Масару ИбукаПосле трёх уже поздно. После трех уже поздно? После 3 будет поздно

Главная цель книги «После трех уже поздно» - пропаганда идей раннего развития. Масару Ибука, больше известный в мире как основатель корпорации Sony, написал ее почти полвека назад. Поэтому нет ничего удивительного в том, что большинство рецензентов оставляют отзывы на книгу в духе «ничего нового для себя не открыл». Однако тот факт, что эта работа по-прежнему переиздается на многих языках чуть ли не ежегодно, заставляет обратить на нее внимание.

Основные мысли книги просты, и, раскрывая их, автор логичен и последователен. К 3 годам развитие клеток головного мозга человека завершается на 70-80 процентов. Следовательно, крайне желательно начинать заниматься развитием ребенка буквально с рождения. При этом под ранним развитием автор понимает не насильственное вскармливание детей фактами и цифрами, а скорее наличие у них возможности познакомиться с как можно большим числом областей науки и искусства.

Автор утверждает, что способности и характер человека не предопределены от рождения, а большей частью формируются в определенный период его жизни. «Ни один ребенок не рождается гением, и ни один - дураком. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка. Это годы с рождения до трехлетнего возраста… Любой ребенок, если ему дать то, что нужно и когда нужно, должен вырасти смышленым и с твердым характером».

При этом автор достаточно безапелляционно заявляет, что несмотря на то, что мышление, творчество, чувства развиваются и после трех лет, они используют базу, сформированную к этому возрасту. И если в первые три года не была создана прочная основа, учить в дальнейшем, как именно ее использовать, бесполезно. «Это все равно, что пытаться достигнуть хороших результатов, на плохом компьютере», - пишет он.

Наследственности и генам Ибука отводит весьма небольшую роль в формировании личности и способностей ребенка: «По моему мнению, в развитии ребенка образование и среда играют большую роль, чем наследственность. Именно благодаря окружающей среде и жизненному опыту дети, такие одинаковые при рождении, вырастают с разными способностями и характерами».

Ибука - сторонник совместного сна и тесного физического контакта между родителями и малышом. По его мнению, чем чаще ребенка берут на руки, тем лучше для него. Также огромную роль он отводит атмосфере, которая царит в семье. «Совсем необязательно делать что-то особенное, чтобы способствовать раннему развитию вашего ребенка. Самое лучшее для начала - это создать гармоничные отношения между мужем и женой и приятную психологическую атмосферу дома». Ну и основной рецепт: «Самое лучшее воспитание для ребенка - это материнская любовь».

Раннее развитие для автора - это не пичканье малыша информацией и стремление научить его рано читать и писать. Скорее, это развитие у него умения рассуждать, оценивать. В качестве основного метода воспитания автор предлагает не целенаправленное обучение ребенка чему-либо, а попытку заинтересовать его предметом. Особое внимание Масару Ибука уделяет созданию необходимых условий: «Например, для того чтобы у ребенка появилось желание рисовать, вокруг него должно быть достаточно карандашей и бумаги. Бесполезно ждать, чтобы у малыша появилось желание к чему-либо, если условия для этого не созданы».

При этом в книге достаточно много спорных моментов. Так, утверждение, что «ребенок, воспитанный неразговорчивым угрюмым человеком, будет всегда не в духе, а воспитанный небрежным человеком будет небрежен», вызывает как минимум недоумение. А фраза «шлепать ребенка можно только пока он еще слишком мал и не может воспринять это как оскорбление» вызывает оторопь у современных мам, привыкших к западным либеральным ценностям, где физические наказания неприемлемы в принципе. Постулат о том, что при воспитании ребенка не рекомендуется пользоваться услугами нянь («не следует передоверять воспитание ребенка другому лицу, особенно пока он маленький»), также идет вразрез с современными условиями жизни, в которых профессиональная реализация в системе жизненных ценностей для многих женщин занимает не меньшее место, чем семья.

Книга написана простым языком, читается легко, и факты, которые автор приводит в доказательство своих идей, весьма наглядны. Из минусов можно отметить многочисленные повторения одних и тех же идей и достаточно большое количество «воды» в тексте, даже при том, что книга совсем не большая по объему. Можно отметить и то, что в процессе чтения не оставляет чувство, что автор притягивает за уши примеры и факты, да и постулирование глубоких выводов на основании одного-двух примеров не добавляет автору доверия. Равно как и многочисленные отсылки на неопределенный круг лиц: «многие взрослые», «некоторые психологи» и т.д. - для доказательства верности своих идей.

Тем не менее, уделить вечер прочтению книги не помешает. В конце концов, узнать мнение далеко не глупого человека, который рассуждает о таких важных вещах, как воспитание детей и атмосфера внутри семьи, довольно интересно.

Комментирует Галия Нигметжанова, детский, возрастной психолог, ведущий специалист Психологического центра поддержки семьи «Контакт»:

Сначала отметим, что «После трех уже поздно» была написана полвека назад, и ее идеи -это полемическое противопоставление традиционному воспитанию. Отголоски традиционного подхода, правда, мы видим и сегодня. Но десятилетия и даже столетия это было основным. Считалось, что маленький ребенок, новорожденный, младенец, малыш, который еще не разговаривает, нуждается, прежде всего, в хорошем уходе: сытная еда, достаточный сон, тепло, сухая чистая одежда. И этого довольно. Довольно для выживания. Детская смертность была высока, и выживание маленького ребенка было главной задачей окружающих взрослых.

Времена изменились. Японский автор Масару Ибука хорошо почувствовал это. Его взгляды произвели некогда революцию в умах родителей и по сей день интересны многим. Он заявил правильные вещи: с самого рождения ребенка мы имеем дело не с нежным ростком, требующим только ухода, а с индивидуальностью. Помогать индивидуальности реализовать все, что возможно, нужно начиная с рождения, не откладывая. И для этого есть сильная, заложенная природой, основа - мозг человека с большими возможностями обучения. К сожалению, многие возможности человеческого мозга мы пока еще не знаем, но и то, что знаем, зачастую не используем. Вот основное послание революционной книжки.

В развитых странах эта точка зрения сегодня всеми принята. Мало кто из родителей лишь выхаживает, ухаживает за ребенком. Еще до рождения малыша взрослые выстраивают концепцию его будущего развития. Они знают, кого бы им хотелось вырастить. Родители много читают, ходят на лекции и семинары. Полемика идет по другому вопросу: как именно понимать развитие ребенка. Если мы его понимаем просто как некоторую сумму приобретенных навыков - это одна позиция. Тогда чем больше навыков - от умения кататься на коньках и велосипеде до понимания и говорения на иностранных языках - освоено ребенком, тем больше мы, как родители, вложили в ребенка. Мы молодцы! И чем раньше, тем лучше.

Если развитие ребенка мы определяем как процесс понимания себя в этой жизни - кто я, зачем я, каков этот мир и я в этом мире, как я могу наиболее полно прожить свою жизнь - то эта другая позиция. В этом подходе развитие человека длится всю его жизнь, от первого до последнего дня. Оно не линейно, не поступательно, в этом процессе есть прорывы, и есть отступления, есть ровные периоды, и есть кризисы. Задачи родителей по отношению к ребенку здесь много сложнее. Не просто отвести ребенка в секцию, кружок, пригласить педагога, купить вовремя нужные кубики или карточки. Нет! Может, и это, но не только и не столько. Выстраивание глубоких, эмоционально теплых отношений с ребенком с первого его дня. Тогда и выбор секций, кружков и многого другого происходит в тонкой настройке на нужды, потребности ребенка, его уникальные интересы.

