Первые слова из уст вашего малыша. Логомаг Речевое развитие гуление лепет

Лепет ребёнка - стадия доречевого развития. Перед переходом к ней идёт , а после появляются первые слова и даже фразы. Хронологически детский лепет имеет место во второй половине первого года – появляется приблизительно в 6-7 месяцев и сменяется следующей стадией в начале второго года жизни ребёнка.

Лепет ребёнка: особенности стадии доречевого развития

Говоря о детском лепете, мы имеем в виду слогоподобные вокализации. Открытыми слогами ребёнок выражает свои требования и желания, а часто просто «играет». Педиатры отмечают, что лепет ребёнка идёт рука об руку с предметно-манипулятивной деятельностью малыша. С течением времени слоговые цепочки приобретают всё большее разнообразие: в их составе оказываются не только одинаковые (ба-ба; ма-ма; па-па и т.д), но и разнотипные слоги (та-ту, бу-ба и т.д.)

  • В начале состав лепета ребёнка разнообразен, хотя и достаточно хаотичен: характер звуков и их последовательность определить довольно непросто. Со временем у малыша появляются «любимые» звуки — состав лепета обедняется, но «фразы» приобретают устойчивый характер и даже начинают обозначать что-то конкретное.
  • В возрасте 8,5-9 месяцев лепет ребёнка меняет свой характер, педиатры называют более поздний лепет «модулированным», или «мелодическим». Обратите внимание, что ребёнок уже способен подражать – он старательно повторяет интонацию взрослого человека и воспроизводит последовательность звуков.

Независимо от языкового окружения ребёнка, в лепетной речи чаще всего встречаются звуки- П, Б, Т, М, Д, Н, К, Г, С и Х.] Чаще всего это открытые слоги, которые легко произносить нараспев.

проходило успешно, родители должны оказывать ему помощь на каждом из этапов её развития. В случае с лепетом ребёнку также требуется помощь.
  • Чтобы малыш слышал звуки, произносимые взрослыми, очень важно создавать правильную атмосферу – в помещении должно быть тихо, ребёнок должен чувствовать себя комфортно и спокойно.
  • Активному развитию детского лепета способствует постепенное обогащение звуковой среды — знакомьте ребёнка с новыми источниками звуков: , аудиозаписями и т.д.
  • Используйте взаимную связь между разными формами активности: поощряйте , двигательную активность, социализируйте ребёнка, позволяя ему «говорить» со сверстниками.
  • Поддерживайте контакт с ребёнком – «говорите» с ним на его языке, соблюдая зрительный контакт для концентрации внимания и стимуляции подражательного рефлекса малыша.
  • Старайтесь, чтобы ребёнок постоянно слышал речь и понимал её связь с разными предметами – разговаривайте с малышом, побуждая его вступать с вами в интересный диалог.

Особое место в развитии лепета ребёнка отводится тренировкам мышц губ и щёк.

Многие родители отмечают, что стадия лепета ребёнка одна из самых любимых и весёлых – это удивительные моменты осознанного общения с малышом, закладывающие прочную основу для крепкой психоэмоциональной связи между вами!

Крик.
Составила Самохина Наталья.
Развитие речи начинается с крика новорожденного. Было доказано, что крик осуществляется подкорковыми структурами мозга. В период до 3 месяцев он носит безусловно-рефлекторный характер, а после условно-рефлекторный и становится интонационно выразительным.
До 3х месяцев:
В норме: крик громкий, чистый, среднего или низкого тона, с коротким вдохом и удлиненным выдохом (уа-а-а), длительностью не менее 1-2 секунд, без интонационной выразительности. В крике преобладают гласные звуки, имеющие носовой оттенок (э, ай).
У детей с ДЦП (дизартрией): крик может в первые недели отсутствовать или имеет болезненный характер. Крик слабый, короткий, высокого тона; может быть пронзительным или очень тихим, похожим на всхлипывания или вскрикивания (которые ребенок обычно производит на вдохе). Болезненным признаком также является носовой оттенок голоса. В тяжелых случаях крик может отсутствовать вообще (афония). Все вышеперечисленное отмечается вследствие нарушения тонуса артикуляционной и дыхательной мускулатуры.
В период новорожденности крик возникает на голод, холод, болевое воздействие, а с 2 месяцев при прекращении общения с ребенком или изменении положения его тела. С этого же возраста отмечается появление крика перед сном при перевозбуждении ребенка.
С 3х месяцев:
В норме: начинается развитие интонационной характеристики крика: крик видоизменяется в зависимости от состояния ребенка. Ребенок по-разному сигнализирует матери о болевом ощущении, чувстве голода, дискомфорте в связи с мокрыми пеленками и т.д. Постепенно частота крика снижается и вместо него появляется гуление.
Патология: крик остается однообразным, непродолжительным, тихим, мало модулированным, нередко с носовым оттенком. Интонационная выразительность крика не развивается: отсутствуют дифференцированные интонации, выражающие оттенки радости, недовольства, требования. Крик не является средством выражения состояния ребенка и его желаний.
На последующих этапах развития крик начинает приобретать характер активной реакции протеста. Так, в возрасте 6-9 месяцев ребенок кричит в ответ на появление незнакомых людей. К концу 1 года ребенок громко кричит в ответ на то, что у него отобрали тот или иной предмет. Криком он выражает свой протест но отношению к одеванию, промедлению с кормлением и т.п. Крик возникает как привычная реакция на любой воздействовавший на него однажды неприятный раздражитель. Это может быть подстригание ногтей, купание в ванне и т.д. Характерно, что эти отрицательные эмоциональные реакции, возникшие как сочетательные рефлексы, у детей с церебральным параличом быстро закрепляются.
Лит-ра:
1. Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом: Кн. для логопеда, М.: Просвещение, 1985.
2. Приходько О.Г. Ранняя помощь детям с двигательной патологией в первые годы жизни: Методическое пособие. - Спб.: КАРО, 2006.

