Комплекс ребенка не разговаривает в детсаду. Ребенок в садике не разговаривает и не бегает

Спрашивает Екатерина
Нашему сыну 3 года и 1 месяц. Ребенок в семье один. Семья полная - мама, папа. В окружении большое количество родственников (бабушки и дедушки). Беременность проходила легко, без осложнений, роды в срок, баллы по шкале Апгар при рождении - 8-9, родовых травм не было. С рождения на смешанном вскармливании, с 3 месяцев - искуственное. Развитие ребенка было нормальным: рано начал ходить, говорить. С 2 лет посещали группу раннего развития, где ему было не интересно со сверстниками, что проявлялось в неучастии в занятиях, капризах, демонстративного ухода с занятий. Преподавателями было принято решение о необходимости перевода в группу к более старшим детишкам, после чего на занятия стал ходить с большим удовольствием и интересом. До настоящего времени с удовольствием посещал детские театры, музеи, детские центры. Ребенок с 1 года находился дома с няней. С 3 лет пошел в детский сад. Адаптация к детскому саду проходит очень тяжело. В течение первой недели оставляли на 2 часа с дальнейшим постепенным увеличением времени пребывания в саду. С этого времени ребенок считает, что его забывают в саду, хотя ему объясняем, что никто и никогда его не забывает, и забирают его одним из первых. Стал писаться во время ночного и дневного сна. Все время просит не отводить его в садик. Приводили различные доводы, начиная от того, как интересно и замечательно в саду до необходимости зарабатывания денег, которые мы потом можем потратить и на игрушки, и конфеты в том числе. На что он отвечает, что ему не нужны игрушки и конфеты. Когда объясняешь, что все уходят на работу и дома в это время никого нет, говорит, что будет один сидеть. Из детского сада постоянно пытается убежать. Утром расстаемся в течение часа с истерикой и горькими слезами. В саду отказывается ходить на музыкальные занятия и в бассейн (сидит в это время один в группе). На вопрос "почему ты не хочешь идти" отвечает "мне не интересно". В группу раннего развития также отказывается ходить. С детьми в группе практически не общается. От походов в театры, музеи, центры категорически отказывается. В выходные дни, приехав в детский клуб, когда он увидел много детей и игровые комнаты, еще в гардеробе разрыдался так, что пришлось уехать. В последнее время даже просто на прогулку на улицу не хочет выходить. Воспитатели в детском саду уделяют ему много внимания, принимают все возможные меры с их стороны для того, чтобы заинтересовать его и облегчить данный процесс. Дома тоже постоянно окружен вниманием. Однако с каждым днем его поведение только усугубляется. Вопрос: как можно помочь ребенку адаптироваться ребенку к детскому саду? Как это может отразиться на психике ребенка (могут ли появиться какие-либо заболевания на фоне постоянного нервного напряжения)? Когда можно делать выводы о том, что ребенок не садовский? Как заинтересовать его (например, походом в детский театр, в детский центр, на занятия)?

Ответ
Екатерина! Определить, что ребенок "не садовский" можно по тяжелому течению адаптации. Признаки сложной адаптации у вашего сынишки налицо. Продолжая насильно приводить его в сад, вы усугубляете состояние тревоги. Советую сделать перерыв, не водить в сад какое-то время. Кстати, увещевания про то, что родителям нужно работать, что необходимы деньги для игрушек и конфет бессполезны, т.к. маленькие дети эгецентричны (что нормально и необходимо для выживания ребенка в нашем сложном мире и становления его личности), им важны в первую очередь собственные эмоции, потребности, сиюминутные желания. Ему грустно и горько именно сейчас, и именно сейчас необходима мама. Период адаптации накладывается на кризисный период (кризис 3х лет - см. ), поэтому все проявления получаются еще острее и тяжелее для ребенка и окружающих. На фоне постоянного нервного напряжения могут появиться самые различные заболевания - от ослабления иммунитета (отсюда многочисленные соматические проявления, частые простуды с осложнениями и т.д.) до психологических проблем - энуреза, страхов, навязчивых состояний (боится, что забудут в саду). Хорошо бы показать малыша психологу (может быть, есть в детском саду или есть в городе психологический центр, при многих поликлиниках также есть детские психологи).

Спрашивает Елена
Я свою девочку перевела в другой садик. Ребенку в октябре будет 4 года. Нас приняли в младшую группу. Т.е. мы второй год будем посещать младшую группу. Цель перевода: это школа-садик, т.е. после окончания садика ребенок будет ходить туда же в начальную школу. В группе детки, которым на 1 сентября уже исполнилось 3 года, и мой ребенок оказался самым старшим. Я очень переживаю, нормально ли это, в этом возрасте полгода-год - это большая разница. Воспитатели строят программу с учетом 3-х леток, им дают задания, которые моему ребенку уже не интересны. Я на распутье, не знаю что делать, просить воспитателей давать более сложные задания или возвращаться в старый садик в среднюю группу. Переводить в среднюю группу в этом садике боюсь, потому что дочка только привыкла немного и снова перевод - это очередная травма. Помогите советом, может, я зря переживаю? Спасибо.

