По уходу за престарелым достигшим 80 лет. Пенсия по уходу за престарелыми родителями

Пожилые люди – уязвимая категория населения, которая постоянно нуждается в помощи. Нужно не только ходить в аптеку за лекарствами или покупать продукты – за ними надо смотреть постоянно, поскольку здоровье у многих стариков оставляет желать лучшего. Дети или внуки не могут все время находиться с родителями, дедушками и бабушками. Поэтому и возникает необходимость найти людей, которые специализируются по уходу за пожилыми людьми. Многие люди интересуются, кто может получить пособие по уходу за пожилым человеком? Учитывая, что никто не хочет работать бесплатно, государство человеку, присматривающему за людьми старше 60-80 лет, установило специальное пособие по уходу за пожилыми.

Кто может получать пособие по уходу за пожилыми?

Необходимо рассмотреть, как оформить пособие и для каких групп населения положены подобные выплаты. Узнать об этом можно в Пенсионном фонде или органах социальной защиты населения.

Правительство установило, что в постоянном присмотре со стороны опекунов нуждаются такие группы населения, как:

  1. Люди, которым присвоена первая категория инвалидности.
  2. Дети, имеющие инвалидность, и находящиеся на попечении родителей.
  3. Пенсионеры, которые достигли 80-летнего возраста.

Ухаживать за такими людьми должны только специалисты, поскольку часто возникают ситуации, когда нужно оказывать медицинскую помощь. Не все способны справиться с такой ответственностью, поэтому лучше нанимать на работу профессионалов. Пособие по уходу за пожилым человеком не очень большое, но получать его люди, которые присматривают за дедушками и бабушками, обязаны.

Есть один существенный нюанс. Компенсация выплачивается каждый месяц, но не на руки опекуну, а включается в пенсию нуждающегося в уходе. И уже потом пожилой человек должен передать деньги тому, кто за ним ухаживает. Никаких дополнительных налогов платить не нужно

Получать пособие по уходу за престарелыми людьми могут не все, а только те категории граждан, которые установлены законодательством:

  1. Ухаживающие за пенсионерами должны быть безработными. Это означает, что постоянного источника дохода у них не может быть или они работают без официального оформления в том или ином учреждении.
  2. Люди не должны стоять на учете в центре занятости, получать пособие по безработице или пенсионные выплаты.
  3. Люди, которые специализируются по уходу за престарелыми, должны быть трудоспособными. В противном случае работать с пожилым человеком будет непросто.
  4. Опекуны должны быть совершеннолетними.

Если человек ухаживает сразу за несколькими людьми пожилого возраста, то компенсации оформляются отдельно на каждого из них. Пособия выплачиваются по отдельности. Уход за людьми преклонного возраста вносится в страховой стаж. За каждый год присмотра за пенсионером начисляются 1,8 пенсионных балла.

Выплаты по уходу могут получать и родственники, и посторонние люди. Никаких законодательных и нормативных ограничений в этом плане нет. Размер компенсаций, предусмотренных для тех, кто ухаживает за пенсионерами, не определяется степенью родственных или неродственных отношений. Размеры пособия установлены государством, поэтому изменить их невозможно (если только такие социальные выплаты не будут повышены правительством).

Как оформить пособие?

Оформление пособий и их выплату осуществляет Пенсионный фонд. Именно туда надо относить собранные документы. Компенсационная выплата имеет разное значение для той или иной группы людей, за которыми необходимо ухаживать. Размеры выплат выглядят следующим образом:

  1. 1,2 тыс. рублей получает опекун по уходу за инвалидом первой группы, пожилыми людьми, которым положено пребывание в стационаре, в лечебном учреждении и которые требуют постоянного присмотра (обычно это характерно для людей, достигших 80 лет).
  2. 1,2 тыс. рублей должны получать родители, ухаживающие за детьми-инвалидами, которые не достигли 18 лет. Такой же размер выплат установлен для людей, которые получили инвалидность с детства, если они находятся на попечении других людей (не родственников).
  3. 5,5 тыс. рублей должны получать люди, которые осуществляют уход за детьми-инвалидами или инвалидами с детства первой категории, но только если за ними присматривают родители, усыновители, опекуны или попечители.

Данный вид пособия дополняется районными коэффициентами компенсаций.
Есть и подводные камни, о которых человек, решающийся на уход за престарелым, должен знать обязательно. Это ограничения, из-за которых получать пособия становится невозможным:

  1. Пенсионер или опекун уходят из жизни.
  2. Люди пропадают без вести.
  3. Человек, за которым осуществляется уход, обращается в органы социальной защиты, заявляя, что ему не предоставляют должную помощь.
  4. Опекун выходит на пенсию.
  5. Человек оформляет пособие как безработный.
  6. Опекун находит постоянную работу и устраивается на нее официально.
  7. Пожилого человека родственники решают поместить в дом престарелых или другое социальное учреждение.

Если хоть какая-либо из перечисленных причин наступает, то одна из сторон должна уведомить об этом сотрудников Пенсионного фонда. Сделать это надо в течение 15 дней (срок установлен законодательством). В противном случае придется возвращать средства государству через суд.

Для людей, которые ухаживают за людьми, установлен определенный порядок действий, которого они должны придерживаться. Среди особенностей стоит отметить следующие:

  1. Нужно пройти процесс определения того, полагается выплата опекуну или нет. Это означает, что работники Пенсионного фонда будут проверять, опекаемая сторона работает или нет, имеет ли официальные источники доходов, получает или нет пособие по безработице и т. д.
  2. Собрать пакет бумаг, на основании которых и будет проводиться выплата компенсации по уходу.

Какие документы надо предоставить?

Процесс оформления социального пособия по уходу за пожилым человеком не является сложным, поскольку необходимо собрать стандартный пакет документов. К ним относятся:

  1. Паспорта граждан Российской Федерации, которые должны подтвердить личности людей, как опекуна, так и пенсионера.
  2. Свидетельство о том, что человек является трудоспособным и может заниматься уходом.
  3. Трудовая книжка, в которой не должно быть записей о приеме на работу.
  4. Справка, которую выдает центр занятости. В документе должно быть указано, что будущий опекун не состоит на учете и не получает никаких компенсационных выплат от государства.
  5. Выписка из Пенсионного фонда о том, что человек не получает пенсию (касается того, кто будет оказывать уход за людьми преклонного возраста).
  6. Различные справки, выписки, документы из больницы и медицинских учреждений, которые подтвердят, что человеку необходима постоянная помощь и опека со стороны специалиста.