Гуление.
Составила Бочкова Анастасия.
Гуление - разновидность предречевых вокализаций ребенка первых месяцев жизни, к которой относятся протяжные негромкие певучие звуки или слоги: "а-а-а-а", "га-а", "гу-у-у", "а-гу" и т. п. Обычно появляется в конце первого - начале второго месяца жизни и отмечается вплоть до возникновения лепета (примерно до шести-семи месяцев)(С.Ю. Мещерякова)
Спонтанные короткие звуки гукания у детей с ДЦП появляются с опозданием в 3-5 месяцев, а у некоторых детей появляются только к концу первого года жизни. Патология голосовых реакций у детей с двигательными нарушениями может быть выражена в разной степени: в виде полного отсутствия или неполноценности, специфических особенностей произнесения звуков гуления. Полное отсутствие голосовых реакций отмечается лишь у детей с тяжелым поражением нервной системы. Неполноценность голосовых реакций проявляется в отсутствии или бедности интонационной выразительности гуления, отсутствии даже элементов самоподражания, бедности и однообразии звуковых комплексов, редкости их возникновения. Однообразие звуков сочетается с их специфическим произнесением: звуки тихие, нечеткие, часто с носовым оттенком, не соответствующие фонетическим единицам языка.
Чаще всего дети в период с 3 до 6 месяцев издают недифференцированные гласные звуки и их сочетания: [а],[ ы],[ э],[ уэ],[ эо], [эм], а заднеязычные звуки [г],[ к],[х], отсутствуют, так как для их артикуляции необходимо участие корня языка, что у детей с церебральным параличом крайне затруднено вследствие его напряжения и ограничения подвижности. Интонационной окраски эти звуки не имеют. Большинству детей необходимо постоянное стимулирование произнесения звуков гуканья.
Отдельные недифференцированные звуки представляют собой элементы гуления. При этом они короткие, лишены певучести звучания. Заднеязычные звуки («г», «к», «х») в гулении часто отсутствуют, так как для их артикуляции необходимо участие корня языка, что затруднено вследствие его напряжения и ограничения подвижности.
При псевдобульбарной симптоматике сохраняются нарушения голосового образования и крика. При спастичности артикуляторных мышц появляется повышенный тонус языка и губ. Язык напряжен, кончик языка не выражен, губы напряжены, что вызывает ограничение произвольных движений во время артикуляции.
При гипотонии отмечается вялость жевательных и мимических мышц артикуляторной мускулатуры. У детей она малоподвижна, в результате чего рот полуоткрыт. В случае дистонии мышцы артикуляции постоянно сокращаются, что сопровождается гиперкинетическими компонентами.
У детей с ДЦП мышечная гипертония отражается на патологической симптоматике ассиметричного шейно-тонического рефлекса. Патологический рост тонуса в мышцах языка и губ, резкая гипертония или гипотония, отсутствие произвольных движений органов артикуляции, постуральная активность, содружественные движения, произвольная ручная моторика являются явными показателями задержки в формировании двигательной активности, а также в появлении цепных выпрямительных рефлексов.
В возрасте 6-9 месяцев у большинства детей активность гуления крайне низкая.
У детей с тяжелым поражением артикуляционного аппарата длительное время вовсе отсутствует голосовая активность. Время появления самоподражания в гулении колеблется от пяти месяцев до года, что значительно отстает от нормы. У многих детей самоподражания в гулении вовсе не наблюдаются.
В силу того, что у детей с церебральным параличом звуки гуления однообразны и невыразительны, они не могут служить средством общения с окружающими, что в свою очередь отрицательно сказывается на процессе формирования потребности речевого общения и приводит к задержке психического развития в целом.
Следует отметить также, что невысокая активность гуления тормозит ход становления речедвигательного и речеслухового анализаторов.
Лит-ра:
1.Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. Доречевой период: Книга для логопеда. – М.: Просвещение
2.Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи. - Киев: Здоровье,1988
3.Приходько О.Г. Ранняя помощь детям с двигательной патологией в первые годы жизни: Методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2006