Каков он, мой ребенок? Азартный, застенчивый, очень общительный, тревожный, непоследовательный, упрямый. Согласитесь, мы видим это в ребенке очень рано. Что ему на самом деле нужно? Как я могу ему помочь? Быть ему опорой в достижении трудных целей (его, не моих целей!) и не вмешиваться в те процессы, с которыми он может справиться сам. Как различать эти ситуации, где мне надо вмешиваться, и где вмешательство затормозит развитие ребенка? Вот задача задач для родителей в плане развития их ребенка. Я бы отталкивалась от второй точки зрения.

Человеку для реализации себя можно опираться на три важнейших личностных качества. 1) На глубокое доверие к миру, ощущение того, что мир хорош, чтобы проживать в нем свою жизнь. 2) На доверие к себе, я в этом мире могу что-то сделать сам, я могу на себя полагаться. 3) На свое инициативное начало: я могу выдвинуть идею по преобразованию отношений или предметного мира и претворить это в жизнь. Эти личностные качества действительно закладываются в первые три года. Если все идет благополучно, то это создает очень крепкий фундамент человеку в жизни. Мы не можем предусмотреть все, что с нами случится, но качества эти помогут нам выстоять. Поэтому, может быть, и стоит почитать эту книжку, чтобы просто проникнуться важной идеей: человек родился, и он заслуживает того, чтобы сразу вкладываться в его развитие, с первого дня, никуда не откладывая.

Несколько слов все же о приобретении навыков. Чтение и счет - это тоже навыки, пусть сложные. Действительно, определенные навыки гораздо легче приобретаются в раннем возрасте. Мозг пластичен, высоки подражательные способности. Подражание, как свойство человека, примерно до 9 лет помогает обучаться новому. Пик приходится на возраст от 2 до 5 лет. Поэтому какие-то вещи после трех лет осваивать приходится действительно сложнее, дольше. То, что раньше усваивалось по схеме «вижу, подражаю, воспроизвожу», в более поздних возрастах требует речевой инструкции, опоры на логику, развернутой ориентировки и тренинга, тренинга, тренинга.

А что касается английского и бассейна, может быть, совсем не обязательно следовать заданному шаблону? Знаете ли вы, какой язык будет востребован, когда ваш ребенок вырастет? Вполне возможно, что не английский, а китайский. Или изучение иностранного языка через 20 лет вообще перестанет быть актуальной задачей. Например, корпорация Apple или кто-то еще выпустит универсальный портативный переводчик, который будет за нас говорить и переводить любую фразу. Мы не можем знать заранее, в каком мире будет жить наш ребенок завтра. Другое дело, если мы решаем иные задачи. Учить прилагать усилие, например. Или организовывать свое время. Или преодолевать барьеры. Или владеть своим телом, координацией, ловкостью. Вы ведь рано приобщаете к плаванию или роликам не ради своих амбиций, вот и придерживайтесь этих рамок, не требуйте от ребенка всего и сразу. Очень часто родители отдают своего ребенка в секцию с благородной целью развития полезных в жизни навыков, а потом начинают ждать от него результатов: участвуй в соревнованиях, занимай первые места и так далее. Но ведь ваша первоначальная задача не в этом состояла, правильно?

Повторимся. Стоит заняться формированием навыков уверенности, самостоятельности, инициативности, о которых мы говорили выше. Остальное приложится. Может, не до трех лет, но имеет высокие шансы случиться в жизни.

Давайте просто смотреть на то, кто у нас родился. Дети - как «инопланетяне», с ними надо сначала познакомиться. И деликатно создавать условия для развития личных индивидуальных способностей, убирая из поля детско-родительского взаимодействия наши амбициозные желания. Мы не можем программировать жизнь ребенка. Мы можем спокойно наблюдать за тем, какие интересы у него появляются, и одновременно показывать свой интерес к чему-либо. Жить свою насыщенную полную жизнь. Наше-то развитие тоже продолжается. И нам в любом нашем возрасте не поздно осваивать новое, а ребенок может к этому присоединяться.

Подводя итоги, скажу: да, после трех может быть поздно. Но поздно что? Сформировать важнейшие, по-настоящему жизненные навыки - доверия к миру и уверенности в себе, самостоятельности и инициативности. Если же эти качества в ребенке заложены в первые годы жизни, то, опираясь на них, все остальное задуманное он сможет реализовать сам.

Книга Масару ИБУКА «После трех уже поздно» стала настоящей иконой для родителей, стремящихся развивать детей с пеленок. Книга формулирует основные постулаты раннего развития, призывая начать заботиться об интеллектуальном развитии детей с самого момента их рождения и даже раньше. Масару ИБУКА утверждает:

  • ЛЮБОЙ ребенок, если дать ему то, что нужно и когда нужно, вырастет смышленым и будет иметь твердый характер.
  • На развитие ребенка, его возможности и способности влияют люди и окружающая его среда.
  • Невмешательство в развитие ребенка в раннем возрасте, неуважение его воли - большая ошибка!
  • 3 года - возраст, когда мозг ребенка достигает 80% своего взрослого потенциала. И первые 3 года критичны для развития ребенка.
  1. Чаще берите ребенка на руки. Тактильное общение играет большую роль в умственном развитии ребенка.
  2. Разрешайте ребенку спать в вашей постели. Совместный сон оказывает развивающее воздействие на ребенка.
  3. Не сюсюкайтесь. Разговаривайте с ребенком на взрослом языке с самого рождения.
  4. Занимайтесь с ребенком каждый день. Ведь даже 1 занятие в день приводит к удивительным результатам.
  5. Не ссорьтесь при ребенке. Ваш ребенок очень тонко чувствует негатив и тревогу.
  6. Поощряйте желание ребенка общаться с другими детьми. Это отлично стимулирует ум ребенка, соревновательность, стремление быть первым.
  7. Ребенку нужна не только мама, но и ПАПА. Не должно быть никаких ограничений в общении между папой и ребенком.
  8. Не запрещайте ребенку отстаивать свои интересы и даже ссориться . Ссоры развивают навык общения.
  9. Хвалите и наказывайте аккуратно. Хвалите за дело, особенно мальчиков, наказывайте редко.
  10. Не навязывайте ребенку свои ХОРОШО и ПЛОХО. Пусть ребенок сам наберется жизненного опыта с вашей помощью и со временем сам начнет это различать.
  11. Побуждайте и поддерживайте интерес ребенка к чему-либо. Создайте для этого необходимые условия.
  12. Повторяйте пройденный материал. Это формирует правильные схемы в мозгу ребенка.
  13. Не считайте детские фантазии глупыми. Способность мечтать и фантазировать формирует творческий потенциал ребенка.
  14. Заучивайте стихи. Это тренирует память.
  15. Окружите ребенка лучшими проявлениями человечества. Слушайте классическую музыку, показывайте произведения искусства, читайте художественную литературу.
  16. Не ограничивайте ребенка. Все, что делает ребенок руками, развивает его интеллект и творческие задатки.
  17. Стимулируйте проявление нестандартного мышления у ребенка. Стандарты воспитывают стандартного человека.
  18. Не покупайте ребенку все, что он просит. Избыток игрушек рассеивает внимание ребенка, в последствии ему будет сложно учиться.
  19. Развивайте тактильные ощущения. Предлагайте ребенку потрогать предметы из разных материалов - мягкие и твердые, тяжелые и легкие, гладкие и шершавые, и т.п.
  20. Предлагайте ребенку игрушки из деталей. Ребенок испытает огромную радость от того, что смог собрать ее сам. В эпоху готовых игрушек это большая редкость.
  21. Развивайте мелкую моторику ребенка - лепкой, аппликацией, вырезанием и складыванием фигур. Как известно, «ум ребенка - на кончиках его пальцев».
  22. Ходите с ребенком. Ходьба очень полезна, ведь во время ходьбы задействовано 400 мышц тела из 639.
  23. Не ждите от работы ребенка результата. Ведь для ребенка важен процесс, а не результат. Пусть трудится столько, сколь ему это интересно.
  24. Не насилуйте волю малыша. Заставляя его делать что-то против воли, вы подрываете его веру в себя.
  25. Не относитесь к ребенку как к своей собственности. Это не так. Кроме того, это может стать причиной неверия в свои силы.