В обязательном порядке к пакету бумаг прилагается заявление от пенсионера. Сделать это должен сам человек, которому необходима постоянная помощь, поэтому ему нужно сходить в Пенсионный фонд и написать заявление. Для этого существует специальный бланк установленного образца. Там же есть примеры того, как заполнять подобные бумаги. На заявлении надо ставить дату начала работы с конкретным опекуном, а также адрес жилья, где пенсионер проживает. Согласие о присмотре и оказании помощи должен написать и сам опекун.

Каков срок рассмотрения заявления?

Согласно правилам, установленным законодательством, срок рассмотрения бумаг составляет 10 дней, по истечении которых и принимается решение относительно назначения компенсационных выплат ухаживающему.
Если не хватает бумаг, одной или нескольких, то не нужно переживать. Сотрудники Пенсионного фонда всегда идут навстречу людям, которые хотят помогать пожилым. На то, чтобы получить нужные справки или выписки и снова подать их в Пенсионный фонд, есть 3 месяца. За это время заявители должны еще раз проверить перечень документов, устранить все неточности, обнаруженные сотрудниками учреждения.

Иногда Пенсионный фонд отказывает заявителям. В этом случае должно быть составлено письменное уведомление, в котором указаны причины отказа. Человек, который хочет стать опекуном, должен получить уведомление в течение 10 дней. Обычно оповещение подобного рода приходит заказным письмом.

Если пенсионер по ряду жизненных обстоятельств переезжает в другой город, то выплаты продолжаются на новом месте жительства. Но только в том случае, если опекун переезжает с пожилым человеком. Чтобы продолжать такой вид сотрудничества, ухаживающий обязан сходить в Пенсионный фонд и написать соответствующее заявление.

Компенсационная выплата неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами

Неработающему трудоспособному гражданину, который осуществляет уход за нетрудоспособным гражданином (инвалидом 1 группы, за исключением инвалидов с детства 1 группы, а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет), независимо от их совместного проживания и от того, является ли он членом его семьи, устанавливается ежемесячная компенсационная выплата.

Размер компенсационной выплаты составляет 1200 рублей. Выплата производится вместе с пенсией, назначенной нетрудоспособному гражданину.

Ежемесячная выплата лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства 1 группы

Родителям (усыновителям), опекунам (попечителям) и другим лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства 1 группы, устанавливается ежемесячная выплата.

Размер ежемесячной выплаты составляет:

  • родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю) - 5500 рублей;
  • другим лицам - 1200 рублей.

Компенсационная или ежемесячная выплата назначается с месяца, в котором гражданин, осуществляющий уход, обратился за ее назначением с заявлением и всеми необходимыми документами в орган, производящий назначение и выплату пенсии гражданину, за которым осуществляется уход, но не ранее дня возникновения права на указанную выплату.

Для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, указанный размер компенсационных и ежемесячных выплат увеличивается на соответствующий районный коэффициент.

Период ухода засчитывается лицу, осуществляющему уход за инвалидом 1 группы, ребенком-инвалидом и лицом, достигшим возраста 80 лет, в страховой стаж в размере 1,8 пенсионных баллов за каждый год ухода. Это позволяет ухаживающему лицу формировать свои пенсионные права для получения страховой пенсии.

Компенсационная и ежемесячная выплата по уходу назначается одному неработающему трудоспособному лицу в отношении каждого нетрудоспособного гражданина, ребенка-инвалида или инвалида с детства 1 группы на период осуществления ухода за ним. Пенсионеры и лица, получающие пособие по безработице, права на компенсационную и ежемесячную выплату не имеют, поскольку уже являются получателями социального обеспечения в виде пенсии или пособия по безработице, установленных им в целях компенсации утраченного заработка или иного дохода

Компенсационная и ежемесячная выплаты производятся вместе с пенсией, назначенной нетрудоспособному гражданину, ребенку-инвалиду или инвалиду с детства 1 группы.

ВАЖНО! В случае прекращения ухода, выхода на работу или начала осуществления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж, назначения пенсии, пособия по безработице гражданин, осуществляющий уход, обязан самостоятельно в течение 5 дней известить об этом ПФР, чтобы своевременно прекратить осуществление компенсационной или ежемесячной выплаты. В противном случае гражданину придется вернуть в ПФР неправомерно полученные денежные средства.

Люди преклонного возраста нуждаются в тщательном ухаживании с соблюдением установленных норм и правил. В 75 лет человек уже считается беспомощным, поэтому ему нужна чуткость и забота со стороны окружающих. Однако далеко не все знают, что уход за престарелыми гражданами оплачивается государством. При каких условиях можно получить это право и каким образом его оформить, вы узнаете в данной статье.

Пособие по уходу за нетрудоспособным гражданином пенсионного возраста регламентируется несколькими документами. Это предусмотрено: Указом Президента РФ № 1455 «О компенсационных выплатах», Постановлением Правительства РФ № 343 «О ежемесячных компенсационных выплатах». В 2008-м году Президентом России был принят Указ № 774 «О дополнительных мерах социальной поддержки». Согласно этому указу с первого июля 2008 года компенсация увеличивается с 500-ста до 1200-ти рублей ежемесячно.

Эти пособия выплачиваются тем трудоспособным, но неработающим лицам, которые ухаживают и досматривают за пенсионерами (от 80-ти лет), больными, инвалидами первой группы, а также детьми-инвалидами, не достигшими 18-ти лет. Установленные указы предусматривают выплату пособий именно трудоспособным гражданам, не работающим по любой другой причине и не получающим пособие по безработице. Данные документы не подразумевают факта совместного проживания или же наличия родственных связей. Ухаживающий гражданин может распоряжаться полученными деньгами так, как он посчитает нужным.

Также нужно отметить, что сумма выплат по уходу за пенсионерами зависит от того, за сколькими нетрудоспособными гражданами вы ухаживаете. К примеру, если у вас на содержании три пенсионера, то государственная оплата будет в трёхкратном размере – 3600 рублей (1200*3). По вопросам установления и документального оформления пособий по уходу за людьми преклонного возраста обращайтесь в государственное территориальное отделение Пенсионного фонда РФ, в котором данный гражданин получает пенсионные выплаты.