Лепет.
Составила Шахина Мария.
Лепет имеет важное значение в развитии речи. В период лепета (6-9 месяцев) происходит соединение отдельных артикуляций в линейную последовательность, что считается существенным механизмом слогообразования. Лепет - это повторное произнесение слогов под контролем слуха. Таким образом, в период лепета формируется необходимая для речи слухо-вокальная интеграция.
Ребенок сначала повторяет звуки, как бы подражая самому себе (аутоэхолалия), а позже начинает подражать звукам взрослого (эхолалия). Для этого он должен слышать звуки, отбирать наиболее часто слышимые и моделировать свою собственную вокализацию. Стадия канонической вокализации характеризуется повторением двух одинаковых слогов (ба-ба, па-па, ма-ма, да-да). Кроме типичных повторяемых слогов, ребенок произносит и отдельные слоги и гласные звуки. В лепете каждый звук артикулируется на выдохе, то есть тренируется координация между дыханием и артикуляцией.
В период лепета происходит дальнейшее совершенствование общей моторики ребенка: формируются функции сидения, ползанья, захвата предметов и манипулирования ими. Обнаружена тесная связь между выраженностью лепета и общими ритмичными повторными двигательными реакциями. Установлено, что общая ритмическая двигательная активность стимулирует развитие лепета.
Примерно с 6-7 месяцев лепет приобретает социализированный характер. Ребенок больше лепечет при общении со взрослым. Он слушает речь других. Постепенно начинает использовать голосовые реакции для привлечения внимания окружающих.
Характерным для здорового ребенка этого возраста является то, что произнесение звуков становится видом его деятельности. Одновременно у здорового ребенка начинает развиваться и начальное понимание обращенной речи, он больше начинает обращать внимание на движения и действия взрослого и понимать их значение.
В этот период ребенок может одновременно смотреть на предмет и произносить лепетные звуки. Он как бы слушает одновременно и самого себя и взрослого, «говорит» сам с собой, но также и со своим окружением.
У детей с церебральным параличом обычно отмечается отсутствие или крайняя рудиментарность лепета. Издаваемые ими звуки однообразны, интонационно невыразительны. Ребенок не может произвольно менять высоту и громкость голоса.
Чаще всего в лепете детей с двигательными нарушениями присутствуют гласные звуки а, э и губно-губные согласные м, п, б (если не выражены нарушения тонуса круговой мышцы рта). Наиболее характерными в лепете являются сочетания гласных а, э с губно-губными согласными: па, ба, ма, ама, апа. Редко встречаются в лепете губно-зубные, передне-, средне-, заднеязычные звуки. Почти нет противопоставлений согласных звуков: звонких глухим, твердых мягким, смычных щелевым.
Произнесение отдельных звуков часто сопровождается общим повышением мышечного тонуса, появлением насильственных движений. Реакция на обращенную речь проявляется бедными звуковыми комплексами, лишенными эмоциональной окраски. Чаще всего голосовая активность детей в данный период на уровне гуления. Самоподражание в гулении только начинает развиваться. Стремление к звукоподражанию обычно отсутствует или выражено незначительно.
Звуковая активность крайне низка. Ребенок не пытается при помощи звуков контактировать с окружающими. Это сочетается с нарушениями моторного развития: ребенок обычно к концу года не сидит или сидит неустойчиво, не стоит, не ходит, не ползает, у него отсутствует или слабо выражена предметная и манипулятивная деятельность. В двигательной сфере выявляются характерные для детского церебрального паралича нарушения в виде патологии мышечного тонуса, наличия позотонических рефлексов, недостаточности координации движений.
Лит-ра:
1.Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В.Нарушение речи у детей с церебральным параличом: Кн. для логопеда. - М.: Просвещение, 1985.
2.Приходько О.Г., Ранняя помощь детям с двигательной патологией.: Методическое пособие. С – СПб.: Издательство «КАРО», 2006 г.
3.Смирнова Е.О., Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. – СПб.: Питер,2010. – 299 с.