Текущая страница: 1 (всего у книги 9 страниц) [доступный отрывок для чтения: 7 страниц]

Каждая мама желает видеть своего ребенка смышленым и творческим, открытым и уверенным в себе. Но, к сожалению, не каждая знает, как поспособствовать бережному развитию интеллекта своего малыша.

Книга Масару Ибуки «После трех уже поздно» рассказывает о необходимости и важности раннего развития детей. Ведь первые три года жизни – неповторимый период в формировании интеллектуальных способностей ребенка, когда каждый день может стать важным этапом бурного и всестороннего роста.

Эта книга перевернула мою жизнь. Она помогла правильно и осознанно подойти к развитию моих собственных детей. И я не встретила еще ни одной мамы, которая, прочитав эту книгу, не прониклась бы идеей раннего развития. Мы уверены, что теперь таких мам и пап у нас станет больше.

Инициируя переиздание книги Масару Ибуки, мы хотим доставить родителям маленьких детей удовольствие от ее чтения. А еще большее удовольствие они получат от будущих успехов своих малышей. Мы очень хотим, чтобы в нашей стране стало больше умных детей и счастливых родителей.


Евгения Белонощенко,

основатель и душа компании «Бэби-клуб»

Masaru Ibuka


Kindergarten Is Too Late!


Масару Ибука


После трех уже поздно


Перевод с английского Н. А. Перовой



Издательство Студии Артемия Лебедева

Вступление к английскому изданию

Если за добротой и благожелательностью, с которой написана эта книга, вы почувствуете и важность того, о чем она повествует, то, возможно, вместе с другими подобными книжками она совершит в ваших представлениях одну из самых великих и добрых революций в мире. И я искренне желаю, чтобы эта цель была достигнута.

Представьте себе революцию, которая принесет самые замечательные перемены, но обойдется без кровопролития и мучений, без ненависти и голода, без смерти и разрушений.

У этой самой доброй из революций есть только два врага. Первый – закоснелые традиции, второй – существующее положение вещей. Не обязательно, чтобы укоренившиеся традиции разбивались вдребезги и древние предрассудки исчезали с лица Земли. Не надо разрушать то, что все еще может приносить хоть какую-то пользу. Но то, что сегодня кажется ужасным, пусть постепенно исчезнет за ненадобностью.

Теория Масару Ибуки делает возможным уничтожение таких реалий, как невежество, неграмотность, неуверенность в себе, и, кто знает, может быть, принесет, в свою очередь, уменьшение бедности, ненависти и преступлений.

Книга Масару Ибуки не дает этих обещаний, но проницательный читатель все время будет иметь перед глазами такую перспективу. По крайней мере такие мысли рождались во мне, пока я читал эту книгу.

Эта удивительно добрая книга не делает ошеломляющих заявлений. Автор просто предполагает, что маленькие дети обладают способностью научиться чему угодно.

Он считает, что то, что они усваивают без каких-либо усилий в два, три или четыре года, в дальнейшем дается им с трудом или вообще не дается. По его мнению, то, что взрослые осваивают с трудом, дети выучивают играючи. То, что взрослые усваивают со скоростью улитки, детям дается почти мгновенно. Он говорит, что взрослые иногда ленятся учиться, тогда как дети готовы учиться всегда. И утверждает он это ненавязчиво и тактично. Его книга проста, прямолинейна и кристально ясна.

По мнению автора, одним из самых сложных занятий для человека является изучение иностранных языков, обучение чтению и игре на скрипке или фортепьяно. Такими навыками взрослые овладевают с трудом, а для детей – это почти неосознанное усилие. И моя жизнь – яркое подтверждение тому. Хотя я пытался выучить целую дюжину иностранных языков, поскольку работал учителем на всех континентах, обучая детей как из самых привилегированных слоев общества, так и из самых низов, по-настоящему я знаю только родной язык. Я люблю музыку, но не умею играть ни на одном музыкальном инструменте, даже не могу как следует запомнить мелодию.

Чтобы наши детишки, подрастая, свободно говорили на нескольких языках, умели плавать, ездить верхом, писать маслом, играть на скрипке – и все это на высоком профессиональном уровне, – нужно, чтобы их любили (что мы и делаем), уважали (что мы делаем редко) и предоставляли в их распоряжение все то, чему мы бы хотели их научить.

Нетрудно представить себе, насколько мир будет богаче, здоровее, безопаснее, если все дети будут знать языки, искусство, основы наук прежде, чем достигнут подросткового возраста, чтобы затем использовать последующие годы для изучения философии, этики, лингвистики, религии, а также искусства, науки и так далее на более продвинутом уровне.

Нетрудно представить себе, каким был бы мир, если бы огромное желание детей учиться не притуплялось игрушками и развлечениями, а поощрялось и развивалось. Нетрудно представить себе, насколько лучше был бы мир, если бы голод познания трехлетнего ребенка удовлетворялся не только Микки-Маусом и цирком, но и произведениями Микеланджело, Мане, Рембрандта, Ренуара, Леонардо да Винчи. Ведь маленький ребенок обладает безграничным желанием узнать все, чего он не знает, и у него нет ни малейшего понятия о том, что плохо и что хорошо.

Какие же у нас основания доверять советам Масару Ибуки? Что говорит в его пользу?

1. Он не специалист в теории образования, следовательно, не знает, что можно, а что нельзя: необходимое условие для совершения значительного прорыва в устоявшейся области.

2. Он, безусловно, гений. Начав свою деятельность в 1947 году, когда его страна была опустошена, он с тремя молодыми компаньонами и 700 долларами в кармане основал фирму, которую назвал «Сони». Он был одним из тех первопроходцев, которые подняли Японию из руин и отчаяния на уровень мирового лидера.

3. Он не только говорит, он делает. В качестве исполняющего обязанности директора Ассоциации раннего развития и директора организации «Обучение талантов» в Мацумото он в настоящее время дает возможность тысячам японских детей учиться по той программе, которую описал в этой книге. Масару Ибука предлагает изменить не содержание, а способ обучения ребенка.