Какие же документы необходимы для того, чтобы оформить уход за нетрудоспособными и пенсионерами?! Вам нужно собрать такой пакет документов:

  • Паспорт (в данном случае ваш).
  • Заявление (составлено вами, в котором вы прописываете дату начала по уходу за нетрудоспособным лицом).
  • Паспорт (в данном случае того, за которым вы будете ухаживать).
  • Заявление (составлено нетрудоспособным гражданином, в котором он даёт своё согласие на уход с вашей стороны. В случае с уходом за ребёнком-инвалидом, которому ещё не исполнилось 14-ть лет, за него составляет и подписывает заявление его законный представитель).
  • Трудовая книжка (в данном случае ваша. Она нужна для того, чтобы убедиться в том, что вы не имеете работы).
  • Справка с центра занятости (в данном случае ваша. Фиксирует отсутствие денежных выплат по безработице).
  • Справка из Пенсионного Фонда РФ (в данном случае ваша. Фиксирует отсутствие пенсии).
  • Трудовая книжка (в данном случае нетрудоспособного человека, за которым вы будете ухаживать).
  • Справка, которая указывает на инвалидность 1-й группы.
  • Заключение медицинской службы (престарелых лиц или же ребёнка-инвалида, не достигшего 18-ти лет).

При наличии всех этих документов мы можете становиться на учёт и ежемесячно получать денежное пособие.

По мере приближения к пожилому возрасту самостоятельный уход становится проблемой. В редких случаях они в состоянии поддерживать необходимый уровень бытового комфорта, не прибегая к помощи посторонних лиц. Уход за лицами старше 80 лет переходит к родственникам и посторонним лицам, готовым взять на себя ответственность за приобретение необходимых медикаментов, продуктов, досуг и реализацию базовых и дополнительных потребностей подопечных.

Не все информированы о том, что граждане, которые добровольно берут на себя подобные обязательства, получают дополнительные компенсации из бюджета. В данном материале подробно рассматриваются условия, при которых реализуется данная программа: документы, порядок начисления, размер и условия получения. В отдельном разделе рассматриваются особенности перехода опекунства – процедуры, тесно связанной с присмотром за пожилыми.

Если за человеком старше 80 лет присматривает опекун и стороны оформили компенсацию, ежемесячно на счет пенсионера поступает сумма в размере 1200 рублей, после чего он самостоятельно передает денежные средства помощнику.

Оплата в виде надбавки защищает пожилых от мошенников, уклоняющихся от обязанностей после получения денежных средств.

Если граждане проживают в районах со сложными климатическими условиями, компенсация вырастет пропорционально районному коэффициенту.

Допустим, пенсионер и его опекун находятся в Тюменской области, где районный коэффициент установлен на уровне 1,6. Для проживающих в данном субъекте РФ компенсация вырастет со стандартного уровня до 1200 рублей x 1,6 = 1920 рублей.

Следует помнить о том, что при уходе за пожилыми компенсации, поступающие из бюджета, не индексируются – если государство не примет решения о том, чтобы увеличить указанный размер платежей, они остаются фиксированными. Никакие дополнительные налоги на полученные суммы не начисляются. На суммы выплат не влияет наличие родственных связей с опекуном.

Безусловно, сумма компенсации не способна покрыть затраты на покупки и оказание услуг в пользу престарелого лица. Она имеет статус прибавки и посильной материальной помощи со стороны государства.

При желании подопечный может назначить опекуну большую сумму в сравнении с той, что положена по закону.

Требования к подопечному

Особых условий получения помощника не предполагается в связи с тем, что при дожитии до 80 лет люди имеют законное право на предоставление и выбор помощника. Исключением является получение гражданином более одной пенсии – например, по старости и в связи с наличием стажа в силовых структурах. Официальное трудоустройство на момент вхождения в данную возрастную группу также может препятствовать получению опекунства.

Помимо указанной возрастной группы, на опекунство могут претендовать:

  1. Инвалиды и пожилые люди, которые не могут обеспечить себе нормальный уход в силу психических расстройств. Для того, чтобы назначить опекуна, судья рассматривает представленные медицинские документы, главной из которых является справка о состоянии пациента психоневрологического диспансера. Заключение договора с таким лицом производится после поступления официального заявления в органы опеки и попечительства.
  2. Престарелые лица с осложненным физическим состоянием, препятствующим самостоятельному уходу, после прохождения медицинской комиссии могут выступить в органах опеки с заявлением на патронаж. Туда же должен подать заявление потенциальный попечитель. Также опека получает от сторон проект договора, позволяющий регулировать права и обязанности обеих.

Кто может получить статус опекуна?

Законодательство выдвигает определенные требования к гражданам, которые могут и хотят ухаживать за престарелыми людьми на материальной основе с получением компенсационного платежа. Они включают в себя следующие пункты:

  1. Постоянная прописка в РФ.
  2. Нахождение в трудоспособном возрасте.
  3. Отсутствие официальной работы, в том числе по договору подряда, а также статуса предпринимателя (последнее подтверждается в Пенсионном фонде, куда не поступают страховые взносы), самозанятости в сферах юридических, охранных услуг, и т.д. Для получения компенсации приостановления предпринимательской деятельности недостаточно – на выплату можно рассчитывать лишь с ее полным прекращением с получением соответствующего документа.
  4. Отсутствие в списках службы занятости.
  5. Согласие человека, за которым будут ухаживать, так как именно он будет отдавать дополнительную часть пенсионного дохода помощнику.
  6. Документальное подтверждение отсутствия социального пособия или пенсии, которые выплачивает государство, а также как страховки от несчастных случаев на производстве и профессиональных недугов, ежемесячной выплаты государственных служащим и пособия по безработице.
  7. Отсутствие прохождения срочной службы в рядах российской армии.

Пункт об отсутствии социальных пособий и пенсий очень важен, так как компенсация имеет социальное назначение, а при наличии источника дохода в виде бюджетных отчислений государство выполняет данную функцию повторно, чего не должно наблюдаться. Аналогичная ситуация складывается с прочими доходами. Если после оформления ухода за пожилым человеком помощник устраивается на работу, он обязан незамедлительно уведомить об этом Пенсионный Фонд, после чего выплаты в его пользу прекращаются.