Первые слова.
Составила Мироненко Марина.
С появлением у ребенка первых слов начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает.
Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства. Понять ребенка можно только в конкретной ситуации.
Индивидуальные сроки появления речи значительно колеблются. Так, большинство детей-дизартриков на втором году жизни находятся на доречевом уровне развития. В начале второго года у них наблюдается снижение потребности в речевом общении и низкая голосовая активность. Ребенок предпочитает общаться жестами, мимикой и криком. Обычно такие дети произносят всего несколько слов, а иногда у них задерживается развитие начального понимания обращенной речи.
Возрастная динамика речевого развития детей с дизартрией зависит от многих факторов: локализации и тяжести поражения мозга; раннего начала, систематичности и адекватности коррекционно-логопедической работы; состояния интеллекта ребенка.
Первые три года жизни у детей с ДЦП и синдромами двигательных нарушений наблюдается наиболее медленный темп речевого развития. На втором году жизни развитие общей моторики обычно опережает развитие речи. Свои первые слова дети начинают произносить примерно в 2-3 года. К концу раннего возраста лишь некоторые из них общаются с окружающими с помощью простых и коротких предложений из 2-3х слов.
При систематическом проведении коррекционно-логопедических занятий к концу 3-го года жизни темп речевого развития начинает опережать темп развития общей моторики ребенка.
Фразовая речь, обычно, формируется к 4-5 годам, а в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) идет её интенсивное развитие. Как правило, дети не реализуют своих речевых возможностей в общении (на заданные вопросы дают однословные стереотипные ответы).
Активный словарь в раннем возрасте увеличивается крайне медленно, пассивный словарь значительно превосходит его, речь долго остается малоразборчивой. Связь между словом, предметом и действием устанавливается с трудом. В связи с неточностью, несистематизированностью, а часто и ошибочностью знаний и представлений об окружающем у ребенка происходит колличественное уменьшение словаря и медленное его формирование. Дети не располагают необходимыми языковыми средствами для характеристики различных предметов и явлений. Запас слов, обозначающих действия, признаки и качества предметов, особенно ограничен у таких детей.
Ограничение речевого общения, нарушение слухового восприятия и внимания, низкая речевая активность и недоразвитие познавательной деятельности вызывают серьезные нарушения в формировании грамматического строя речи, вследствие чего грамматические формы и категории усваиваются с трудом. Дети затрудняются в употреблении правильных падежных окончаний, согласовании слов в предложении и при построении предложений.
У детей с дизартрией недостаточно развита фонетическая сторона речи. В раннем возрасте многие звуки отсутствуют. В последствие часть из них произносится искаженно или заменяется близкими по артикуляции. Для детей с этим нарушением характерно патологическое усвоение фонем (последовательность их усвоения не совпадает с той же последовательностью при норме).
Таким образом, у детей появляются дефектные артикуляционные уклады, которые закрепляются в последующем по мере формирования патологического речевого стереотипа. А у большинства детей отмечаются нарушения фонематического восприятия.
Лит-ра:
1.Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. - М., 1989.
2.Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб.: Детство-пресс, 2001.
3.Приходько О.Г. Ранняя помощь детям с двигательной патологией: Методическое пособие. – СПб.: Издательство «КАРО», 2006.

Детский лепет — это не просто бессмысленный набор звуков и слогов. У природы нет холостых и ненужных ходов. Малыш сосет палец, гулит, агукает, воркует, причмокивает и лепечет — и все это время он тренирует речевой аппарат.

ШКОЛА ДЛЯ МАМЫ . Что и как делать сегодня, чтобы завтра речь малыша была чистой, богатой и выразительной? Оказывается, что на будущее произношение (и даже на грамотность) крохи, можно повлиять, выполняя простые рекомендации.

❀ Эксперименты с интонацией. Для развития речевых навыков малыша необходимо разнообразить свою интонацию при общении с ним: говорите тихо и громко, грозно и ласково, тоненьким и грубым голосом, пойте песенки и рассказывайте потешки , сделайте вашу речь эмоциональной.

❀ Читаю по губам. Когда разговариваете, смотрите на малыша. Он должен считывать вашу мимику, наблюдать за тем, как двигаются ваши губы. Не выполняйте свои действия молча. Чем чаще ребенок слышит человеческую речь, тем легче ему будет освоить «науку говорения».

❀ Проверьте слух. Известно, что речевое развитие непосредственно связано с развитием слуха. Малыш должен различать чужие и родные голоса и позже слышать собственный голос. Если у вас возникают какие-либо сомнения по поводу слуха ребенка, посетите специалиста.

ТЕСТЫ НА ПРОВЕРКУ СЛУХА. Вы можете провести эти простые тесты в домашних условиях, просто наблюдая за малышом.

❀ В 2—3 недели ребенок должен замирать, услышав мамин голос, и вздрагивать при резких звуках.

❀ В 1—3 месяца ребенок поворачивает голову на голос мамы, в 4 месяца — на любой другой источник звука: например, погремушку.

❀ В 2—4 месяца ребенок гулит, в 4—5 месяцев гуление сменяется лепетом. Ребенок произносит первые слоги.

❀ Малыш должен эмоционально включаться (лепетать) при виде родных людей.

❀ В 8—10 месяцев у ребенка появляются новые звуки.

❀ Не сюсюкайте! Произносите все звуки чисто и внятно. С маленькими детьми нужно разговаривать медленно, с четкой артикуляцией звуков.

Развивайте фонематический слух ребенка . Гласные звуки необходимо тянуть, как бы напевая. Интуитивно все мамы так и разговаривают со своими детьми. Следите за четкостью произношения звуков «и», «о», чтобы ребенок мог их отличать от «у» и «э». Впоследствии, когда малыш начнет говорить, он будет заменять одни звуки другими. В будущем это может привести к неграмотному письму.

Чувство родного языка . Доказано, что чувство родного языка у малышей закладывается в первый год жизни. Будьте примером для подражания!

Первые слоги и слова . Известно, что малыши разных национальностей первыми произносят слоги «ба» и «да». Долгожданное слово «мама» можно услышать и в 8 месяцев, и в год, и даже позже. Кстати, оно не всегда становится первым. При этом малыш может адресовать его не только маме, но и кукле. Дети сначала учатся произносить слова, но смысловое наполнение у них пока что свое, оригинальное. У них «би-би» может называться не только машина, но и все, что движется. Первыми словами становятся «би-би», «ав-ав», «ням-ням» и т. п. Поддерживайте их, но не забывайте переводить специфическую детскую лексику на литературный язык .