Выполнимо ли все это или это розовые мечты? И то и другое. И я тому свидетель. Я видел, как в Австралии плавают новорожденные дети супругов Тиммерман. Я слышал, как четырехлетние японские малыши говорили по-английски с доктором Хонда. Я видел, как совсем маленькие детишки выполняли сложные гимнастические упражнения под руководством Дженкинса в США. Я видел, как трехлетние дети играли на скрипке и на рояле с доктором Сузуки в Мацумото. Я видел трехлетнего ребенка, который читал на трех языках под руководством доктора Верса в Бразилии. Я видел, как двухлетние дети из Сиукса катались на взрослых лошадях в штате Дакота. Я получил тысячи писем от мам со всего мира с просьбой объяснить им те чудеса, которые происходят с их детьми, когда их учат читать по моей книге.

Я думаю, что предлагаемая книга – одна из самых важных книг, когда-либо написанных. И я думаю, что ее должны прочитать все живущие на Земле родители.


Глен Доман,

директор Института развития

потенциальных возможностей человека,

Филадельфия, США

Предисловие автора

С древних времен считается, что выдающийся талант – это прежде всего наследственность, каприз природы. Когда нам говорят, что Моцарт дал свой первый концерт в возрасте трех лет или что Джон Стюарт Милл читал классическую литературу по-латыни в этом же возрасте, большинство реагирует просто: «Конечно, они же гении».

Однако подробный анализ ранних лет жизни и Моцарта, и Милла говорит о том, что их строго воспитывали отцы, которые хотели сделать своих детей выдающимися. Я предполагаю, что ни Моцарт, ни Милл не были рождены гениями, их талант развился максимально благодаря тому, что им с самого раннего детства создали благоприятные условия и дали прекрасное образование.

И наоборот, если новорожденный воспитывается в среде, изначально чуждой его природе, у него нет шансов развиваться полностью в дальнейшем. Самый яркий пример – история «волчьих девочек», Амалы и Камалы, найденных в 1920-е годы в пещере к юго-западу от Калькутты (Индия) миссионером и его женой. Они приложили все усилия, чтобы вернуть детям, воспитанным волками, человеческий облик, но все усилия оказались напрасны. Принято считать само собой разумеющимся, что ребенок, рожденный человеком, – человек, а детеныш волка – волк. Однако у этих девочек и в человеческих условиях продолжали проявляться волчьи повадки. Получается, что образование и окружающая среда, в которую попадает младенец сразу после рождения, скорее всего и определяет, кем он станет – человеком или волком!

Размышляя над этими примерами, я все больше и больше думаю о том, какое огромное влияние на новорожденного оказывают образование и окружающая среда.

Эта проблема приобрела величайшее значение не только для отдельных детей, но и для здоровья и счастья всего человечества. Поэтому в 1969 году я занялся созданием организации «Японская ассоциация раннего развития». Наши и зарубежные ученые собрались, чтобы в экспериментальных классах изучить, проанализировать и расширить применение метода доктора Шиничи Сузуки обучения малышей игре на скрипке, который привлекал тогда внимание всего мира.

По мере того как мы продвигались в своей работе, нам стало совершенно ясно, насколько порочен традиционный подход к детям. Мы привычно считаем, что знаем о детях все, тогда как очень мало знаем об их реальных возможностях. Мы уделяем много внимания вопросу о том, чему учить детей старше трех лет. Но согласно современным исследованиям к этому возрасту развитие клеток головного мозга уже завершено на 70–80 процентов. Не значит ли это, что мы должны направить свои усилия на раннее развитие детского мозга до трехлетнего возраста? Раннее развитие не предлагает насильственного вскармливания грудных детей фактами и цифрами. Главное – введение нового опыта «вовремя». Но только тот, кто ухаживает за ребенком изо дня в день, обычно это мама, может распознать это «вовремя». Я написал эту книгу, чтобы помочь этим мамам.


Масару Ибука

Часть 1
Потенциальные возможности ребенка

1. Важный период
Детский сад – это уже поздно

Наверное, каждый из вас помнит из школьных лет, что в классе был особо одаренный ученик, который без видимых усилий становился лидером класса, в то время как другой тянулся в хвосте, как бы ни старался.

В мои годы учителя поощряли нас примерно так: «Умный ты или нет, это не наследственность. Все зависит от своих собственных усилий». И все же личный опыт ясно показывал, что отличник – всегда отличник, а двоечник – всегда двоечник. Казалось, что интеллект предопределен с самого начала. Что было делать с этим несоответствием?

Я пришел к выводу, что способности и характер человека не предопределены от рождения, а большей частью формируются в определенный период его жизни. Давно идут споры: формирует ли человека наследственность или то образование и воспитание, которое он получает. Но до сегодняшнего дня ни одна более или менее убедительная теория не положила конец этим спорам.

Наконец, исследования физиологии мозга, с одной стороны, и детской психологии, с другой, показали, что ключ к развитию умственных способностей ребенка – это его личный опыт познания в первые три года жизни, то есть в период развития мозговых клеток. Ни один ребенок не рождается гением, и ни один – дураком. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка. Это годы с рождения до трехлетнего возраста. В детском саду воспитывать уже поздно.

Каждый ребенок может учиться хорошо – все зависит от метода обучения

Читатель может удивиться, почему я, инженер по профессии и в настоящее время президент компании, занялся вопросами раннего развития человека. Причины частично «общественные»: мне совсем не безразличны сегодняшние бунты молодежи, и я спрашиваю себя, насколько современное образование виновато в неудовлетворенности жизнью этих молодых людей. Есть и личная причина – мой собственный ребенок отставал в умственном развитии.

Пока он был совсем маленьким, мне и в голову не приходило, что ребенок, рожденный с такими отклонениями, может развиться в нормального образованного человека, даже если его правильно обучать с самого рождения. Глаза мне открыл доктор Шиничи Сузуки, утверждающий, что «нет отсталых детей – все зависит от метода обучения». Когда я впервые увидел, какие потрясающие результаты дал метод «Воспитание таланта» доктора Сузуки, метод обучения малышей игре на скрипке, то очень пожалел, что как родитель не смог в свое время ничего сделать для собственного ребенка.

Когда я впервые занялся проблемой студенческих беспорядков, то глубоко задумался о значении образования и пытался понять, почему наша система порождает столько агрессивности и неудовлетворенности. Сначала мне казалось, что корни этой агрессивности в системе университетского образования. Однако, углубляясь в проблему, я понял, что она характерна уже и для средней школы. Потом я изучил систему средней и младшей школы и в конце концов пришел к выводу, что и в детском саду влиять на ребенка уже поздно. И неожиданно эта мысль совпала с тем, чем занимался доктор Сузуки и его коллеги.

Доктор Сузуки практикует свой уникальный метод уже 30 лет. До этого он преподавал в младших и старших классах, используя традиционные методы обучения. Он обнаружил, что разница между способными и неспособными детьми очень велика в старших классах, и поэтому решил попробовать заниматься с детьми более младшего возраста, а потом и с самыми маленькими, постепенно продолжая снижать возраст детей, которых обучал. Доктор Сузуки обучает игре на скрипке, потому что сам скрипач. Когда я понял, что этот метод можно успешно применять в любой области образования, я решил серьезно изучить проблему «раннего развития».

Раннее развитие не ставит целью воспитание гениев

Меня часто спрашивают, помогает ли раннее развитие воспитывать гениев. Я отвечаю: «Нет». Единственная цель раннего развития – дать ребенку такое образование, чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым.