Под постоянным уходом за пожилым лицом подразумевается помощь в осуществлении одной или нескольких потребностей: к ним относятся поддержание гигиены, одевание, пищевой режим, осуществление физиологических потребностей, и т.д. В этой связи логичным выглядит предположение, что для ухода за престарелым человеком гражданин вынужден не работать и всё свободное время уделять опекуну.

Для оформления пособия не является обязательным проживание пенсионера и ухаживающего за ним лица в одной квартире, комнате или доме. Достаточно регистрации в одном населенном пункте (городе, поселке городского типа, селе). Если тот, за кем ухаживают, оказывается с опекуном в разных населенных пунктах, назначение пособия регулируется специальной Комиссией, которая проходит по месту жительства пенсионера. Решение по данному вопросу принимается в течение 10 дней при наличии всех необходимых документов. Если специалисты предъявляют запросы на дополнительные сведения, сроки могут затянуться до 30 дней.

Наличие родственных связей также не является обязательным фактором, чтобы оформить опеку и получать компенсационные выплаты.

Возраст тех, кто оказывает помощь пожилым, не может быть младше 16 лет. Это связано с тем, что между двумя сторонами действует социальный договор, который с точки зрения законодательства выполняет функции трудовых отношений. Лицо, не достигшее 16 лет, работать и иметь трудовые доходы не могут.

Исключение из данного правила относится к стипендиям, но они не могут быть приравнены к доходам.

В законодательной практике возникают ситуации, когда трудовые договоры могут заключаться с лицами от 14 лет. Условия для их реализации – положительная реакция родителей или опекунов, отсутствие препятствий со стороны опеки, которые объясняются потенциальным вредом для обучения и здоровья несовершеннолетнего.

Важное замечание – выполнение обязанностей носит в данном случае облегченный характер. Назначить помощником могут только к дееспособному человеку после сбора необходимых документов. В целом это является положительным моментом, так как достаточно активным пенсионеров пригодятся помощники в лице нетрудоустроенных несовершеннолетних внуков и их друзей.

Ухаживать за пожилым могут следующие лица:

  1. Домохозяйка.
  2. Официально нетрудоустроенный фрилансер со свободным графиком.
  3. Женщина, которой перечисляют пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет без сохранения рабочего места. Этот платеж находится в ведении Управления социальной защиты населения.
  4. Студент ВУЗА или ССУЗА. Это возможно, так как обучение не может быть приравнено к трудоустройству, а стипендия не относится к группе социальных пособий.

Среди указанных категорий населения пожилым людям следует искать себе помощников, если по тем или иным причинам на это не могут решиться дети и прочие родственники (в том числе по причине одиночества престарелого гражданина). Если родственники у престарелого человека есть, они обязаны подписать согласие и заверить его нотариально, указав в тексте все подробности ухода за ним.

Опекунов нельзя искать среди работников органов социальной защиты.

Если присматривают не за одним человеком

Когда гражданин чувствует, что справится с уходом за несколькими пожилыми людьми, пособие оформляется для каждого. Ставка материального пособия умножается на их численность.

Например, если подопечных у помощника трое, и возраст их составляет 80 лет и более, его ждет тройная компенсация.

Ухаживая за несколькими подопечными, опекуны взаимодействуют с отделениями Пенсионного Фонда, которые отвечают за обеспечение каждого опекаемого – вполне допустимо, что эти отделения окажутся в разных районах.

Периоды стажа

Уход за людьми престарелого возраста положительно влияет на длительность страхового стажа. Помимо официального трудоустройства, каждый полный календарный год ухода также включается в данный период с коэффициентом, равным 1,8 пенсионных баллов. Если гражданин организовал уход за двумя больными, находящимися в домашних условиях без возможности самостоятельного передвижения, стаж начисляется так, как будто по факту он ухаживает за одним человеком.

Данные периоды подтверждаются сведениями индивидуального учета, находящимися в тех органах, которые курируют пенсионное обеспечение конкретного гражданина.

Для опекунов лиц, перешагнувших 80-летний рубеж, стаж растет при наличии трудового периода любой продолжительности до и после указанного срока. Кроме того, такой страховой стаж влияет только на саму возможность иметь пенсионное обеспечение, но не на его размер.

Пенсионные баллы начисляются на основании официально заключенного договора между опекуном и его подопечным. Без его предоставления сотрудник Пенсионного Фонда не сможет увеличить стаж.

Обязанности человека, присматривающего за престарелым

Гражданин, который обеспечивает уход в пользу одного или нескольких престарелых лиц, должен владеть информацией об обязанностях:

  1. Помощник реализует оплату счетов (в том числе платит за коммунальные услуги, НДФЛ при необходимости).
  2. Помощник приобретает по просьбе подопечного набор продуктов, лекарств, совершает покупки из группы средств личной гигиены и прочих базовых вещей.
  3. Помощник помогает в бытовых вопросах.
  4. Помощник обязан следить за тем, чтобы подопечный получал надлежащий уход.
  5. Если необходимо, помощник выходит на защиту прав и интересов подопечного.
  6. При возникновении потребности в осуществлении финансовых операций в интересах подопечного помощник берет на себя такую ответственность, используя доверенность.
  7. Помощник должен следить за биомаркерами – показателями давления, уровня сахара в крови, температуры, частоты сердечных сокращений.
  8. Если подопечный проживает в частном доме, опекун обязан убирать снег зимой и траву в летний период.
  9. Опекун управляет недвижимым имуществом престарелого гражданина в интересах последнего с целью получения прибыли. Примеры таких операций – сдача в аренду квартиры, автомобиля, гаража. Осуществляются данные операции по доверенности.

Лицо, осуществляющее присмотр за лицом преклонного возраста, совершает платежи за его счет. При этом опека следит, чтобы пожилые лица не были обмануты и требует ежегодного отчета о проделанных операциях.

Вступление в право наследования

По закону РФ опека над пожилыми не предполагает дальнейшего наследования их имущества помощником. Но при наличии согласия со стороны престарелого гражданина оформляется завещание, согласно которому его собственность передается опекуну.

В данном случае не обойтись без помощи нотариуса, который поможет составить завещание, так как помощник не является прямым наследником.

Возможен вариант, когда помощник переезжает в жилище подопечного на безвозмездной основе, и наоборот. Несмотря на то, что ни одна из сторон не получает имущество в собственность, они должны получить согласие на переезд в уполномоченном органе.