Если малыш не спешит разговаривать? Не надо его тренировать: «Скажи «кар-р-р-р!» . Просто разговаривайте, играйте в ролевые игры с куклами и мягкими игрушками, демонстрируйте ему речевые навыки и возможности языка.

Игра «А где?» Детям нравится игра в вопросы: «А где наша ножка? А где мама? А где мишка?» На все вопросы один ответ: «А вот же он (она)!» Эта эмоциональная игра учит малыша вопросительной и восклицательной интонациям, развивает наблюдательность и просто поднимает настроение.

Что вредно для детского слуха? Постоянный фоновый звук, музыка (даже негромкая), включенный телевизор. Все звуки для ребенка сливаются в один сплошной гул. Чем дитя младше, тем сложнее ему различить и выделить из общего шума мамин голос.

Индивидуальные особенности

Самым благоприятным периодом для развития речи считается время с 7—12 месяцев до 3,5—4 лет.

Для каждого ребенка это индивидуальный процесс, как и в его общем развитии. Если ребенок не говорит после четырех лет — это уже считается патологией.

Детский лепет детей 3, 4, 5 лет

Наверняка у вас уже есть собственный сборник детских высказываний, «перлов». Наши дети нас удивляют, умиляют, смешат, а порою поражают остротой и нестандартностью своей мысли.

Катя (5 лет)

— Есть у нас танкисты, есть и моряки, есть и «террористы» — мелкие стрелки (в оригинале — «артиллеристы — меткие стрелки»).

Мальчик Гера (6 лет) внимательно слушает сказку К. Чуковского «Путаница». После фразы «Приходили два ерша поливали из

ковша» говорит:

— Ну, хоть эти догадались...

Папа рассказывает Маше (4 года), какие бывают профессии:

— Одни люди на работе пекут хлеб, другие — лечат

детей, третьи —...

—... зарабатывают деньги, — подсказывает Маша.

Егор (3 года): — А что это за кружочек на двери?

— Глазок.

Восхищенно:

— О! Дверь с глазками.

У Жени (3 года) спросили, любит ли она маму:

— Да, конечно, она ведь совсем не кусается.

Настя (3 года)

Мама спрашивает дочь:

Дочь, кто шьёт одежду?

Даша (3 года). Размышления на вечную тему:

- «Жених» - это тот, кто покупает конфеты и целуется, а «муж» - тот, кто жома обедает и моет посуду.

Притча про мамину шубу:

Мама! Как мне твоя шуба нравится! Я просто ею восхищаюсь. Она тебе так идёт: ты в ней на овчарку похожа.

Настя (3 года)

Бабушка, давай поиграем!

Давай, а как мы будем играть?

Ты будешь дочкой, а я - мамой.

Дочка, ну-ка собирай игрушки!

Мама с нежностью обращается к Кате (3 года):

Катенька, мой маленький козлёночек!

Катя в ответ:

Мамочка, моя большая козлиха!