Все люди, если они не имеют физических недостатков, рождаются приблизительно одинаковыми. Ответственность за разделение детей на умных и глупых, забитых и агрессивных ложится на воспитание. Любой ребенок, если ему дать то, что нужно и когда нужно, должен вырасти смышленым и с твердым характером.

С моей точки зрения, основная цель раннего развития – это предотвратить появление несчастных детей. Ребенку дают слушать хорошую музыку и учат играть на скрипке не для того, чтобы вырастить из него выдающегося музыканта. Его учат иностранному языку не для того, чтобы воспитать гениального лингвиста, и даже не для того, чтобы подготовить его в «хороший» детский сад и начальную школу. Главное – развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире.

Сама недоразвитость человеческого детеныша говорит об его огромных потенциальных возможностях

Я считаю, что раннее развитие связано с огромным потенциалом новорожденного. Конечно, новорожденный абсолютно беспомощен, но именно потому, что он так беспомощен, так велики его потенциальные возможности.

Дитя человеческое рождается гораздо менее развитым, чем детеныши животных: он умеет только кричать и сосать молоко. А детеныши животных, например собаки, обезьяны или лошади, умеют ползать, цепляться или даже сразу вставать и идти.

Зоологи утверждают, что новорожденный ребенок отстает от новорожденного детеныша животного на 10–11 месяцев, и одна из причин этого – человеческая поза при ходьбе. Стоило человеку принять вертикальное положение, и плод уже не смог находиться в утробе до полного своего развития, поэтому и рождается ребенок еще совсем беспомощным. Ему приходится учиться пользоваться своим телом уже после рождения.

Точно так же он учится пользоваться мозгом. И если мозг любого детеныша животного практически сформировался к моменту рождения, то мозг новорожденного ребенка – как чистый лист бумаги. От того, что будет записано на этом листе, зависит, насколько одаренным станет ребенок.

Структуры мозга формируются к трем годам

Человеческий мозг, говорят, насчитывает примерно 1,4 миллиарда клеток, но у новорожденного большинство из них еще не задействовано.

Сравнение клеток головного мозга новорожденного и взрослого человека показывает, что в процессе развития мозга между его клетками формируются особые мостики-отростки. Клетки головного мозга как бы протягивают друг другу руки, чтобы, крепко держась друг за друга, откликаться на информацию извне, которую они получают через органы чувств. Этот процесс очень напоминает работу транзисторов в электронном компьютере. Каждый отдельный транзистор не может работать сам по себе, только соединенные в единую систему, они функционируют как компьютер.

Период, когда связи между клетками формируются наиболее активно, – это период от рождения ребенка до трех лет. В это время зарождается примерно 70–80 процентов таких соединений. И по мере того, как они развиваются, возрастают возможности мозга. Уже в первые шесть месяцев после рождения мозг достигает 50 процентов своего взрослого потенциала, а к трем годам – 80 процентов. Конечно, это не значит, что мозг ребенка после трех лет перестает развиваться. К трем годам в основном созревает задняя часть мозга, а уже к четырем годам в этот сложный процесс включается та его часть, которая называется «лобные доли».

Фундаментальная способность мозга принимать сигнал извне, создавать его образ и запоминать его и есть та основа, тот самый компьютер, на котором держится все дальнейшее интеллектуальное развитие ребенка. Такие зрелые способности, как мышление, потребности, творчество, чувства, развиваются после трех лет, но они используют базу, сформированную к этому возрасту.

Таким образом, если в первые три года не образовалась прочная база, бесполезно учить, как ее использовать. Это все равно, что пытаться достигнуть хороших результатов, работая на плохом компьютере.

Робость малыша в присутствии незнакомых людей – доказательство развития способности распознавать образы

Мне хотелось бы объяснить особое использование слова «образ» в моей книге.

Слово «образ» чаще всего используется в значении «схема», «устройство образца», «модель». Я же предлагаю использовать это слово в более широком, но специальном смысле, чтобы обозначить процесс мышления, с помощью которого детский мозг распознает и воспринимает информацию. Там, где взрослый человек схватывает информацию, главным образом используя способность логически мыслить, ребенок пользуется интуицией, своей уникальной способностью создавать моментальный образ: способ мышления взрослого недоступен ребенку и придет к нему позже.

Самое яркое свидетельство этой ранней познавательной деятельности – способность младенца различать лица людей. Мне особенно запомнился один малыш, которого я увидел в детской больнице. Говорили, что он способен был различать 50 человек в возрасте, когда ему было всего чуть больше года. Более того, он не только узнавал их, но и давал каждому свое прозвище.

«50 человек» – цифра, может быть, не очень впечатляет, но даже взрослому трудно запомнить 50 разных лиц в течение одного года. Попробуйте записать поточнее черты лица всех ваших знакомых и посмотрите, можете ли вы отличить одно лицо от другого аналитическим путем.

Распознавательные способности ребенка становятся очевидными примерно к полугоду, когда появляется застенчивость. Его маленькая головка уже может отличить знакомые лица, например мамы или папы, от незнакомых, и он ясно дает это понять.

Современное воспитание делает ошибку, меняя местами период «строгости» и период «все можно»

Даже сегодня многие психологи и педагоги, особенно те, которые считаются «прогрессивными», полагают неправильным сознательное обучение маленького ребенка. Они считают, что избыток информации отрицательно сказывается на нервной системе ребенка и более естественно предоставить его самому себе и разрешить делать все, что он хочет. Некоторые даже убеждены, что в этом возрасте ребенок – эгоист и делает все только для своего удовольствия.

Поэтому родители во всем мире под влиянием таких идей сознательно следуют принципу «оставить в покое».

И те же самые родители, когда их дети идут в детский сад или школу, моментально отказываются от этого принципа и вдруг становятся строгими, пытаясь воспитать и чему-нибудь научить своих детей. Ни с того ни с сего «ласковые» мамы превращаются в «грозных».

Между тем из изложенного выше ясно, что все должно быть наоборот. Именно в первые годы жизни ребенка необходимо быть с ним и строгим, и ласковым, а когда он начинает развиваться сам, нужно постепенно научиться уважать его волю, его «Я». Выражаясь точнее, родительское влияние должно прекратиться до детского сада. Невмешательство в раннем возрасте, а затем давление на ребенка в более позднем может только погубить в нем талант и вызвать сопротивление.

Каждая мама желает видеть своего ребенка смышленым и творческим, открытым и уверенным в себе. Но, к сожалению, не каждая знает, как поспособствовать бережному развитию интеллекта своего малыша.

Книга Масару Ибуки «После трех уже поздно» рассказывает о необходимости и важности раннего развития детей. Ведь первые три года жизни – неповторимый период в формировании интеллектуальных способностей ребенка, когда каждый день может стать важным этапом бурного и всестороннего роста.

Эта книга перевернула мою жизнь. Она помогла правильно и осознанно подойти к развитию моих собственных детей. И я не встретила еще ни одной мамы, которая, прочитав эту книгу, не прониклась бы идеей раннего развития. Мы уверены, что теперь таких мам и пап у нас станет больше.

Инициируя переиздание книги Масару Ибуки, мы хотим доставить родителям маленьких детей удовольствие от ее чтения. А еще большее удовольствие они получат от будущих успехов своих малышей. Мы очень хотим, чтобы в нашей стране стало больше умных детей и счастливых родителей.