Такие случаи часто встречаются, когда помощник переезжает следом за пожилым человеком в другой населенный пункт.

Как оформить получение выплаты

Процедура, в ходе которой опекун становится получателем компенсации, является несложной. Сначала подопечный оформляет письменное согласие на то, чтобы за ним присматривали. Далее потенциальный помощник обращается в пенсионный орган по месту жительства пенсионера, либо передает заявление дистанционно на «Госуслугах» . Также возможно передать заявление через представителя с нотариально заверенной доверенностью.

При личном обращении данное лицо должно собрать и предоставить полный пакет сведений. После этого специалист Фонда обязан в письменном виде зафиксировать обращение. Решение должно быть принято по прошествии десяти дней без учета выходных и праздничных периодов. Мотивированный отказ направляется заявителю в срок до пяти дней – обычно заказным письмом. Если претендент на компенсацию подал неполный список или в документах есть какие-то ошибки и неточности, он имеет в запасе 3 месяца на исправление ошибок.

Законодательство защищает престарелых людей от недобросовестных опекунов и не допускает до них лиц:

  1. С алкогольной или наркотической зависимостью.
  2. С тяжелыми заболеваниями, препятствующими осуществлению обязанностей – туберкулез, СПИД, и прочие.
  3. Ранее судимых.

Подозрение вызывают потенциальные помощники, которые не могут получить характеристику с прошлого места работы или места жительства. Если нет нотариального согласия родственников, такой опекун также входит в группу сомнительных.

Сотрудники Пенсионного Фонда лояльны к лицам, которые оформляют уход за престарелыми гражданами. Не следует опасаться, что процесс оформления выплат будет искусственно затягиваться.

Видео — Как оформить пособие по уходу за пенсионером

Стандартный набор документов для ПФ

Сотрудники ПФР должны получить:


В заявлении, которое поступает от потенциального опекуна, специалисты должны найти:

  1. Название территориального органа ПФР, а также ФИО – эта информация содержится в верхней части документа.
  2. Идентификационный номер страхователя в Пенсионном Фонде.
  3. Наличие гражданства.
  4. Данные паспорта (серия документа, его регистрационный номер, когда и кем выдан, место и дата рождения).
  5. Данные о местах регистрации и фактического проживания (с указанием страны, населенного пункта, улицы).
  6. Контактный телефон и электронную почту.
  7. Статус отсутствия официальной работы.
  8. Дата начала выполнения обязанностей, ФИО подопечного, а также причины, вызвавшие необходимость в опекунстве (в данном случае в документе указывается наступление определенного возраста).
  9. Намерение стать получателем компенсации со ссылкой на действующее законодательство.
  10. Опись документов, которые дополняют текст заявления.
  11. Дата, когда составлено заявление.
  12. Подпись заявителя с расшифровкой.

Если заявление передается специалистам через доверенное лицо, в нем должны быть указаны его паспортные данные, адрес, а также реквизиты доверенности.

Пенсионер также заполняет заявление, включающее сведения:

  1. Паспортные данные.
  2. Идентификационный номер СНИЛС.
  3. Адрес проживания.
  4. Контактный номер для связи.
  5. Трудовой статус, включая пенсионный.
  6. Основания для получения в помощь опекуна – для этого достаточно указать возрастную категорию, которой обязаны предоставить помощника.
  7. Дата заполнения и подпись с расшифровкой.

Если специалисты ПФР требуют дополнительные документы, нужно помнить, что этот шаг не является правомерным. Все сведения, касающиеся обеих сторон, специалисты Фонда могут найти самостоятельно, либо запросить у представителей других государственных органов.

Органы пенсионного обеспечения имеют право на проведение проверок, в ходе которых выявляется регулярность ухода за пожилым человеком и полнота выполнения обязанностей.

При переезде на новое место жительства возможен запрос на подачу нового заявления со списком документов, которые нужно будет собрать повторно.

Выплата денежных средств начинается с того месяца, когда сотрудники органа пенсионного обеспечения выносят положительное решение в ответ на заявление с полным пакетом документов, но не ранее даты возникновения права на их получение. Если решение приняли в следующем месяце, выполняется перерасчет и начисляется компенсация за прошлые периоды, имеющие отношение к датам начисления.

Когда выплаты перестают поступать

Лицо, столкнувшееся с определенными изменениями, препятствующими получению соответствующей компенсации от государства при уходе за престарелым гражданином, обязано поставить в известность о данных фактах представителей Пенсионного Фонда. Как и при оформлении заявления, у гражданина есть два пути – обратиться к специалисту ПФР лично, либо передать сведения при помощи сети Интернет. Сам пенсионер также может прекратить взаимоотношения с опекуном по причине неудовлетворенности качеством оказываемых услуг, оформив соответствующий документ для передачи в орган пенсионного обеспечения граждан.

Факторы, которые препятствуют получению платежей, также выявляются в ходе регулярных проверок представителями ПФР.

В целом взаимодействие между опекуном и опекаемым прерывается, когда вступают в силу следующие обстоятельства:

Таблица 1. Причины прекращения выплат

Со стороны опекуна Со стороны опекаемого
Престарелое лицо уходит из жизни/пропадает без вести (признание осуществляется в установленном законодательством порядке) Опекун уходит из жизни/пропадает без вести (признание осуществляется в установленном законодательством порядке)
Опекун получает официальное трудоустройство Направление престарелого человека в государственное или муниципальное заведение, в котором он находится под присмотром социальных работников
Опекун встал на учет как безработный и получает пособие Подопечный лишился 1-й группы инвалидности в рамках пересмотра комиссии
Опекун стал индивидуальным предпринимателем Пожилой человек выехал из страны, снявшись с учета
Опекуну перечисляют пенсию любого типа Пожилой человек сменил адрес внутри страны – в данном случае начисление компенсации могут приостановить до тех пор, пока не будет определен характер и порядок опекунства на новом месте
Опекун призвался на службу в армию Оформление письменного заявления от подопечного, в котором содержится информация об отсутствии регулярного ухода, представители органов опеки при этом составляют акт, подтверждающий факт обращения

Извещение о наступлении указанных выше обстоятельств должно поступить в ПФР в течение пяти дней. После того, как сотрудники Пенсионного Фонда будут проинформированы о причинах разрыва отношений с опекуном, начисление компенсации перестанет быть актуальным с начала следующего месяца.