Период лепета. Стимуляция его развития

Появляется в возрасте 5-6 мес и представляет собой сочетание согласных с гласными. Переход к лепету связан с выработкой ритмичности и согласованности дыхания и движений артикуляционного аппарата. В середине первого года жизни созревают стриарные подкорковые ядра и усложняется мотивационная сфера ребенка. Функционирование стриарных ядер начинается исподволь, что обнаруживается в появлении таких эмоциональных выразительных реакций, как смех и плач (Винарская Е.Н., 1987). С его появлением можно говорить о начале синтагматической организации речи - соединении отдельных артикуляций в линейную последовательность с модуляцией по тембру и высоте.
Вначале лепет носит самопроизвольный характер. Ребенок вслушивается в произносимые им звуки и пытается их воспроизвести. Появление эхолалии (имитационного звукоподражания) приводит к быстрому росту употребляемых слогов и звуков. Процесс носит активный характер: младенец смотрит на взрослого, следит за движением губ и повторяет услышанное.
Важную роль при этом играет способность управлять артикуляционным аппаратом на основе зрительного и слухового восприятия. К 8-му месяцу звуковой состав усложняется звукосочетаниями «те-те-те», «та-та-та», «тла», «дла» и др. Чаще употребляется гласный «и». Возникает «о» как самостоятельный звук (Микиртумов Б.Е., Кощавцев А.Г., Гречаный С.В., 2001).
Лепет начинает напоминать песню. Появляется способность к соединению разных слогов (стадия словесного лепета). Исследования звукового состава лепета позволили установить ряд его закономерностей: 1) наличие в составе лепета большей части звуков, несвойственных русскому языку; 2) разнообразие и тонкая дифференцировка; 3) замещение труднопроизносимых звуков близкими по артикуляции; 4) зависимость овладения произношением от преимущественного развития голосового аппарата; 5) зависимость последовательности появления звуков от сложности их произношения.
Из великого множества врожденных лепетных синергии в обиходе ребенка остаются лишь те, которые систематически подкрепляются внешними звуковыми комплексами (Винарская Е.Н., 1987).
На 9-м месяце лепет приобретает точный и дифференцированный характер. Возможно произношение сочетаний «ма-ма», «ба-ба» вне связи с определенными людьми (двуслоговый лепет).
Усиленная акцентуация материнской речи, обращенной к ребенку, с обилием в ней эмоционально выделенных ударных слогов (Сашенька, дорогой ты мой), а также отмеченные К.И.Чуковским эпизоды страстных ритмических обращений кормящей матери к младенцу «Буцики, Муцики, Дуцики» или «рубашонка, шонка, шонка»), во время которых мать ласкает и целует его, ведут к тому, что ударные слоги в совокупности с их зашумленными предударными и заударными «соседями» получают в речи матери единое звучание меняющейся звучности: то нарастающей, то спадающей. Ощущая эти эффекты звучности, ребенок подражательно воспроизводит их в своих лепетных реакциях и начинает таким образом операционно осваивать звуковую структуру целостных псевдослов, соотносящихся в материнской речи уже не со слогами, а с частями фонетических слов, фонетическими словами и их сочетаниями (Винарская Е.Н., 1987).
Наблюдения показывают, что первоначальные лепетные цепи из стереотипных вокализаций (а-а-а и т. п.) сменяются в 8-10 мес. цепями из стереотипных сегментов с шумовым началом (тя-тя-тя и т. п.); затем в 9-10 мес. появляются цепи из сегментов со стереотипным шумовым началом, но с уже меняющимся во-, кальным концом (тё-тя-те и т. п.) и, наконец, в 10-12 мес. появляются цепи из сегментов с меняющимися шумовыми началами (ва-ля, ма-ля, да-ля; па-на, па-па-на, а-ма-на, ба-ба-на и т. п.).
Длина лепетных цепей в возрасте 8 мес. максимальна и составляет в среднем 4-5 сегментов, хотя в отдельных случаях она может достигать 12 сегментов. Затем среднее количество сегментов цепи начинает падать и составляет к 13-16 мес, 2,5 сегмента, что близко к среднему числу слогов в словоформах русской речи - 2,3.
Звуковой состав лепета - результат кинестетической «настройки» артикуляционного аппарата по слуховому, акустическому подражанию речи окружающих (Шохор-Троцкая М.К., 2006).
У глухих от рождения детей не развивается ни самоподражание, ни подражание речи окружающих. Появившийся у них ранний лепет, не получая подкрепления со стороны слухового восприятия, постепенно замирает (Нейман Л.В., Богомильский М.Р., 2001).
Последовательность овладения звуками лепета определяется закономерностями развития речедвигательного анализатора: на смену грубым артикуляционным дифференцировкам приходят все более тонкие, а легкие артикуляционные уклады уступают место трудным (Архипова Е.Ф., 1989).
Наиболее интенсивный процесс накопления звуков лепета происходит после шестого месяца в течение седьмого месяца, затем процесс накопления звуков замедляется и новых звуков появляется мало. Процесс интенсивного накопления звуков в лепете совпадает с периодом миелинизации, значение которой заключается в том, что с ее наступлением связан переход от генерализованных движений к более дифференцированным (Н.А. Бернштейн). От 7-8 месяцев до одного года артикуляция особенно не расширяется, но появляется понимание речи. Семантическую нагрузку в этот период получают не фонемы, а интонация, ритм, а затем общий контур слова (Архипова Е.Ф., 2007).