Евгения Белонощенко,

основатель и душа компании «Бэби-клуб»

Masaru Ibuka


Kindergarten Is Too Late!


Масару Ибука


После трех уже поздно


Перевод с английского Н. А. Перовой



Издательство Студии Артемия Лебедева

Вступление к английскому изданию

Если за добротой и благожелательностью, с которой написана эта книга, вы почувствуете и важность того, о чем она повествует, то, возможно, вместе с другими подобными книжками она совершит в ваших представлениях одну из самых великих и добрых революций в мире. И я искренне желаю, чтобы эта цель была достигнута.

Представьте себе революцию, которая принесет самые замечательные перемены, но обойдется без кровопролития и мучений, без ненависти и голода, без смерти и разрушений.

У этой самой доброй из революций есть только два врага. Первый – закоснелые традиции, второй – существующее положение вещей. Не обязательно, чтобы укоренившиеся традиции разбивались вдребезги и древние предрассудки исчезали с лица Земли. Не надо разрушать то, что все еще может приносить хоть какую-то пользу. Но то, что сегодня кажется ужасным, пусть постепенно исчезнет за ненадобностью.

Теория Масару Ибуки делает возможным уничтожение таких реалий, как невежество, неграмотность, неуверенность в себе, и, кто знает, может быть, принесет, в свою очередь, уменьшение бедности, ненависти и преступлений.

Книга Масару Ибуки не дает этих обещаний, но проницательный читатель все время будет иметь перед глазами такую перспективу. По крайней мере такие мысли рождались во мне, пока я читал эту книгу.

Эта удивительно добрая книга не делает ошеломляющих заявлений. Автор просто предполагает, что маленькие дети обладают способностью научиться чему угодно.

Он считает, что то, что они усваивают без каких-либо усилий в два, три или четыре года, в дальнейшем дается им с трудом или вообще не дается. По его мнению, то, что взрослые осваивают с трудом, дети выучивают играючи. То, что взрослые усваивают со скоростью улитки, детям дается почти мгновенно. Он говорит, что взрослые иногда ленятся учиться, тогда как дети готовы учиться всегда. И утверждает он это ненавязчиво и тактично. Его книга проста, прямолинейна и кристально ясна.

По мнению автора, одним из самых сложных занятий для человека является изучение иностранных языков, обучение чтению и игре на скрипке или фортепьяно. Такими навыками взрослые овладевают с трудом, а для детей – это почти неосознанное усилие. И моя жизнь – яркое подтверждение тому. Хотя я пытался выучить целую дюжину иностранных языков, поскольку работал учителем на всех континентах, обучая детей как из самых привилегированных слоев общества, так и из самых низов, по-настоящему я знаю только родной язык. Я люблю музыку, но не умею играть ни на одном музыкальном инструменте, даже не могу как следует запомнить мелодию.

Чтобы наши детишки, подрастая, свободно говорили на нескольких языках, умели плавать, ездить верхом, писать маслом, играть на скрипке – и все это на высоком профессиональном уровне, – нужно, чтобы их любили (что мы и делаем), уважали (что мы делаем редко) и предоставляли в их распоряжение все то, чему мы бы хотели их научить.

Нетрудно представить себе, насколько мир будет богаче, здоровее, безопаснее, если все дети будут знать языки, искусство, основы наук прежде, чем достигнут подросткового возраста, чтобы затем использовать последующие годы для изучения философии, этики, лингвистики, религии, а также искусства, науки и так далее на более продвинутом уровне.

Нетрудно представить себе, каким был бы мир, если бы огромное желание детей учиться не притуплялось игрушками и развлечениями, а поощрялось и развивалось. Нетрудно представить себе, насколько лучше был бы мир, если бы голод познания трехлетнего ребенка удовлетворялся не только Микки-Маусом и цирком, но и произведениями Микеланджело, Мане, Рембрандта, Ренуара, Леонардо да Винчи. Ведь маленький ребенок обладает безграничным желанием узнать все, чего он не знает, и у него нет ни малейшего понятия о том, что плохо и что хорошо.

Какие же у нас основания доверять советам Масару Ибуки? Что говорит в его пользу?

1. Он не специалист в теории образования, следовательно, не знает, что можно, а что нельзя: необходимое условие для совершения значительного прорыва в устоявшейся области.

2. Он, безусловно, гений. Начав свою деятельность в 1947 году, когда его страна была опустошена, он с тремя молодыми компаньонами и 700 долларами в кармане основал фирму, которую назвал «Сони». Он был одним из тех первопроходцев, которые подняли Японию из руин и отчаяния на уровень мирового лидера.

3. Он не только говорит, он делает. В качестве исполняющего обязанности директора Ассоциации раннего развития и директора организации «Обучение талантов» в Мацумото он в настоящее время дает возможность тысячам японских детей учиться по той программе, которую описал в этой книге. Масару Ибука предлагает изменить не содержание, а способ обучения ребенка.

Выполнимо ли все это или это розовые мечты? И то и другое. И я тому свидетель. Я видел, как в Австралии плавают новорожденные дети супругов Тиммерман. Я слышал, как четырехлетние японские малыши говорили по-английски с доктором Хонда. Я видел, как совсем маленькие детишки выполняли сложные гимнастические упражнения под руководством Дженкинса в США. Я видел, как трехлетние дети играли на скрипке и на рояле с доктором Сузуки в Мацумото. Я видел трехлетнего ребенка, который читал на трех языках под руководством доктора Верса в Бразилии. Я видел, как двухлетние дети из Сиукса катались на взрослых лошадях в штате Дакота. Я получил тысячи писем от мам со всего мира с просьбой объяснить им те чудеса, которые происходят с их детьми, когда их учат читать по моей книге.

Я думаю, что предлагаемая книга – одна из самых важных книг, когда-либо написанных. И я думаю, что ее должны прочитать все живущие на Земле родители.


Глен Доман,

директор Института развития

потенциальных возможностей человека,

Филадельфия, США

Предисловие автора

С древних времен считается, что выдающийся талант – это прежде всего наследственность, каприз природы. Когда нам говорят, что Моцарт дал свой первый концерт в возрасте трех лет или что Джон Стюарт Милл читал классическую литературу по-латыни в этом же возрасте, большинство реагирует просто: «Конечно, они же гении».

Однако подробный анализ ранних лет жизни и Моцарта, и Милла говорит о том, что их строго воспитывали отцы, которые хотели сделать своих детей выдающимися. Я предполагаю, что ни Моцарт, ни Милл не были рождены гениями, их талант развился максимально благодаря тому, что им с самого раннего детства создали благоприятные условия и дали прекрасное образование.

И наоборот, если новорожденный воспитывается в среде, изначально чуждой его природе, у него нет шансов развиваться полностью в дальнейшем. Самый яркий пример – история «волчьих девочек», Амалы и Камалы, найденных в 1920-е годы в пещере к юго-западу от Калькутты (Индия) миссионером и его женой. Они приложили все усилия, чтобы вернуть детям, воспитанным волками, человеческий облик, но все усилия оказались напрасны. Принято считать само собой разумеющимся, что ребенок, рожденный человеком, – человек, а детеныш волка – волк. Однако у этих девочек и в человеческих условиях продолжали проявляться волчьи повадки. Получается, что образование и окружающая среда, в которую попадает младенец сразу после рождения, скорее всего и определяет, кем он станет – человеком или волком!