Если уведомление Пенсионного Фонда о наступлении вышеуказанных событий не произошло в срок, с получателя могут взыскать неправомерно начисленные и полученные суммы компенсации.

Когда выплаты не производились по недосмотру сотрудников Пенсионного Фонда, государственный орган обязан возместить их опекуну в 100%-м объеме, независимо от срока давности решения о перечислении.

Уход за пожилыми лицами вне подачи заявления

Нередко в период присмотра за пожилыми опекуны не знают о праве на компенсацию и, как следствие, не обозначают своих намерений на получение выплат. Если до них доходит информация о необходимости собрать соответствующий пакет документов, опекуны могут получить выплаты за три последних года после того, как докажут, что уход действительно осуществлялся:

На практике возникают случаи, когда при утрате оснований на возмещение затрат времени и сил на уход за пожилым человеком опекун настаивает на перечислении компенсации за прошлые периоды. Лицам, которые заведомо информированы о том, что в указанные периоды действовали факторы, препятствующие получению выплат, следует знать, что подобные заявления могут закончиться обвинением в мошеннической схеме и реальным уголовным сроком.

Информация о льготах для опекуна

Когда опекун становится исполнителем повседневных обязанностей престарелого гражданина, он должен владеть информацией о том, какие преференции от государства положены пенсионерам в разных сферах. В противном случае, он не сможет эффективно управлять бюджетом подопечного. Если какие-либо льготы пожилым гражданином не оформлены, опекун может сделать это от его имени.

Отдельные льготы, адресованные помощникам, государством не предусмотрены, однако в некоторых случаях предусмотрен бесплатный проезд для сопровождающих лиц.

Оплата части стоимости проживания

Граждане, которым на момент формирования льгот исполнилось 80 лет и более, имеют право не платить половину коммунальных платежей. Для оформления данной льготы достаточно обратиться в многофункциональный центр по месту жительства или подойти к специалисту из территориального отдела социальной защиты населения.

При этом заявитель должен располагать документами:

  1. Подтверждающими право собственности на недвижимость, либо договор аренды.
  2. Содержащими сведения о доходах престарелого гражданина и его семьи.
  3. Квитанции с оплаченными суммами услуг ЖКХ.

На местах региональные власти могут предоставлять данной возрастной категории дополнительные привилегии. В частности, освобождать одиноко проживающих пенсионеров старше указанного возраста от оплаты капитального ремонта, требующегося многоквартирному и многоэтажному жилому дому.

Частичная компенсация лечения и сопутствующих услуг

Лицам, которые перешагнули рубеж 80-летнего возраста, обязаны предоставлять:

  1. Медицинские препараты за половину стоимости. Льготная цена должна вступить в силу не позднее 10 дней после выдачи рецепта.
  2. Проезд, который оплачивается государством при перемещении для лечения в другой населенный пункт.
  3. Оплату путевки для нахождения в санаторно-курортной зоне 1 раз в два года.
  4. Частичную оплату протезов различного назначения (протезирование зубов в данном случае являются исключением).
  5. Обслуживание в медицинских учреждениях без очереди.
  6. Посещение медицинского работника на дому.

Обращаться для предоставления путевок в санаторий следует в Пенсионный Фонд по месту жительства, либо местное отделение ФСС.

Чтобы стать обладателем льготных условий, помимо заявления, нужно предоставить документы из медицинских учреждений, документ пенсионера, а также оригинал паспорта.

Компенсация транспортных расходов

Проезд на городских маршрутах наземного транспорта для пенсионеров старше 80 лет дополняется льготами на региональном уровне – в разных субъектах РФ они могут отличаться. Местные власти обеспечивают льготный проезд, предоставляя пожилым гражданам проездные билеты, а также посредством добавок к пенсиям.

Также льготными являются перемещения в следующих видах транспорта:

  1. Железнодорожный (в том числе пригородный).
  2. Авиа – транспортные компании предоставляют скидки в том числе благодаря программам государственного субсидирования.

При покупке билета пожилой человек демонстрирует пенсионное удостоверение, чтобы приобрести его на льготных условиях.

Компенсация налоговых платежей

Граждане от 80 лет и старше освобождаются от некоторых обязательных платежей в бюджет и получают налоговые преференции:

  1. Не платят налог на доходы.
  2. Приобретая недвижимость, имеют право получить налоговый вычет.
  3. Уплачивают сокращенный земельный сбор — на 10 000 рублей меньше в сравнении с суммой, предусмотренной законом.
  4. За владение недвижимостью не возникает обязанности платить имущественный налоговый сбор. Если лицо обращается в суд с имущественным иском, стоимость которого не превышает 1 миллион рублей, ему не нужно оплачивать государственную пошлину.
  5. В некоторых регионах освобождаются от налога на автотранспорт, если мощность транспортного средства не превышает 100 л. с.

Прочие преференции лицам старше 80 лет

Если престарелый гражданин по достижении указанной возрастной категории продолжает вести трудовую деятельность, в соответствии с Трудовым Кодексом он имеет право:

  1. Уходить в дополнительный неоплачиваемый отпуск на 14 дней.
  2. Не выходить на двухнедельную отработку при увольнении.

Нужно помнить о том, что граждане в возрасте 80 лет и старше имеют право получить в пользование квартиру по договору социального найма, если имеющееся жилье признается непригодным для проживания.

Престарелые люди могут пользоваться социальными услугами, которые предоставляют региональные власти:

  1. Бесплатно обращаться за юридической помощью.
  2. Получать продукты питания в рамках программ помощи.
  3. Получать натуральную помощь одеждой, предметами первой необходимости и средствами гигиены, которая также перечисляется в денежном виде.

Социальные услуги находятся в ведении Пенсионного Фонда по месту жительства. Там же заполняются заявления на выдачу денежных средств вместо материальных вещей и предоставления услуг.

Что касается отчислений, которые получают пенсионеры, после 80 лет базовая фиксированная выплата увеличивается в два раза. В настоящее время ее размер составляет 4 982 рублей, а в двойном размере равна около 10 тысяч рублей. В регионах со сложными условиями для проживания данная сумма дополнительно увеличивается за счет районного множителя.

По достижении 80 лет переоформление пенсионных платежей производится автоматически. Начисление производится Пенсионным Фондом в течение 30 дней, и посещать отделение для увеличения пенсии не требуется.