К 10 месяцам формируется более высокий уровень коммуникативно-познавательной активности. Все это стимулирует скачок в мотивационной сфере ребенка. Осуществляя эмоциональное взаимодействие с ребенком, мать систематически обращает свое внимание на различные объекты окружающей действительности и тем самым выделяет их голосом, своими эмоциями. Ребенок усваивает эти «эмоциональные метки» предметов вместе с соответствующими им звуковыми образами. Подражая матери и используя уже доступные ему цепочки лепетных сегментов, он воспроизводит первые лепетные слова, по форме все более приближающиеся к звуковой форме слов родного языка (Архипова Е.Ф., 2007).
Период лепета совпадает с формированием у ребенка функции сидения. Первоначально ребенок пытается присаживаться. Постепенно у него возрастает способность удерживать туловище в положении сидя, что обычно окончательно формируется к б-ти месяцам жизни (Белякова Л.И., Дьякова Е.А., 1998). Голосовой поток, характерный для гуления, начинает распадаться на слоги, постепенно формируется психофизиологический механизм слогообразования.
Лепетная речь, являясь ритмически организованной, тесно связана с ритмическими движениями ребенка, потребность в которых появляется к 5-6-ти месяцам жизни. Взмахивая руками или прыгая на руках у взрослых, он по несколько минут подряд ритмически повторяет слоги “та-та-та”, “га-га-га” и т.д. Этот ритм представляет собой архаическую фазу языка, что и объясняет его раннее появление в речевом онтогенезе. Поэтому очень важно давать ребенку свободу движения, что влияет не только на развитие его психомоторики, но и на формирование речевых артикуляций.
После 8-ми-месяцев постепенно звуки, не соответствующие фонетической системе родного языка, начинают угасать.
Примерно к 11 месяцам появляются цепи с меняющимся шумовым началом (ва - ля, ди - ка, дя - на, ба - на - па, э - ма - ва и т.д.). При этом какой-либо один слог выделяется длительностью, громкостью, высотой звука. Вероятнее всего, так в доречевых средствах общения закладывается ударение (Н.И. Жинкин).
В.И. Бельтюков выявил последовательность появления согласных звуков в лепете по принципу уменьшения контрастности группы согласных звуков при появлении в лепете: ротовые и носовые, звонкие и глухие, твердые и мягкие (переднеязычные), язычные (смычные и щелевые).
Часть лепетных звуков, которые не соответствуют фонемам слышимой ребенком речи, утрачиваются, появляются новые речевые звуки, сходные с фонемами речевого окружения.
Выделяют и третий этап в развитии лепета, во время которого ребенок начинает произносить “слова”, образованные повторением одного и того же слога по типу: “баба”, “ма-ма”. В попытках вербальной коммуникации дети в 10-12 месяцев жизни уже воспроизводят наиболее типичные характеристики ритма родного языка. Временная организация таких доречевых вокализаций содержит элементы, аналогичные ритмическому структурированию речи взрослых. Такие “слова”, как правило, не соотносятся с реальным предметом, хотя ребенок произносит их достаточно четко. Этот этап лепета обычно бывает коротким, и ребенок вскоре начинает говорить первые слова.
Этапы развития лепета (по В.И. Бельтюкову):
1 этап - наследственная программа озвученных артикуляторных движений, реализуемая независимо от слуха детей и речи окружающих;
2 этап – формирование механизма аутоэхолалии;
3 этап – появление сочетаний звуко-слоговых комплексов, физиологических эхолалий и переход к активной речи
Произнесение этих звуков приятно ребенку, поэтому его лепет продолжается иногда все время бодрствования (Мухина В.С., 1999).
Как ни странно, качество и активность лепета во многом связаны с тем как ребенок вскармливается, а именно, совершаются в актах вскармливания полноценные сосательные движения, или в нужном ли объеме. Детям-искусственникам, которых, к сосанию теперь большинство, часто не хватает таких вот действии губы и язык не набирают достаточной силы, а главное - подвижности и дифференцированное (способности действовать разными частями отдельно). Это может сыграть отрицательную роль в речевом развитии. Если невозможно естественное вскармливание, то необходимы ложки с маленькими отверстиями. Ребенок должен трудиться, добывая пищу, до капелек пота на лбу. Дети, у которых мышцы языка набрали достаточную силу и подвижность, любят играть с ним. Они высовывают его, облизывают губы, жуют беззубыми деснами, поворачивают набок и в разные стороны (Визель Т.Г., 2005).
Лепет необходим, чтобы тренировать связи между произношением и слухом, чтобы развить контроль слуха за произношением звуков (Исенина Е.И., 1999). Младенец способен воспринимать улыбку, жест, слово, только к нему лично обращенные. Только на них он реагирует соответствующим оживлением, улыбкой, звуком (Тихеева Е.И., 1981).