Размышляя над этими примерами, я все больше и больше думаю о том, какое огромное влияние на новорожденного оказывают образование и окружающая среда.

Эта проблема приобрела величайшее значение не только для отдельных детей, но и для здоровья и счастья всего человечества. Поэтому в 1969 году я занялся созданием организации «Японская ассоциация раннего развития». Наши и зарубежные ученые собрались, чтобы в экспериментальных классах изучить, проанализировать и расширить применение метода доктора Шиничи Сузуки обучения малышей игре на скрипке, который привлекал тогда внимание всего мира.

По мере того как мы продвигались в своей работе, нам стало совершенно ясно, насколько порочен традиционный подход к детям. Мы привычно считаем, что знаем о детях все, тогда как очень мало знаем об их реальных возможностях. Мы уделяем много внимания вопросу о том, чему учить детей старше трех лет. Но согласно современным исследованиям к этому возрасту развитие клеток головного мозга уже завершено на 70–80 процентов. Не значит ли это, что мы должны направить свои усилия на раннее развитие детского мозга до трехлетнего возраста? Раннее развитие не предлагает насильственного вскармливания грудных детей фактами и цифрами. Главное – введение нового опыта «вовремя». Но только тот, кто ухаживает за ребенком изо дня в день, обычно это мама, может распознать это «вовремя». Я написал эту книгу, чтобы помочь этим мамам.


Масару Ибука

Часть 1
Потенциальные возможности ребенка

1. Важный период

Детский сад – это уже поздно

Наверное, каждый из вас помнит из школьных лет, что в классе был особо одаренный ученик, который без видимых усилий становился лидером класса, в то время как другой тянулся в хвосте, как бы ни старался.

В мои годы учителя поощряли нас примерно так: «Умный ты или нет, это не наследственность. Все зависит от своих собственных усилий». И все же личный опыт ясно показывал, что отличник – всегда отличник, а двоечник – всегда двоечник. Казалось, что интеллект предопределен с самого начала. Что было делать с этим несоответствием?

Я пришел к выводу, что способности и характер человека не предопределены от рождения, а большей частью формируются в определенный период его жизни. Давно идут споры: формирует ли человека наследственность или то образование и воспитание, которое он получает. Но до сегодняшнего дня ни одна более или менее убедительная теория не положила конец этим спорам.

Наконец, исследования физиологии мозга, с одной стороны, и детской психологии, с другой, показали, что ключ к развитию умственных способностей ребенка – это его личный опыт познания в первые три года жизни, то есть в период развития мозговых клеток. Ни один ребенок не рождается гением, и ни один – дураком. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка. Это годы с рождения до трехлетнего возраста. В детском саду воспитывать уже поздно.

Каждый ребенок может учиться хорошо – все зависит от метода обучения

Читатель может удивиться, почему я, инженер по профессии и в настоящее время президент компании, занялся вопросами раннего развития человека. Причины частично «общественные»: мне совсем не безразличны сегодняшние бунты молодежи, и я спрашиваю себя, насколько современное образование виновато в неудовлетворенности жизнью этих молодых людей. Есть и личная причина – мой собственный ребенок отставал в умственном развитии.

Пока он был совсем маленьким, мне и в голову не приходило, что ребенок, рожденный с такими отклонениями, может развиться в нормального образованного человека, даже если его правильно обучать с самого рождения. Глаза мне открыл доктор Шиничи Сузуки, утверждающий, что «нет отсталых детей – все зависит от метода обучения». Когда я впервые увидел, какие потрясающие результаты дал метод «Воспитание таланта» доктора Сузуки, метод обучения малышей игре на скрипке, то очень пожалел, что как родитель не смог в свое время ничего сделать для собственного ребенка.

Когда я впервые занялся проблемой студенческих беспорядков, то глубоко задумался о значении образования и пытался понять, почему наша система порождает столько агрессивности и неудовлетворенности. Сначала мне казалось, что корни этой агрессивности в системе университетского образования. Однако, углубляясь в проблему, я понял, что она характерна уже и для средней школы. Потом я изучил систему средней и младшей школы и в конце концов пришел к выводу, что и в детском саду влиять на ребенка уже поздно. И неожиданно эта мысль совпала с тем, чем занимался доктор Сузуки и его коллеги.

Доктор Сузуки практикует свой уникальный метод уже 30 лет. До этого он преподавал в младших и старших классах, используя традиционные методы обучения. Он обнаружил, что разница между способными и неспособными детьми очень велика в старших классах, и поэтому решил попробовать заниматься с детьми более младшего возраста, а потом и с самыми маленькими, постепенно продолжая снижать возраст детей, которых обучал. Доктор Сузуки обучает игре на скрипке, потому что сам скрипач. Когда я понял, что этот метод можно успешно применять в любой области образования, я решил серьезно изучить проблему «раннего развития».

Раннее развитие не ставит целью воспитание гениев

Меня часто спрашивают, помогает ли раннее развитие воспитывать гениев. Я отвечаю: «Нет». Единственная цель раннего развития – дать ребенку такое образование, чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым.

Все люди, если они не имеют физических недостатков, рождаются приблизительно одинаковыми. Ответственность за разделение детей на умных и глупых, забитых и агрессивных ложится на воспитание. Любой ребенок, если ему дать то, что нужно и когда нужно, должен вырасти смышленым и с твердым характером.

С моей точки зрения, основная цель раннего развития – это предотвратить появление несчастных детей. Ребенку дают слушать хорошую музыку и учат играть на скрипке не для того, чтобы вырастить из него выдающегося музыканта. Его учат иностранному языку не для того, чтобы воспитать гениального лингвиста, и даже не для того, чтобы подготовить его в «хороший» детский сад и начальную школу. Главное – развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире.

Сама недоразвитость человеческого детеныша говорит об его огромных потенциальных возможностях

Я считаю, что раннее развитие связано с огромным потенциалом новорожденного. Конечно, новорожденный абсолютно беспомощен, но именно потому, что он так беспомощен, так велики его потенциальные возможности.

Дитя человеческое рождается гораздо менее развитым, чем детеныши животных: он умеет только кричать и сосать молоко. А детеныши животных, например собаки, обезьяны или лошади, умеют ползать, цепляться или даже сразу вставать и идти.

Зоологи утверждают, что новорожденный ребенок отстает от новорожденного детеныша животного на 10–11 месяцев, и одна из причин этого – человеческая поза при ходьбе. Стоило человеку принять вертикальное положение, и плод уже не смог находиться в утробе до полного своего развития, поэтому и рождается ребенок еще совсем беспомощным. Ему приходится учиться пользоваться своим телом уже после рождения.

Точно так же он учится пользоваться мозгом. И если мозг любого детеныша животного практически сформировался к моменту рождения, то мозг новорожденного ребенка – как чистый лист бумаги. От того, что будет записано на этом листе, зависит, насколько одаренным станет ребенок.

Структуры мозга формируются к трем годам

Человеческий мозг, говорят, насчитывает примерно 1,4 миллиарда клеток, но у новорожденного большинство из них еще не задействовано.