Ответ
Елена! Необходимо учитывать особенности развития дочки - если она развитая девочка и ей действительно неинтересны занятия для малышей, если в группе нет ее сверстников, лучше перевести в этом саду в другую группу. Просить воспитателей давать более сложные задания и давать дополнительную нагрузку можно, но трудновыполнимо и практически бессполезно - они работают по программе, расчитанной на определенный возраст, обучение детей строится на подражании взрослому и друг другу, т.е. Ваша девочка будет подражать мадышам и может "скатиться" на их уровень. Странно, что Вы не подумали об этом раньше, когда соглашались на обучение дочки в группе малышей. Другое дело, если девочка по уровню развития приближается к трехлеткам, тогда ей бдет интересно и познавательно находиться именно в этой группе, а в более старшей - тяжело.

Спрашивает Алена
Моему ребенку 3,5 года. Семья у нас полная. Он у нас любимый и единственный ребенок в семье. В садик он пошел в ясельную группу в 1,3. Пошел очень хорошо, не плакал, мы, естественно, этому все очень радовались, но возникла проблема, оказалось, что он не общается (не разговаривает) ни с детьми, ни с воспитателями. Дома "на ушах стоит", болтает, играет, балуется, а как только видит чужого человека, замыкается и ни одного слова ни проронит. В этом году пошел в младшую группу садика, прошло 2 месяца, а он ни с кем так и не говорит. Воспитатель сказала, что за 30 лет у неё первый такой ребенок. Что делать, даже не знаю. Если сможете, напишите ответ. Спасибо!

Ответ
Алена! Прежде всего необходимо исключить задержку психического развития и аутизм у ребенка, для этого нужно показаться детскому психологу (причем опытному, чтобы смог установить контакт с ребенком) - поведение дома кажется вам привычным и потому естественным, а специалист, задав ряд вопросов, может заметить проблемы. Если малыш здоров (я надеюсь, что это так) нужно ждать и наблюдать - может быть он предпочитает наблюдать со стороны за детьми, может быть стесняется и ему необходима помощь взрослого, чтобы включиться в общую игру (в возрасте до 4х лет такое случается часто), может быть он застенчив по натуре (см. на эту тему). Как долго длится такое его состояние (первые минуты встречи с незнакомым человеком, 10-15 минут, все время, замыкается, если на него обращают повышенное внимание...) - все это имеет значение.

Материал подготовлен специально
для детского портала
и опубликован 2 ноября 2006 г.

Моей внучке 3года.Она не хочет разговаривать в детском саду.Воспитатели все время об этом говорят и отправляют к неврологу. У врача мы были и даже не у одного. Все говорят что ребенок здоров.Дома она совсем другая все говорит,стишки рассказывает,все спрашивает, танцует.Когда я сказала воспитателю, что она не может найти к ней подход, она ответила, что ко всем нашла, а к одной не может найти.Но наверно так и есть? Посоветуйте как себя вести.Она вообще девочка немного стеснительная и не с каждым будет говорить.

Здравствуйте, Марина.

Ребенок отличается от взрослого не тем, что меньше понимает, а только тем, что у него другие средства выражения себя. Он говорит не словами, а поступками. Тот факт, что Ваша дочь в садике не хочет разговаривать, имеет причину. И, на мой взгляд, ограничиться объяснением "это воспитательница не нашла с ней общий язык", недостаточно. Нужно задать вопрос: "Что этим хочет сказать Ваша дочь? Что случилось?" Возможно, она таким образом хочет отгородиться от того, что происходит в садике? Может быть, она хочет таким способом вернуться домой? Может быть, не разговаривая, она хочет стать тем самым "маленькой", вернуться в то время, когда она еще не умела говорить, чтобы добиться внимания и любви , которых ей не хватает в садике?"

Вы можете поговорить об этом с Вашей дочерью. Только не нужно это делать, находясь во власти сильных чувств, а также не стоит пытаться с помощью этого разговора вынудить ее поступать так, как Вам хочется. Целью этого разговора является понимание: "Что происходит? Чего Ваша дочь хочет добиться таким образом? Что ее к этому вынудило?". Можно, например, сказать: "Я вижу, что ты не хочешь разговарить в детском саду. Но я знаю, как ты хорошоо разговариваешь дома. Может быть, ты этим.... (здесь Вы словами формулируете причину, о которой удалось догадаться по ее поведению или еще как-то)". И далее можно сказать: "Садик отличается от дома тем, что там нет мамы и папы, зато есть дети, с которыми можно играть и воспитатели, которые могут тебя многому научить. В жизни нам приходится многому учиться, и это хорошо. Это делает нашу жизнь интереснее, а нас сильнее. Отказываясь разговаривать, ты отказываешься становиться взрослой, сильной и самостоятельной. Думаю, это не в твоих интересах. Может быть, можно твою пробему решить как-то иначе? Я хочу тебе в этом помочь, а ты помоги мне тебя понять и помочь тебе. Ведь я тебя очень люблю".

