрийский
    педагог – гуманист Герман Гмайнер.

    Сейчас они уже есть в 130 странах. В России первая деревня SOS в Томилино, под Москвой в 1996 году. Вторая – в Лаврово под Орлом, и начала работу 2 года спустя. В 2000 году приняла первых воспитанников третья деревня SOS в Пушкине под Санкт – Петербургом.

    На конец 2001 года в домах ребенка находилось 160 чел. детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; на конец 2002 года – 182 человека.

    Дети, нуждающиеся в таких учреждениях, как правило,

    10 % «отказные», 90 % - из семей «группы риска» - лишенные родительских прав, находящиеся в заключении, на лечении в психиатрических больницах, бомжи и т.д.

    В детские дома поступают дети, в основном, по несколько лет скитавшиеся по подвалам, давно утратившие связи с семьей. Подавляющее большинство их приобщилось к алкоголю, табаку, другим вредным привычкам. У них, зачастую, утрачены обычные бытовые навыки, они не придерживаются правил гигиены. В основном, все с нервными расстройствами, повышенной агрессивностью, страдают различными хроническими и кожными заболеваниями, задержкой психического развития.

    Социальные приюты для детей и подростков – специализированные детские заведения стационарного типа, которое представляет собой самостоятельное учреждение или подразделение социально – реабилитационного центра, призванное оказывать социальную, правовую, медико – психолого – педагогическую помощь безнадзорным детям, ограждать их от влияния асоциальной среды, проводит комплекс мер по всесторонней реабилитации и социальной адаптации, дальнейшему жизнеустройству. Приюты создают государственными органами, общественными организациями, их учредителями могут быть и частные лица.

    Центр для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – специальные центры для временного содержания детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 16 лет и оказание содействия в их дальнейшей социальной жизни и передаче на воспитание в семьи граждан.

    Все это, с нашей точки зрения, делает актуальным изучение особенностей психического развития детей, воспитывающихся в детских домах.


    По социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Одной из наиболее привычных форм устройства стало общественно-государственное устройство детей в детском доме. Основные задачи детского дома: создание детям условий для воспитания и получения образования, оказание помощи в выборе профессии, подготовка их к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Осмысление...

    Достойного Человека». 2. Особенности социальной адаптации детей на примере Тарногского детского дома 2.1 Организация и проведение исследования Изучение особенностей социальной адаптации детей Тарногского детского дома. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: 1. Измерить уровень социальной адаптации в Тарногском детском доме в возрасте от 12–17 лет. 2. ...

    Проблемы обездоленных детей: предоставляли им жилище, одежду и питание. Воспитание детей осуществлялось в процессе организации их жизнедеятельности. 1.3 Нормативно-правовая база социально-педагогической поддержки детей-сирот в истории России Социальное сиротство - это тяжелая, неестественная ситуация, когда родители по разным причинам не воспитывают своих детей. На Руси призрение детей - ...

    Однако без соответствующего финансирования. В результате все финансовое бремя по поддержанию приемной семьи (а оно немалое) полностью ложится на местный бюджет. Глава 3. Анализ функционирования семейных детских домов в России и за рубежом 3.1 Западный опыт детских домов семейного типа Социальная адаптация детей-сирот - новая проблема для России. Для Советского Союза ее вроде бы и не...