У лиц с так называемым «северным» стажем половина суммы фиксированной базы добавляется к пенсии граждан, которые проработали не менее 15 лет в районах Заполярья. Добавка, равная 30% от размера ФБР, устанавливается, если пенсионер проработал не менее 20 лет в местах, приравненных по климатическим условиям к северным регионам.

Престарелый гражданин, пенсия которого может вырасти благодаря обоим факторам – районному множителю и северному стажу — может выбрать один из способов начисления.

Если пожилой человек ухаживает за нетрудоспособным иждивенцем, ему полагается треть размера фиксированной пенсионной базы в расчете на каждого (количество таких лиц, соответственно, не должно превышать 3-х).

Указанная норма законодательства актуальна только для тех пенсионеров, кто не входит в 1 группу инвалидности. Это связано с тем, что фиксированная пенсионная выплата начисляется для них в двойном размере.

Патронаж

При условии дееспособности пожилого человека, его опекуном можно стать в рамках патронажа.

Несмотря на некоторые различия в региональных актах, есть общие моменты, которые следует учитывать:

  1. Подопечный самостоятельно или через уполномоченного представителя уведомляет органы опеки в потребности патронажа. Для этого он готовит заявление в письменном виде. Дополнительно заявитель демонстрирует документы, подтверждающие проблемы со здоровьем, связанные с необходимостью постоянного ухода.
  2. По аналогии в органы опеки обращается гражданин, готовый стать помощником престарелого лица. Дополнительно ему понадобится характеристика от работодателя или научного руководителя, справка об отсутствии наркотической и других видов зависимостей из наркологического диспансера, справка о состоянии здоровья, полученной после прохождения медицинской комиссии, справка, в которой подтверждается отсутствие проблем с психикой, справка об отсутствии заболевания туберкулезом.

В региональных органах власти сотрудники могут запрашивать дополнительные сведения согласно действующим локальным правовым актам.

Патронаж отличается от полной опеки, когда помощник действует от имени недееспособного подопечного, не используя при этом доверенность. Денежные средства от государства поступают на счет опекуна, который открыт для подобных платежей. Он использует их для поддержания качества жизни подопечного и регулярно отчитывается перед опекой о том, как произошло распределение денег.

Как рассматривают документы на оформление патронажа

После поступления прошения от заявителя и полного пакета документов специалисты органов опеки начинают их изучать. Если оснований для оформления патронажа над престарелым человеком окажется недостаточно, заявителю придет отказ в письменном виде с объяснением причины. В противном случае, рассматривающий сведения специалист приступит к подготовке соответствующего распоряжения, в котором будет закреплена требуемая форма опеки над пожилым гражданином. Копии этого документа будут направлены ухаживающему лицу и его подопечному.

Если с прошением престарелый гражданин выступает самостоятельно и при этом основания для назначения помощника являются вескими, законодательство устанавливает крайний срок для назначения опекуна, равный 30 дням с момента обращения.

Соглашение, которое подписывают стороны

На основании распоряжения органов опеки престарелый человек и опекун заключают один из следующих видов договоров: договор, в котором прописан формат доверительного управления имуществом, соглашение поручения, а также любое гражданско-правовое соглашение, включая агентский тип договора. В тексте прописывают все нюансы взаимодействий между ответственным лицом и пожилым гражданином, чтобы в дальнейшем не возникло серьезных разночтений. Специалисты рекомендуют обозначить, как именно помощник будет справляться с бытовыми потребностями опекаемого, указать в договоре регулярность получения помощи и ее размер, адрес, по которому проживает ухаживающее лицо и прочие детали.

В процессе ухода помощник может потратить собственные денежные средства – в таком случае есть возможность возместить затраты. Порядок данной процедуры также следует отразить в договоре.

Фиксировать качество ухода патронажного помощника будут в том числе органы опеки. Если они обнаружат недобросовестное выполнение обязанностей или злоупотребление положением опекуна, по их запросу соглашение может быть прервано.

Заключение

Учитывая скромные размеры компенсации от государства, уход за престарелыми в нашей стране является скорее добровольной инициативой, чем способом получить источник дохода в случае его отсутствия. Размер выплат не способен покрыть расходы на содержание престарелых граждан, поэтому в России на данный момент не существует института профессиональных опекунов. Увеличение платежей помогло бы вывести взаимодействие помощников и подопечных на качественно новый уровень.

Тем не менее, наличие минимальной оплаты является стимулом для тех, кто чувствует в себе силы оказывать качественную помощь сразу нескольким пенсионерам. Период ухода за престарелыми включается в страховой стаж, влияя на его продолжительность, что само по себе также является стимулирующей мерой. Кроме того, сумму компенсации может увеличить сам подопечный. Если опекун будет стараться эффективнее распорядиться его пенсионными доходами, шансы на получение дополнительных платежей возрастают. Для этого нужно регулярно интересоваться льготами, которые предоставляет государство в сферах оплаты транспорта, связи, услуг ЖКХ, налоговых послаблений, медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения.

Нужно помнить, что Пенсионный Фонд и органы опеки тщательно следят за выполнением соглашения между помощником и престарелым гражданином, проверяя объем и регулярность оказываемых услуг. Поэтому нужно трезво оценить свои силы, прежде чем брать на себя указанные обязательства.

В настоящее время, ухаживая за престарелым человеком, помощник может рассчитывать на ежемесячную сумму в 1 200 рублей, которую ему передает подопечный. Самостоятельно снимать средства со счета пенсионера опекун не имеет права. Если подопечных несколько, компенсация растет пропорционально их количеству. Также увеличивает размер платежа районный коэффициент в регионах с особыми климатическими условиями – для каждого субъекта РФ он устанавливается локальными актами и является индивидуальным показателем.

Процедура оформления опеки и компенсации проста и включает передачу заявлений от обеих сторон вместе с пакетом документов – в него входят медицинские заключения, сведения о подопечном и опекуне, подтверждения отсутствия у помощника статуса безработного, официально работающего, либо индивидуального предпринимателя. Чтобы получить опекунство, помощник также не должен получать пенсии и социальные пособия, находиться на военной службе, для несовершеннолетних не должно быть препятствий со стороны родственников и представителей органов опеки. В последнем случае разрешается уход только за дееспособным престарелым гражданином. Это приносит обоюдную пользу пожилому человеку и подростку, который становится более ответственным и терпимым в процессе взаимодействия с пожилым человеком.