Вообще, с детьми - с самого раннего возраста - очень важно разговаривать. Объясняя им, что происходит и почему. Без обмана, честно. Если у Вас самой не получится решить эту проблему, Вы можете обратиться за помощью к детскому психологу .

Всего доброго,

Кувшинов Александр Викторович, психолог-психоаналитик, Санкт-Петербург

Хороший ответ 4 Плохой ответ 0

Здравствуйте, Марина.

В Вашем письме нет очень для меня важной информации- сколько времени девочка ходит в садик. Если предположить, что Ваша внучка пошла в садик недавно, то возможно, что у неё ещё не закончился период адаптации. Тогда мне нужно знать- когда она пошла в садик, как ведёт себя с этого момента- не нарушен ли аппетит, сон , не появились ли какие-нибудь страхи , энурез, не стала ли внучка более "нервной", не плачет ли по пустякам...много разных вопросов, которые могли бы сделать предположение- почему ребёнок не разговаривает в саду.

Также очень важно, С КЕМ она не разговаривает- со всеми педагогами или с одним, играет ли с детьми, выполняет ли задания на занятиях или нет. Общается ли она с воспитателем в присутствии мамы или бабушки или вообще никогда.

Также важно, были ли когда- нибудь такие случаи, когда девочка уже отказывалась с кем-либо общаться.

Хочу сказать, Вам, Марина, что описанный Вами случай вызывает у меня определённую тревогу, ибо я сталкивалась с детьми, страдающими избирательным мутизмом - симптоматика при этом примерно такая же. А это вобщем- то психиатрический диагноз и если это так- чем раньше Вы обратитесь к доктору, тем лучше. Обычно в таких случаях (у меня в практике такое было 2 раза) я веду ребёнка совместно с психиатром. Со стороны невролога может и не быть никакой патологии, этот специалист занимается функциями нервной системы и рефлексами, а не психикой и поведением. Поэтому если доктор- то именно психиатр. И обязательно детский. При ведении таких детей я беру на себя функцию игровой терапии, опосредованной социализации ребёнка, а доктор- медикаментозной поддержки и оценки рисков. Важно, чтобы доктор, психолог и родители действовали согласовано. Сразу скажу- терапия бывает обычно довольно длительной. Но если её не проводить (я говорю о мутизме), то симптоматика со временем может углубляться и расширяться. Например, в зону отчуждения без особых видимых причин могут попасть родственники, учитель, другие нужные ребёнку люди. И если воспитатель как-то может справиться с ситуацией, то в школе это как правило перевод на домашнее обучение (что не улучшает социализированности ребёнка и лишает его очень важных контактов со сверстниками).

А воспитатель, я думаю, и правда здесь может быть ни при чём.

Если у Вас есть возможность- приходите ко мне на очную консультацию.

Побединская Ирина, Спб.

Хороший ответ 9 Плохой ответ 1

Детство – время открытий, знакомства с неизвестным миром и новыми людьми. Но некоторым малышам больше нравится сидеть за телевизором или , чем гулять с друзьями. Выходя на прогулку, они отводят мамочек подальше от игровых площадок и песочниц. И в детском саду такие дети не играют, а стоят в сторонке. Почему ребенок ни с кем не дружит и как помочь ему социализироваться?

Нарушение социализации – когда стоит волноваться?

Отсутствие социальных контактов у детей обязано встревожить любого родителя. Однако отдельных мам и пап устраивает ребенок-одиночка, потому что он удобен. Все время на виду, а не пропадает с приятелями, от которых может набраться вредных привычек. Занят домашними делами, а не висит на телефоне. Не приводит домой шумных сверстников, после которых начинается приступ мигрени. Случается, что взрослые сами невольно изолируют малыша из-за постоянной тревоги и страхов. Хорошо ли это? Конечно, нет!

Нежелание взаимодействовать со своим окружением – тревожный звоночек. Не секрет, что от умения общаться со сверстниками зависит дальнейшая жизнь: личные и профессиональные успехи, достижение карьерных высот. По каким признакам можно догадаться, что ваше чадо одиноко и имеет серьезные проблемы с общением?