Сравнение клеток головного мозга новорожденного и взрослого человека показывает, что в процессе развития мозга между его клетками формируются особые мостики-отростки. Клетки головного мозга как бы протягивают друг другу руки, чтобы, крепко держась друг за друга, откликаться на информацию извне, которую они получают через органы чувств. Этот процесс очень напоминает работу транзисторов в электронном компьютере. Каждый отдельный транзистор не может работать сам по себе, только соединенные в единую систему, они функционируют как компьютер.

Период, когда связи между клетками формируются наиболее активно, – это период от рождения ребенка до трех лет. В это время зарождается примерно 70–80 процентов таких соединений. И по мере того, как они развиваются, возрастают возможности мозга. Уже в первые шесть месяцев после рождения мозг достигает 50 процентов своего взрослого потенциала, а к трем годам – 80 процентов. Конечно, это не значит, что мозг ребенка после трех лет перестает развиваться. К трем годам в основном созревает задняя часть мозга, а уже к четырем годам в этот сложный процесс включается та его часть, которая называется «лобные доли».

Фундаментальная способность мозга принимать сигнал извне, создавать его образ и запоминать его и есть та основа, тот самый компьютер, на котором держится все дальнейшее интеллектуальное развитие ребенка. Такие зрелые способности, как мышление, потребности, творчество, чувства, развиваются после трех лет, но они используют базу, сформированную к этому возрасту.

Таким образом, если в первые три года не образовалась прочная база, бесполезно учить, как ее использовать. Это все равно, что пытаться достигнуть хороших результатов, работая на плохом компьютере.

Робость малыша в присутствии незнакомых людей – доказательство развития способности распознавать образы

Мне хотелось бы объяснить особое использование слова «образ» в моей книге.

Слово «образ» чаще всего используется в значении «схема», «устройство образца», «модель». Я же предлагаю использовать это слово в более широком, но специальном смысле, чтобы обозначить процесс мышления, с помощью которого детский мозг распознает и воспринимает информацию. Там, где взрослый человек схватывает информацию, главным образом используя способность логически мыслить, ребенок пользуется интуицией, своей уникальной способностью создавать моментальный образ: способ мышления взрослого недоступен ребенку и придет к нему позже.

Самое яркое свидетельство этой ранней познавательной деятельности – способность младенца различать лица людей. Мне особенно запомнился один малыш, которого я увидел в детской больнице. Говорили, что он способен был различать 50 человек в возрасте, когда ему было всего чуть больше года. Более того, он не только узнавал их, но и давал каждому свое прозвище.

«50 человек» – цифра, может быть, не очень впечатляет, но даже взрослому трудно запомнить 50 разных лиц в течение одного года. Попробуйте записать поточнее черты лица всех ваших знакомых и посмотрите, можете ли вы отличить одно лицо от другого аналитическим путем.

Распознавательные способности ребенка становятся очевидными примерно к полугоду, когда появляется застенчивость. Его маленькая головка уже может отличить знакомые лица, например мамы или папы, от незнакомых, и он ясно дает это понять.

Современное воспитание делает ошибку, меняя местами период «строгости» и период «все можно»

Даже сегодня многие психологи и педагоги, особенно те, которые считаются «прогрессивными», полагают неправильным сознательное обучение маленького ребенка. Они считают, что избыток информации отрицательно сказывается на нервной системе ребенка и более естественно предоставить его самому себе и разрешить делать все, что он хочет. Некоторые даже убеждены, что в этом возрасте ребенок – эгоист и делает все только для своего удовольствия.

Поэтому родители во всем мире под влиянием таких идей сознательно следуют принципу «оставить в покое».

И те же самые родители, когда их дети идут в детский сад или школу, моментально отказываются от этого принципа и вдруг становятся строгими, пытаясь воспитать и чему-нибудь научить своих детей. Ни с того ни с сего «ласковые» мамы превращаются в «грозных».

Между тем из изложенного выше ясно, что все должно быть наоборот. Именно в первые годы жизни ребенка необходимо быть с ним и строгим, и ласковым, а когда он начинает развиваться сам, нужно постепенно научиться уважать его волю, его «Я». Выражаясь точнее, родительское влияние должно прекратиться до детского сада. Невмешательство в раннем возрасте, а затем давление на ребенка в более позднем может только погубить в нем талант и вызвать сопротивление.

Название: После трёх уже поздно
Писатель: Масару Ибука
Издательство: Студия Артемия Лебедева
Возрастное ограничение: 16+
Объем: 120 стр 9 иллюстраций
Жанры: Зарубежная прикладная и научно-популярная литература, Воспитание детей

Масару Ибука - японский бизнесмен и инженер, один из основателей всемирно известной компании Sony. Также он является автором успешных методик по вопросам обучения и раннего развития детей.

В данном произведении автор доказывает, что первые три года жизни — это самый важный жизненный отрезок в развитии вашего малыша. Именно в данном возрасте закладывается характер маленького человечка, и в дальнейшем он будет не особо легко поддаваться корректировке. Именно в эти годы, ребёнок вбирает в себя всю доступную информацию, как губка. Поэтому и развивать его интеллектуальный уровень необходимо как раз с трёхлетнего возраста. Ему будет намного проще и быстрее воспринимать информацию именно сейчас, чем в более поздние годы. Но не стоит насиловать ребёнка, запихивая ему в голову всё, что попадётся. Всё равно это не приведёт ни к каким положительным результатам. Ребёнок запоминает только то, что ему самому будет интересно. Также для того, чтобы ребёнок вырос счастливым, умным и добрым, следует, чтобы он всё время чувствовал поддержку своих родителей, их любовь и ласку, к тому же не только по отношению к нему, но и друг к другу. Только в по-настоящему счастливой семье способна вырасти гармоничная личность.

Данное психологическое пособие учит тому, чтобы мы разговаривали со своими детьми. Ведь общаясь с ними, как со взрослыми, мы даём понять, что они важны для нас, мы с внимательностью относимся к их точке зрения, и что самое немаловажное, постепенно учим ребёнка самостоятельно принимать решения. Поступать правильно, но не быть ведомым. С маленького возраста нужно держать ребёнка с собой, чтобы он наблюдал, как вы делаете обычные, домашние дела. Позвольте ребёнку быть своим ассистентом, пусть даже в шуточной, лёгкой форме, и вы привьёте ему трудолюбие в будущем, дадите ощущение важности исполнения каждодневных дел.

Также автор не обошёл в своей книге и эстетические моменты. В гармоничном развитии личности ребёнка важным звеном является спокойная, классическая музыка, рисование, изучение иностранных языков и многое другое. Первое прививает малышу хороший вкус, второе — закладывает творческое начало.

Книга «После трёх уже поздно» написанная лёгким, доступным языком, будет полезна, как и парам, только ждущим ребёнка, так и тем, у кого уже есть опыт в воспитании детей. Она позволит найти и развить индивидуальные способности вашего ребёнка, превратить даже шумного непоседу в ребёнка, послушного своим родителям.

На нашем литературном сайте сайт вы можете скачать книгу Масару Ибука «После трёх уже поздно» бесплатно в подходящих для разных устройств форматах — epub, fb2, txt, rtf. Вы любите читать книги и всегда следите за выходом новинок? У нас большой выбор книг самых разных жанров: классика, современная фантастика, литература по психологии и детские издания. К тому же мы предлагаем интересные и познавательные статьи для начинающих писателей и всех тех, кто хочет научиться красиво писать. Каждый наш посетитель сможет найти для себя что-то полезное и увлекательное.



(Фрагмент)