На практике опекунами чаще всего становятся родственники, но пожилой человек имеет право привлечь к решению вопросов постороннего человека, совместно с ним не проживающего. Для этого достаточно его добровольного выбора и согласия родственников, заверенного нотариально.

Жизнь на пенсии – это то, о чем мечтают многие работающие. Небольшое гарантированное законодательством социальное пособие по старости и возможность, по состоянию здоровья, еще где-нибудь подработать. Конечно, такая ситуация есть далеко не у всех. С достижением возраста в 65-70 лет возможность официального приработка у пенсионеров и вовсе снижается – работодатель не хочет нести дополнительные финансовые затраты (листы нетрудоспособности), а также опасается, например, смерти на рабочем месте, что достаточно часто случается с людьми преклонного возраста.

Поэтому многие пенсионеры с выходом на заслуженный отдых могут рассчитывать на минимальную помощь от государства и помощь повзрослевших детей. Впрочем, последний аспект является отнюдь не стопроцентной гарантией. Число брошенных на нелегкую жизнь стариков не снижается по разным причинам – одиночество, потеря близких людей. Часто одинокими остаются те, кто внезапно стал инвалидом. У большинства из таких случаев надежда остается только на государственные социальные службы.

Единственное, что необходимо, это правильно оформить пособие по уходу за престарелыми людьми, чтобы гарантированная социальная помощь не только нашла своего непосредственного адресата, но и была выполнена качественной и в полном объеме.

Кому и какая помощь положена в 2019 году

Согласно действующему законодательству, существует несколько форм ухода за нетрудоспособными гражданами, которые оплачивает государственный бюджет:

  • полная опека назначается гражданам, которые являются инвалидами І группы, а также иными категориями, в силу разных заболеваний (чаще всего психических) не имеющие возможности самостоятельно позаботиться о себе. Решение о назначении данной социальной помощи принимает территориальный орган опеки и попечительства, куда придется обратиться с письменным заявлением самому гражданину или его представителю. Нередко получение данного вида опеки принимается судебными органами при разбирательстве бытовых и имущественных споров, в первую очередь, чтобы обеспечить социальные гарантии престарелым гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (например, пьющие дети) и защитить их имущество;
  • видом частичной опеки является патронаж. Он осуществляется в отношении дееспособных лиц, обладающих пониженными физическими возможностями (преклонный возраст, плохое самочувствие), которые нуждаются в помощи социального работника. Решение о предоставлении такого рода социальной поддержки принимается органами опеки на основании заключения медицинской комиссии и заявления пожилого человека (его попечителя). После рассмотрения всех аспектов социальная служба обязана проинформировать заявителя о результатах рассмотрения обращения. В случае положительного решения, между сторонами заключается соответствующий договор, в рамках которого будет оказываться определенный перечень услуг;
  • нередко уход за состарившимися родителями старше 80 лет, зачастую инвалидами, оформляют на себя их дети. Как правило, к этому моменту уже сами дети нередко являются пенсионерами или вынуждены сменить работу в силу изменившейся ситуации в семье (болезнь родителей).

Где стать опекуном

Впрочем, российское законодательство достаточно четко регламентирует вопросы присмотра за престарелыми родителями. Согласно действующим нормам, уходом могут заниматься только трудоспособные граждане, не работающие в других организациях. Кроме того, занятым социальной работой, находящимся на пенсии, последняя не полагается. Если же вы направлены на социальную работу из Центра занятости, то выплаты пособия также приостанавливаются.

Нельзя сказать, что размер оплаты труда по уходу является большим, однако каждый социальный работник по договору может осуществлять одновременный уход сразу за несколькими нуждающимися пенсионерами.

С ростом количества пенсионеров в стране спрос на услуги опеки также выросли. Сегодня работник социальной сферы все чаще заменяет собой живущих далеко детей. Для сельской местности социальный уход является новой формой борьбы с безработицей, а также оплачиваемым рабочим местом по уходу за состарившимися собственными родителями.

Как оформить документы на опеку

Для регистрации вас в качестве опекуна необходимо представить в территориальную социальную службу следующие документы:

  • действующий паспорт предполагаемого опекуна;
  • заявление опекуна (с обязательным указанием даты начала работы);
  • трудовая книжка;
  • справка из Центра занятости населения об отсутствии выплат по безработице у претендента;
  • справка из Пенсионного фонда, подтверждающая отсутствие пенсионных выплат трудоустраиваемому.

Также необходимо представить пакет документов, касающихся потенциального опекаемого:

  • общегражданский паспорт;
  • собственноручное заявление гражданина (в случае ограниченной дееспособности – представителя заявителя или государственной социальной службы) с согласием на помощь со стороны конкретного социального работника
  • заключение учреждения здравоохранения, МРЭК, которое подтвердит необходимость в социальном уходе.

В случае представления полного пакета документов и его одобрения в социальной службе, заключается договор на оказание социального сопровождения нуждающегося лица.

Что обязан делать соцработник

Традиционный круг обязанностей опекуна четко регламентирован:

  • обеспечение ежемесячной оплаты коммунальных, налоговых, страховых и прочих обязательных платежей за счет средств опекаемого;
  • предоставление ежедневной (еженедельной или согласно графику) помощи, уход за подопечным;
  • покупка и доставка средств к существованию (продукты питания, личной гигиены, лекарства, одежды);
  • оказание помощи в защите прав и интересов подопечного, включая финансовые и прочие имущественные операции.

Нередко последний пункт многие способны трактовать как уход в обмен на жилье. Однако законодательство страны не предусматривает такого трактования. Сделки по завещание или дарению жилья, имущества или денежных средств опекунам осуществляются только на основании добровольного решения опекаемого, которое заверено в установленном порядке.

Прекращение опеки

Законодательство, также предусматривает пункты, прекращающие выплаты пособий по уходу за нуждающимися. Среди наиболее часто встречающихся:

  • смерть опекаемого или его опекуна. Выплаты прекращаются также в случае признания одной из сторон договора без вести пропавшей, оформленное в порядке, установленном законом;
  • неисполнение обязательств опекуна по уходу. При этом необходимо заявление опекаемого и заключение территориального органа опеки по указанным в заявлении фактам;
  • выход опекуна на пенсию или увольнение из органов социального сопровождения;
  • перевод опекаемого в стационарные учреждения государственного социального обеспечения.