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

  • Ребенок постоянно жалуется, что ребята в садике или школе не желают с ним играть, дружить и даже смеются над ним. Кстати, подобных признаний вы не услышите от застенчивых и замкнутых детей.
  • Стоит приглядеться внимательнее к поведению на детской площадке. Малыш может бегать, качаться на качелях, строить замок из песка, но при этом не контактирует другими детками или, наоборот, устраивает многочисленные конфликты.
  • Своеобразная изолированность особенно заметна в группе или классе, где дети проводят вместе большую часть дня. Присмотритесь, с кем общается ваш ребенок, просит ли он кого-то о помощи. На утренниках отмечайте, насколько он активен, выбирают ли его одногруппники в пару для танцев и конкурсов.
  • Маленький нелюдим не горит желанием рассказывать о детсадовских приятелях, вам приходится буквально вытягивать из него эту информацию. Он не страдает от отсутствия друзей, крайне неохотно выходит на улицу, любит оставаться дома на выходные и играть в одиночестве.
  • Ребенок с большой неохотой ходит в сад или школу, стараясь найти любую лазейку, чтобы их не посещать. Возвращается же он из школы/садика расстроенным и нервным. На любые расспросы отвечает уклончиво: «Я не хочу говорить про садик» .
  • День рождения превращается в действительно грустный праздник без одноклассников. Кстати, они также не хотят его видеть на собственном торжестве.

Безусловно, бывают дети, не особо нуждающиеся в компании – например, интроверты или так называемые вундеркинды. Они самодостаточны и любое вмешательство во взаимоотношения со сверстниками воспринимают в штыки. И все же, если вы отметили тревожные сигналы, говорящие о серьезных сложностях в общении, принимайте все необходимые меры для лучшей социализации ребенка.

Пытаясь наладить взаимоотношения своего ребенка со сверстниками, будьте предельно тактичны: не принуждайте его дружить с кем-то, не навязывайте общение с другими детками. Помните, неосторожное вмешательство в личное жизненное пространство может привести к нежелательным последствиям.

Возраст ребёнка: 4г.5мес.

Ребенок не разговаривает с воспитателями в детском саду

Моя дочь (4г. 5 мес) ходит в детский сад. Проблема в том, что она категорически отказывается там разговаривать с воспитателями. Когда я ее спрашиваю почему так, говорит, что не хочет там разговаривать и все. С другими взрослыми та же самая ситуация, пока не привыкнет.

Психолог говорит, не надо настаивать, сама заговорит, но ведь уже второй год пошел как ходим в сад, а сдвигов никаких. На днях было очередное собрание, на котором сказали, что с дочерью не могут проводить занятия, т. к. она молчит и не отвечает, иногда только шепчет. Из чего был сделан вывод одним из воспитателей, что мой ребёнок нечего не знает, что скорее всего её надо переводить в младшую группу. Но ведь дома же мы занимаемся, она всё говорит и делает правильно. Ходим на развивающие занятия, которые ведёт школьный психолог, а она вот считает, что ребёнок просто застенчивый. На занятиях отвечает шёпотом.
Были у психолога. Проведя тестирование, она сказала, что девочка развита по возрасту, не замкнута, хорошо идёт на контакт. Как только я прихожу за ней в сад, из тихого ребёнка она превращается в активного. Дома и поёт и танцует, стихи рассказывает, математикой занимается и прочее. За пределами детсада она совершенно другая, легко знакомится с ребятами на улице, очень активная. В чем проблема не могу понять.
Подскажите, как быть, и как помочь девочке переступить этот барьер?

Анна

Добрый день!

Подобные перемены в поведении ребенка - от застенчивости до активности – связаны с его отношением к взрослым людям. С теми, кто вызывает у ребенка ощущение комфорта и безопасности, девочка ведет себя вполне уверенно и открыто. И наоборот – чем труднее осуществляется взаимодействие с взрослым, тем дискомфортнее чувствует себя ребенок.
Возможно, также, что возникшая трудность связана с тем, что ребенок тяжело адаптировался к обучению в детском саду. Такие проявления, как "молчит, не отвечает" говорят не столько о наличии застенчивости или тревожности у ребенка, а характеризуют способ его защиты. Самое оптимальное решение сложности, возникшей у Вас, связано с поиском такого воспитателя, который поможет девочке почувствовать себя комфортно. По возможности, попробуйте забрать ребенка из детского сада на какое-то время. Рассмотрите варианты иных занятий: в группе кратковременного пребывания; в группе, предполагающей присутствие родителей; в форме индивидуальных занятий. Главной задачей сейчас является помощь дочке в закреплении ощущения того, что окружающий мир дружелюбен и приветлив.
Помните также, что деятельность педагогических работников напрямую связана с подбором индивидуальной стратегии взаимодействия с каждым ребенком. А потому жалобы сотрудников детского сада на то, что девочка не контактна, как минимум, не обоснованы. Поэтому постарайтесь найти среди педагогов союзника, который обладает достаточным практическим опытом в решении возникшей сложности.