Признаки дизонтогенеза лепета:

Позднее начало лепета (позже 6 месяцев) (появление лепета позже 8 месяцев – один из признаков интеллектуальной недостаточности, ДЦП);
Отсутствие лепета или какой-либо из его стадий.
Бедность звукового содержания лепета (ограничение его звуками: ма, па, эа, аэ).
Отсутствие слоговых рядов в лепете: представлены только отдельные слоги.
Отсутствие в лепете механизмов аутоэхолалии и эхолалии.
Отсутствие губно-зубных, передне-, средне-, заднеязычных согласных в лепете.
Резкое преобладание в лепете губных и гортанных звуков.

Приемы стимуляции лепета.

  • Создаются моменты абсолютной тишины, когда ребенок может прислушиваться к невидимому, но близкому источнику звуков (речь человека, мелодичный напев, игра на музыкальном инструменте). Чтобы вызвать речевое подражание, следует находиться в поле зрения малыша, учить ребенка произвольно произносить сначала те звуки, которые имеются в его спонтанном лепете, и постепенно добавлять новые, близкие по звучанию звуки и слоги. Полезно включать ребенка в коллектив лепечущих детей (Бородич А.М., 1981)
  • Материал для лепета малыш извлекает из окружающей среды сам, поэтому ему так нужны звучащие игрушки. Кроме них, детям полезны и те, которые «звенят, стучат, мычат, свистят, шипят...» Он будет слушать их звуки и из каждого звучания извлекать что-то свое, находящее отражение в лепете (Визель Т.Г., 2005).
  • Беспрепятственное развитие всего моторного аппарата оказывает огромное влияние на развитие языка ребенка (Тихеева Е.И., 1981).
  • Играйте с малышом, сидя лицом к лицу.
  • Повторяйте за ребенком звуки, которые он произносит. Делайте паузы, давая ему возможность ответить вам.
  • Имитируйте лепет младенца. Старайтесь полностью сохранять темп, тембр и высоту детской речи. Произнося губные звуки и слоги, привлекайте внимание ребенка к своему рту. Делайте паузы, давая ребенку время повторить звуки.
  • Используйте сочетание цепочек движений с цепочками слогов: произнося слоги, например, ба-ба-ба, ма-ма-ма, совершайте с ребенком подпрыгивания. Для этого можно посадить ребенка на большой мяч, другую пружинящую поверхность, или просто к себе на колени.
  • Для стимуляции губ можно рекомендовать игры с соской. Взрослый «забирает» ее у ребенка, чтобы малыш тянулся следом губами.
  • Расположить указательный палец на верхней губе, совершать поглаживающие движения по направлению к ней от носа (Соломатина Г.Н., 2004).
  • В этот период целесообразно стимулировать произнесение за взрослым простых слогов. Рекомендуется распевать простые слоги и слова:
  • Ма-ма-ма-ма, мамочка! Па-па-па-па, папочка! Ба-ба-ба-ба, бабушка! Му-му-му-му, мурочка! Ки-ки-ки-ки, кисонька!
  • Проводить пассивную артикуляционную гимнастику.
  • Стимулируют возможность локализации звука в пространстве не только на звуковые раздражители, но и на имя ребенка. Постепенно вводят звуки, различающиеся по высоте, силе, длительности.
  • Во время занятий с ребенком привлекают его внимание не только к игрушкам, но и к окружающему. Стремятся, чтобы ребенок узнавал мать, настораживался при виде неожиданно изменившегося лица матери, например, надевшей маску или накинувшей на лицо платок. В этот период приобретают значение специально подобранные игрушки, различные по величине, цвету, форме, движущиеся, озвученные. Стремятся привлечь внимание к игрушке, к манипуляциям с нею, прячут игрушки, чтобы вызвать эмоциональное отношение к каждой игрушке в отдельности, к выделению наиболее интересующей и полюбившейся ребенку игрушке.
  • Поглаживание жесткой щеткой кончиков пальцев продолжается еще некоторое время. Щетки должны быть яркими и различными по цвету.

Литература

1. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов. - М.: АСТ: Астрель, 2007. - 224 с.
2. Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 224 с.
3. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: Прочвещение, 1981. - 256 с.
4. Исенина Е.И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни. - М.: ОАО ИГ «Прогресс», 1999. - 80 с.
5. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – М.: Просвещение, 1981
6. Соломатина Г.Н. Стимуляция речевого развития детей с врожденными расщелинами губы и нёба.//Логопед. – № 2. – 2004.

Нет на земле гимна торжественнее,
чем лепет детских уст.
(Виктор Гюго)

Речь начинает развиваться практически с первых дней жизни и проходит несколько этапов развития.
Самым первым речевым проявлением является крик. Крик носит рефлекторный характер и является реакцией на различные дискомфортные состояния (голод, боль, мокрые пеленки и пр.). У здорового новорожденного крик громкий, чистый, с коротким вдохом и удлиненным выдохом. А у детей с органическим поражением ЦНС, у которых в последствии выявляются расстройства речи, крик или пронзительный, или очень тихий в виде всхлипываний, или может отсутствовать вообще. Обычно период младенческих криков длится от рождения до 2 месяцев. На 2-3 месяце крик начинает качественно меняться и у ребенка появляется гуление и смех. Крик меняется в зависимости от состояния ребенка. Малыш по-разному сообщает маме о своих потребностях (чувстве голода, дискомфорте, болевых ощущениях и т.д.) и мама по интонации крика легко узнает, что нужно ее ребенку.
Именно в этот период начинает формироваться интонационный язык, которым ребенок будет пользоваться всю свою жизнь. У большинства здоровых детей в это время появляется начальное гуление - «гуканье». Звуки возникают в ответ на улыбку и разговор взрослого с ребенком, происходит переход от рефлекторных звуков к звукам общения. Ребенок активнее гулит в присутствии взрослых, у него появляется улыбка и первый смех - повизгивание в ответ на эмоциональное общение с окружающими взрослыми, у ребенка формируется комплекс оживления (эмоционально-двигательная реакция на появление взрослого). Элементом комплекса оживления выступает гуление, которое отличается от короткого гуканья певучестью.
Гуление - представляет собой певучее произнесение цепочек гласных звуков, близких к [а, у, ы], часто в сочетании с согласными [г, м]. Насторожить родителей в этот период должно отсутствие или недостаточность интонационной выразительности крика и гуления, однообразное тихое гуление; отсутствие смеха. Гуление важный этап довербального (дословесного) развития речи. В это время наряду с подготовкой речевого аппарата к произношению звуков, осуществляется процесс развития понимания речи, когда малыш учится управлять интонацией.
Здоровый ребенок рано начинает улавливать интонацию взрослого и реагировать именно на нее. Малыш улыбается, произносит удовлетворенно звуки, если взрослый говорит доброжелательным, ласковым тоном, и наоборот кричит, если взрослый сердится и в его голосе сердитая, раздраженная, недовольная интонация. Ребенок еще не понимает смысла обращенной к нему речи, но чутко реагирует на интонацию. Общение между ребенком и взрослым строится на эмоциональной основе. Это и есть первые уроки родного языка.